Неведомые глубины Кода жизни Гл. 15 и 16

Людмила Киреева-Силенко
Предыдущее здесь:  http://www.proza.ru/2019/10/27/918


Глава № 15

Через месяц после того, как отметили два годика Артему, Юлю вызвали в милицию. И родители, и она сама терялись в догадках о причине этого вызова.

Мама встретила её во дворе тревожным вопросительным взглядом, ни о чём не спрашивая.

- Не беспокойтесь, всё в порядке.

- А вызывали зачем? Всё-таки милиция!

- Просто меня разыскивает человек. Вместе на химзаводе работали. Спрашивали, можно ли ему давать мой адрес, не грозит ли это мне какими-либо неприятностями с его стороны.

- И что ты решила?

- Сказала, пусть дадут. Его с завода ещё при мне в армию призвали.


Через неделю пришло письмо из Евпатории от Валеры. Юля прочла его, и не стала ничего рассказывать родителям. На следующий день ушла на работу, оставив письмо на столе.
Мама долго ходила вокруг в нерешительности: вроде нехорошо читать чужие письма, даже если они адресованы дочери. Но любопытство пересилило, прочла. Вечером не утерпела, рассказала отцу:

- Вроде хорошее письмо Пишет, что после армии вернулся на завод, а там ему сказали что Юля разошлась с мужем и уехала к родителям. Так он не стал оформляться на работу, уехал к матери в Евпаторию и решил разыскивать Юлю. Мол, сильно любит, не может забыть. Просит, чтобы написала ему, если свободна и спрашивает, можно ли приехать? Но знаешь, отец, что меня настораживает? То, что дальше он пишет. Мол, береги ребёнка, он мне небезразличен, я хочу быть ему хорошим отцом!

- Так что же ты усмотрела здесь плохого? - возразил муж.

- То, что дальше он пишет. Вот, послушай: - «Юля! Береги ребёнка. Если с ним что случится, я этого не переживу и тебе не прощу!» Понимаешь, он ему чужой, ни разу в глаза не видел, и вдруг «не переживу, не прощу»! Какой-то он человек неискренний. Мне это очень не нравится. Как бы не попала наша Юля в лапы лживого авантюриста!

- Да, это подозрительно, - согласился муж, немного подумав. - Но, с другой стороны, ей надо свою жизнь устраивать. Молодость не вечна, а у нас в городе она пару себе вряд ли найдёт. Ты ведь знаешь, что молодёжи здесь нет, все после школы в город стараются уехать, -  он задумался и после недолгого молчания продолжил: - Подождём. Он ведь собирается сюда приехать. Посмотрим, что из себя представляет. Если увидим, что прохвост, постараемся предостеречь дочку. Конечно, если нас послушает.

- Да, если послушает, - эхом отозвалась мама.


Валера приехал через полмесяца. Встретили по-доброму, накрыли стол. Молодёжь вспоминала время, когда вместе работали, сотрудников, друзей, а родители присматривались, прислушивались, стараясь распознать, чем «дышит» приехавший из Крыма ухажёр.

Внешне он им сразу не понравился: невысокого роста, щуплый, с крупным носом и маленькими, глубоко посаженными глазами. К тому же, абсолютно лысый!
Это ж надо! Ещё и тридцати нету, и ни одной волосинки на голове!
Но в разговоре был сметливым, сам говорил, и собеседников слушал, не перебивая. Что ж, пусть Юля решает. Ей с ним жить. Красота преходяща, если в остальном по душе, то что ж, пусть сама решает.

Ещё полгода длилась переписка. Дочь рассказывала, что Валера устроился на работу, и ей нашёл работу на радиозаводе, но вот с жильём проблемы. Живёт в доме у матери, но там ещё и брат с семьёй. Но он ищет жильё, как найдёт, так сразу приедет и заберёт Юлю с Артёмкой.

И в каждом письме присуствовало: «Юля! Береги  Артёмку! Если с ним что случится...»

Вскоре написал, что его с семьёй согласна взять на квартиру родная тётка, так что пусть Юля собирается, на днях приедет. Она ответила, что согласна, при условии, что официально оформят брак.



Глава № 16

Лето в Донбассе, как правило, жаркое и сухое. Терриконы, которых немало высится во всех районах большого города, сокрушительной массой широкого основания уплотнили, осадили землю под собой, и в образовавшихся лощинках по утрам белой ватой собирается туман.
Терриконы живописно красовались, словно в белых прозрачных юбочках, устремляя острые вершины в чистую голубизну утреннего неба. Каждый раз, спеша на работу, Тамара любовалась этим зрелищем и поражалась мощи человеческих усилий. Это ж надо столько породы сокрушить! Ведь раньше уголь и породу отбивали вручную, кирками! А потом всё это надо было дотащить, часто ползком, из дальних угольных забоев к стволам шахт!
Потом изобрели отбойные молотки, и только совсем недавно появились угольные комбайны. И всё надо поднять на поверхность, а оттуда породу — на самый верх террикона! Видно, эти терриконы ещё почти вручную насыпали, говорят, они  старые, уже  давно  недействующие. Вон как просели, словно в ямах сидят! Сколько же им лет? Наверное, около ста. Наверное и вся земля под Донецком изрыта ходами забоев.

 А откуда-то, из уголков памяти, всплыл рассказ Владимира Николаевича, сотрудника из экономического отдела, уже пожилого мужчины, всю жизнь прожившего здесь: «Это сейчас многие работы в шахтах выполняются с помощью электрических механизмов. А раньше, для того, чтобы опускать и поднимать грузы и людей, в шахты спускали лошадей. Брали ещё молодых, и там, на глубине, в полной темноте, они всю свою жизнь ходили по кругу, приводя в движение огромные барабаны с прикреплёнными к ним мощными тросами. Там, в глубине шахты, лошади работали, отдыхали, там их кормили и поили, там они старилась. От недостатка света лошади теряли зрение. А когда не могли уже работать, их поднимали наверх, «на гора», как говорят шахтёры. Отпускали на волю, в поле - пасись, ты заслужила свободу многолетним тяжким трудом!
А слепая лошадь ходила и ходила по кругу, съедала всю траву у себя под ногами, но и дальше продолжала и продолжала ходить по кругу, вытоптанному ею же самой. Она не могла сделать шаг в сторону, потому, что всю жизнь ходила по кругу!»

Надо же! Тамаре до боли жалко было старых, слепых, беспомощных лошадей...

- Площадь Будённого! - громко объявила кондукторша. Тамара подхватилась: надо же, чуть не проехала свою остановку! Быстро направилась к стоящему невдалеке заводскому автобусу.

С Виталием встречаются уже полгода, парень нравится. А если предложит выходить замуж? Соглашаться? Наверное, да. Только вот Лариса ведёт себя последнее время как-то странно. С одной стороны довольна, что сестре попался хороший рабочий паренёк, а с другой, вроде чем-то недовольна. Вот и вчера устроила допрос: готовится ли Тамара к вступительным экзаменам в университет? Документы то сдала, но, честно говоря, неохота сидеть над учебниками. Днём работа, а вечером — то в кино Виталик пригласит, то просто погулять. Конечно, это интересней, чем корпеть в душной комнате над скучными теоремами. «А, ладно! Сдам, так сдам, если попадутся лёгкие вопросы, а не сдам, тоже не велика беда. Ну, поступлю, буду пять лет напрягаться, выучусь, и что изменится? Вот Виталик, окончил только вечернюю школу, а получает больше, чем Ларисин муж Володя, с его дипломом инженера».

Экзамены в университет Тамара не сдала. А вскоре после этого прибежала домой оживлённая, радостная:

- Лариса! Виталик сделал мне предложение! Я выхожу замуж! Ура-а-а! Ура-а-а! Мы завтра идём в ЗАГС подавать заявление! Свадьба в сентябре!

- Поздравляю тебя, сестричка. По-моему, он достойный парень. А жить где будете?

- Как, где? У него! Родители отдают нам комнату. Получается, зал общий, в одной спальне они, а в другой мы.

- А кто же его родители? Где работают? Ты с ними познакомилась?

- Да, сегодня. Обыкновенные простые люди. Мать всю жизнь была домохозяйка, у них ведь пятеро детей. А отец столяром работал на шахтах. Сейчас на пенсии.

- Я слышала, что в семье кто-то выпивает.

- Ну, Виталик говорит, что старший брат Анатолий сильно пил. Сейчас его как-то закодировали, совсем не пьёт. Недавно женился второй раз, в первой семье дети уже большие, а в этой — сыну лет пять. А второй брат — Жора, выпивает, как и все. Ещё бабка, то-есть, мать Виталика, это её так внуки прозвали, а потом и все остальные стали  называть - «бабка», но она не обижается. Так она тоже любит выпить. Отец не сильно, а «бабка» любит выпить.  А что?

- Да ничего. Смотри, чтобы вы с Виталиком «за компанию» не пристрастились к выпивке.
- Ну что ты такое говоришь! - обиделась Тамара. - Ещё чего нехватало! Что мы, дураки, что ли?!

Продолжение следует:  http://www.proza.ru/2019/10/29/604