30 ноября и 30 кораблей

Елена Шувалова
   
    В своём Дневнике, под датой 30 ноября (1833), Пушкин пишет следующее:

   «Вчера бал у Бутурлина (Жомини). Любопытный разговор с Блайем: зачем у вас флот в Балтийском море? для безопасности Петербурга? но он защищен Кронштадтом. Игрушка! — Долго ли вам распространяться? (Мы смотрели карту постепенного распространения России, составленную Бутурлиным.) Ваше место Азия; там совершите вы достойный подвиг сивилизации... etc….».

   В этой записи уже виден замысел Чудо-юдо-рыбы-Кита и проглоченных им 30 кораблей. Каким образом? Сейчас расскажем. Начнём с даты. Тридцатое ноября - это День Андрея Первозванного.

   В этот  же день, только за сто тридцать восемь лет до пушкинской записи, - 30 ноября 1695 года - Пётр Первый направил письмо Апраксину (архангельскому воеводе) с требованием прислать ему корабельных мастеров для строительства 30 (тридцати) галер и галиотов. С этими тридцатью кораблями Пётр выиграл в 1696 году битву за Азов (после проигрыша в 1695). Эти тридцать галер дали начало Российскому флоту.*

  Пётр Первый чтил апостола Андрей Первозванного как своего святого (поскольку он родной брат апостола Петра). Так же он чтил его как Покровителя Русской земли, первого Крестителя Руси. Пётр заложил ковчежец с мощами святого Андрея под камень, положенный в основание Санкт-Петербурга (потом на этом месте был построен Андреевский собор). Затем государь учредил Орден Андрея Первозванного как высший орден России. И поместил на морской флаг России изображение Андреевского косого креста, - поскольку святой Андрей и покровитель мореплавателей. Но и не только поэтому. А ещё (или, -  прежде всего) потому, что Пётр Первый как бы принял на себя миссию Андрея Первозванного – миссию Просвещения России. И, конечно, Пётр не случайно пишет Апраксину о корабельных мастерах именно 30 ноября – в День Андрея Первозванного. Так же, как не случайно записывает Пушкин именно под этой датой свой «любопытный разговор» с английским дипломатом Блайем, которого (разговора), возможно, и не было…

   Пушкину прискорбно было видеть то, что стало спустя сто лет с главным и любимым детищем Петра Великого – Балтийским флотом: он превратился в игрушку  для парадных церемоний. И англичанин (Англия – всегдашний противник России) толкует о том, что полно нам распространяться, а подвиг «сивилизации» мы можем вполне совершить в Азии… Слово «цивилизация» здесь употреблено в смысле «просвещение».

   Но и не только. Пушкин специально пишет это слово  латинизировано – «сивилизации», - чтобы навести «любопытного изыскателя» на следующие слова из Вступления Томаса Гоббса к его «Ливиафану»: «Ибо искусством создан тот великий Левиафан, который называется Республикой, или Государством (Commonwealth, or State), по-латыни – Civitas, и который является лишь искусственным человеком, хотя и более крупным по размерам и более сильным, чем естественный человек, для охраны и защиты которого он был создан».

   Левиафан же – это кит.

   А отцом апостолов Андрея и Петра был рыбак по имени И о н а! Конечно, это совсем не тот библейский Иона, что был проглочен Китом, но всё же, имя   - то самое!

   Вероятно, Пушкин цитировал Гоббса уже в заметке «О русской истории XVIII века» в 1822 году.

  «По смерти Петра I движение, переданное сильным человеком, все еще продолжалось в огромных составах государства преобразованного», - начинает он этот опус.

  «В этом Левиафане, - пишет Гоббс, -  верховная власть, дающая жизнь и движение всему телу, есть искусственная душа, должностные лица и другие представители судебной и исполнительной власти – искусственные суставы;.. . Пушкинские "огромные составы государства" и есть гоббсовские "суставы". А верховную власть, дающую жизнь и движение, в России XVIII века и представлял сам император Пётр Первый.


  К тому же, и душу Петра – в материалах по Истории Петра (1719), - поэт назвал «железной» ("искусственной"). **

  То есть, Пушкин представлял себе как Кита (левиафана) и государство, и государя – Петра Первого. Это представление и найдёт своё воплощение в сказке «Конёк-Горбунок».

  30 ноября, в День Андрея Первозванного, государь Пётр Первый начал создавать русский флот. Начался он с тридцати кораблей. Эти тридцать кораблей – символ Просвещения России. В пушкинское время, при царях Александре и Николае, Балтийский флот – великое создание царя-гиганта – потерял своё значение. Он стал церемониальной "игрушкой". И миссия Просвещения была забыта правителями России...


 
Продолжение:http://www.proza.ru/2019/10/20/877


*"Еще 30 ноября Петр потребовал от архангельского воеводы Ф.М. Апраксина прислать ему корабельных мастеров из числа русских. Не дожидаясь их приезда, царь сам отправился в Воронеж, чтобы руководить сооружением 30 галер и галиотов (галер больших размеров). .."
   "… Общая численность флотилии, как и намечалось, составила 30 судов." / Н.И. Павленко. Лефорт.

** «Скончался царевич и наследник Петр Петрович: смерть сия сломила наконец железную душу Петра»./А.С. Пушкин. Материалы к Истории Петра Великого. 1719 год.