Первый напарник

Василий Овчинников
Глава из повести "Чемпион" http://www.proza.ru/2015/01/30/180

    В Пскове открылась школа высшего спортивного мастерства по гребле на байдарках и каноэ. Валентин Михайлович, к тому времени он уже достаточно проучился на заочном в институте имени Лесгафта, стал тренером в ШВСМ. 
    Я в группу не попал. Минимум - второй разряд. Тренером в детской спортивной школе, где мне надо было продолжать заниматься, была мастер спорта по гребле на байдарках Валентина Пономаренко, но тренера и ребят менять не хотелось.
    Мама расстроилась не меньше меня. Пусть я не добился в первый год успехов, но за лето окреп, выровнялся и, самое главное, при постоянном деле. Решили идти на базу вместе. Разговор с Валентином Михайловичем оказался коротким: «Хочешь заниматься у меня - переходи в каноэ».
    Опять всё заново. Но уже по другому. Валентин Михайлович, взяв меня в Школу Высшего Спортивного Мастерства «авансом», как бы разделил со мной  ответственность за моё спортивное будущее.

    Гребля может и не так интересна и многообразна как игровые виды спорта, фигурное катание или гимнастика. На весле в каноэ  при правильной технике до сорока килограммов, протяжка - полтора метра, темп до шестидесяти гребков в минуту. Мощность — до одной лошадиной силы. Две минуты на пятисотке и семь тонн перелопачено. Сила и выносливость. И постоянная работа над техникой. Пока кости не окрепли, гребца умный тренер раньше времени форсировать не будет. Иначе спалишь досрочно.

    На весенних каникулах поехали на сборы в Тарту. Лёд на быстрой Эмайыге - Мать реке сходит рано. Я тренируюсь в двойке с одноклассником Толиком Степановым - Длинным Стёпой. Он и, правда, похож на Михалковского дядю Стёпу. Ростом на полголовы выше меня, и смотрит на меня как старший, немного свысока. Да он и на самом деле старше. В нашем классе недавно. Отец военный, переведён в Псков из Германии. На обеих руках у Толика шрамы. Во время учений, когда гарнизон уехал на полигон, и охрана военного городка была ослаблена, в жилые дома ворвались бандиты. Детей и женщин привязали к кроватям, перерезали вены и так и оставили. Успели спасти. Но, не всех. Говорить про это во времена «Дружбы народов» было не принято. Кроме Толика в семье и младший брат, Саня. Он тоже учится в нашей сорок седьмой, в одном классе с моим братом. 
   Год в байдарке для меня не прошел даром. В двойке я сижу довольно устойчиво, за неделю тренировок на сборе ни разу не выпал из лодки.

   Юношеская товарищеская встреча в Талине (как сейчас пишут в Таллинне). Первые соревнования на выезде. В Талине до этого я не был. Вышгород, золотые рыбки во рву вокруг замка. Знаменитый Таллиннский  зоопарк, действительно больше похожий на парк, а не на тюрьму для зверей. Чистота. Непривычно чинные ровесники. В школе  и по городу ходят в галстуках, в столовой едят ножом и вилкой.
   В команде я запасной. Тренер Валентин Михайлович, взял меня под свою персональную опеку. Шли тысячу, второй Псковской лодкой. Дистанция на загородном озере. Перед стартом вдобавок к обеду съел творожный сырок, уж больно вкусным показался. Ветер и боковая зыбь. Метров за сто до финиша выпал из лодки. Толик мужественно балансировал рядом, пока  не подъехал катер и вытащили меня из воды. Вода была холодновата, наглотался сгоряча и на всю жизнь запомнил вкус того предстартового сладкого сырка.

   Ребята приходили и уходили. Ушел и длинный Степа. У него оказались больные почки, и врачи не разрешили ему большие нагрузки. Но костяк Тимохиной группы, во многом благодаря тренеру, мягкому и человечному, немного мечтателю, - мальчишки в каноэ, девчонки в байдарке, остался.
   Я постепенно втянулся в серьёзные тренировки. Мы не только вместе тренировались, появлялись общие дела, проявлялись и общие интересы, возникало то, что сейчас называется клубностью (клуб, клубок).

Современное фото из интернета.
Чемпионат мира. Наши проигрывают немцам.