Ужасное место - школа?

Элла Лякишева
    Фотография героя интервью.

        Друзья, совсем недавно мы вспоминали ЮНОСТЬ  - какой у многих из нас она была 50 лет назад, вспоминали, чем дышала её душа, к чему стремились мечты. http://proza.ru/2019/04/24/565
    Прошло время.  Оно изменило не только физическую оболочку пространства, интерьера жизни, но очень во многом и воздух,  и  само дыхание жизни стали другими.
       Перед вами портрет молодого человека начала 21-го века. И пусть вас не пугает заголовок.   

                УЖАСНОЕ МЕСТО - ШКОЛА?

   Высокий, широкоплечий, стройный, Илья может служить эталоном юношеского обаяния.  Открытый лоб, собранные в пучок на затылке волосы, внимательный взгляд  за стёклами очков... Бархатистый, глубокий голос очаровывает с первого звучания; к тому же, за словом в карман мой герой, как говорится, не лезет. Умеет и слово нужное найти, и улыбнуться к месту.

   Ему 19 лет, и он оканчивает  четвёртый курс колледжа, профессия – электротехник. На интервью согласился легко, не раздумывая. Отвечает без напряга, искренне, иногда снисходительно улыбаясь.

Включаю диктофон. Решила начать с глобальных вопросов:

- Илья, как ты думаешь, в чём смысл жизни?
- В реализации сокровенного желания.

- Но ведь желания у всех разные. Некоторые мечтают лежать на диване, отдыхать…
- Это не желание – это лень!

- А если желание убить кого-то?
- Это уже болезнь. Психопатию надо лечить.

- Значит, желание должно быть добрым?
- Да, чтобы не причинить другим вреда.
- Вот теперь согласна.  А вообще -  что такое жизнь?

   Думала огорошить  философским вопросом, но  слышу ответ немедленный и уверенный:

- Жизнь – это бесконечная череда событий, чаще всего случайных.
- Считаешь, что всё в жизни происходит случайно? А как же судьба? Рок? Зависит ли что-нибудь от них?
- Возможно, кое-что зависит, - Илья пожимает плечами. -  Но, естественно,  знать ВСЁ невозможно…
- Ты атеист?

                Улыбается:
- Скорее всего, реалист! Верю не в Высшее существо, которое по щелчку пальца сотворило мир, но – в науку. Она важнее, чем религия. А вообще вера и религия – разные вещи! Вера – в душе, а религия – внешнее, видимое.

- Может, ты в параллельные миры веришь? О них сейчас много говорят, предполагают…
- Хотелось бы верить – это, хотя и свехъестественно, но  заманчиво звучит… Но нет, всё-таки слабо верится, пока  доказательств-то никаких!

- А в машину времени веришь?
- Нет, временем управлять невозможно!

- Действительно, реалист! Если  веришь в науку, то скажи, кого из учёных ты назвал бы самым уважаемым?

    Отвечает не задумываясь:
- Из современных - Стивена Хокинга! Сильная личность! Посвятил жизнь изучению «чёрных дыр». Немного не дожил он до момента, о котором мечтал: сфотографирована Чёрная дыра! Окончательно доказано, что она существует!

           Охлаждаю его восторг:
- Есть предположение, что, возможно, компьютерные технологии помогли  сфабриковать фотографию.

           Вздыхает:
- Возможно…
- Кого из исторических личностей уважаешь?
- Пожалуй,  Петра Первого.

- А к Сталину как  относишься?
- Спокойно. Без фанатизма в любую сторону. Он не хотел плохого для страны. Был террор, но и много хорошего для развития страны тоже было.

- А что скажешь о Путине? Спасёт ли он Россию?
- Он уже один раз спас её, в прошлом, поднял из провала. Но сейчас, по-моему, политику надо сменить! Вместо внешних  больше уделять внимания внутренним проблемам, жизни собственного народа, а не других стран, развитию экономики… Я считаю, прошлое надо знать, настоящее любить, к будущему стремиться.

- Хорошая цитата! А люди искусства тебя привлекают?
- Современное искусство, по-моему, сугубо индивидуальная вещь.  Я, например, меломан. Нравится опера. Есть замечательный вокалист Андреа Бочелли, у него  глубокий, прекрасный голос! Он ослеп в двенадцать лет.  Окончил юридический факультет, но победила любовь к пению.
- А тебя кто привёл к музыке?
- В детстве я много времени проводил с братом, который в своё время слушал много музыки, и она стала основой моих музыкальных вкусов.

- В какой стране, по-твоему, искусство на самой- самой высоте?
- В США. Это Голливуд. Ярко! Оригинально!

- А из писателей кто нравится?
- Книги -  не моё! Не люблю читать. Даже прославленную «Войну и мир» не осилил, многовато там воды… Из программы по литературе убрал бы половину стихов и включил произведения, более понятные  возрасту.

     Констатирую с грустью:
- Не повезло тебе с учителями.

     Соглашается безоговорочно:
- И с учителями, и со школой, и с классом!  Я терпеть не мог школу! Школа – ужасное место! Половина моего класса  были  отморозками, а учителям было пофиг, понял ли ты что-нибудь на уроке или нет.   Я, например, на всех уроках спал. Учился на тройки. И так до девятого класса,  потом ушёл в колледж. Здесь учусь на 4 и 5.

- А в чём причина, как ты думаешь? Повзрослел, что ли?
- Нет. Не в этом дело. Здесь  отношение другое, на равных. Не хочешь учиться – это твоя проблема, никто насильно не удерживает.  Не давят, не поучают. У нас хороший классный руководитель, Наталья, Владимировна, прекрасный педагог! 

- А как же экзамены в школе?
- Сдавал, как положено. Память-то есть. Можно за несколько дней подготовиться.

- Значит, дело не только в программах, но и в учителях?
- И в них тоже! Большинство учителей в школе  – нетворческие личности. Много злых Они не любят свою работу – и  ученики тоже их не любят.  И вообще  недостаток школы в том, что она обтачивает личность, подгоняет всех под одинаковый шаблон…

- Как это?
 - Из многогранника личности делает прямоугольник или вообще квадрат. Такие же обточенные учителя врезаются в твою натуру и губят своеобразие, индивидуальность. Невыносимо трудно было мне в школе, и казалось, что образование – это хрень, никому не нужная и даже вредная.

- Может, вообще отменить школу? Перейти на дистанционное обучение онлайн?
-  Не-ет, отменять нельзя! Но я оставил бы обязательными лишь начальные классы. Поскольку потом, в старших классах,   много лишнего заставляют учить, чего в жизни никогда не пригодится. Всего знать невозможно! Отметки вообще бесполезная вещь!

                Возмущаюсь:
- Почему бесполезная?
- Потому что это то же самое, что давать оценки личным качествам. Вот вы, например, как можно вас оценить: на 5? на 10? Где эталон для сравнения? Я думаю, не этично так делать. Люди ведь ВСЕ разные! Человеку нужна свобода выбора! А итог  выбора – естественный отбор! По результатам тестирования!  Вот в США  группируют классы по интересам. Надо такие группы делать и у нас  уже в 6-7 классах.

- А учителей роботами заменить?
- Пока не надо, но  в педвузы я отбирал бы абитуриентов не по баллам, а по собеседованию. Учитывать главное  – умение понять, найти общий язык, то есть важна коммуникабельность. Учитель вообще должен быть ОСОБЕННОЙ личностью. Иметь индивидуальный подход к  ученику, а не тупо вдалбливать знания всем одинаково.  Учитель должен быть не рамкой, а жидкостью, чтобы обтекать.

- Оригинально сказано!  Но я согласна!  А в школах…
- А в школах ввести уроки общения. Уроки адаптации к этому сложному и миру и жестокому  обществу.

- И что на этих уроках делать?
- Разговаривать. Учить понимать друг друга. Не бояться давать оценку событиям. Отстаивать своё мнение без грубости, но достаточно уверенно, чтобы суметь убедить.

        Представила такие уроки… А что? Пожалуй,  они нужны!  Обучать общению не по телефону, не эсмсками, а в живой беседе! Но где взять учителей, способных на такой подвиг? Вот вопрос!!

- Но теперь-то ты понимаешь, что образование НУЖНО?
-  Нужно ДРУГОЕ образование, которое мы уже обсудили! Сейчас я сделал  выбор осознанно:  для начала готовлюсь поступить в иняз …

- Маме, наверное, трудно, будет помогать тебе?
- Понимаю, что трудно. Буду искать работу. Я и здесь работал в "Спутнике": убирали улицы. Подрабатывал Дедом Морозом, вёл детские утренники...Работу можно всегда найти при желании.

- А окончив иняз, куда?
- Как получится. Загадывать не буду, но буду стараться добиться задуманного. Правда, вот повестка пришла - в армию забирают: пропадёт год! 
- Сочувствую тебе!
                Вздыхает:
- Вот в США служба на контрактной основе…
- Ты не хочешь жить в России?
- Да, во многих странах живут лучше, чем у нас. Учителям и врачам там больше платят. Там свободное посещение в школах: хочешь – учись, хочешь – нет, лишь бы тесты сдал.

- Потом на родину думаешь вернуться?
- Вернусь, если кое-что изменится в стране. Во всех странах есть недостатки, но в США  хотя бы не запрещено критиковать власть. А у нас последний указ…
     Я не знаю ничего об этом указе и потому не опровергаю. Лучше перейду к более знакомой теме. 

- А как ты считаешь, что (или кто) важнее в воспитании?
- Конечно, семья! Тут начало всего – и будущего характера в том числе.
- А на тебя кто больше влиял, папа или мама?
- У меня одна мама в семье, с отцом мы расстались – пил…

-  Общий язык с мамой всегда находишь?
- Бывает, и спорим… Я человек прямолинейный. Не грубый, но правду скажу в глаза – всё, что думаю. Вот и спорим.
- А о чём спорите?
- О жизни. О людях... Обо всём!
- Взгляды совпадают?
- Честно? Не всегда...
 
      Знаю, что мама Ильи не простой человек, она окончила педвуз, по специальности - историк. Одно время работала в Детско-юношеском центре, в "Ребячьей республике". Ходил туда и сын, был активистом.
 
- Телевизор часто смотришь?
- Вообще никогда! Сплошная промывка мозгов. В детстве с удовольствием смотрел канал  «Дискавери» и передачи о животных.

- Подведём маленький итог.  Маму, судя по всему, ты не всегда слушал, учителей – тем более, телевизор не смотришь, книг не читаешь.  Так кто же тебя воспитал такого самостоятельного, рассудительного – в смысле умеющего рассуждать? Кто повлиял на тебя?

- Интернет!
- В каком смысле?
- Там можно почерпнуть любые сведения. Прослушать лекцию. Прочитать нужное по какой-либо теме. И кричать на тебя никто не будет, как в школе...

- Ну что ж, вполне резонно. Наверное, и в игры с увлечением играешь?
- Играю, но не в примитивные «стрелялки», а в стратегические,  развивающие, умные…
- Умные игры? Разве есть такие?  Знаю, что компьютерные игры большинство умных людей осуждают.
- Ну, не скажите! Хорошие игры учат стратегии, дают управленческие навыки. Интересны  командные игры.
- Например?
- Мы с другом сейчас играем в «Warhammer:Vermentide 2». Надо достигнуть цели, действуя командой.

- А-а-а! Теперь я поняла:  игры заменили тебе книги.
- Каким-то образом – да. Командные игры поддерживают коллективное мышление, учат дружбе.

     В играх я тоже не разбираюсь, поэтому и не пытаюсь спорить, хотя сильно сомневаюсь, что компьютерные игры многопланово  развивают личность и могут заменить книги, как это произошло в случае с Ильёй. Поэтому вновь звучит нейтральный вопрос:

- А как ты думаешь, что ждёт Землю и всех нас в недалёком будущем: ядерная война? глобальная катастрофа? оккупация инопланетянами?

     Отвечает вдумчиво и вполне разумно:
- Всё от людей зависит, поймут ли они  опасность… К сожалению, сейчас миром правят деньги, а не разум…

- А что бы ты предложил, чтобы спасти Землю?
- Надо, чтобы люди одумались! Но это вряд ли случится…  У всех стран сейчас проблемы, не только у нас.

- А что для тебя лично в жизни важнее? Деньги? Карьера? Семья? Любовь?

  Смотрит хитро, отвечает  самоуверенно:
- Делать то, что нравится, от чего будет на душе хорошо… Хочу любить. Хочу путешествовать, повидать мир.

- А профессия?
- Электротехника – это не моё. Сейчас я это хорошо понимаю. Наконец-то допёр, к чему меня влечёт. Буду заниматься творчеством, хочу стать актёром озвучки. Чтобы моим голосом говорили герои фильмов или хотя бы компьютерных игр.

- Уже решил, куда будешь поступать?
- В Питер, в иняз.  Сначала надо овладеть английским, ХОРОШО овладеть, чтобы уехать к настоящим творцам!

    Иронизирую:
- И где это такие существуют?
- В США. Там интересные, яркие личности!
- А русские творцы не нравятся?  Вспомни наших замечательных режиссёров…

      Мнётся. Пожимает плечами.
- А мэтр  Михалков…  хоть его-то знаешь?
- Его знаю, но не уважаю!

         Вердикт суров!
- Почему?
- В нём вагон лицемерия! Говорит прописные истины, а в жизни поступает совсем по-другому.

    Не хочу уточнять. Мой герой пылко  возмущается, что многие русские популярные телесериалы нагло «слизаны» с американских , а в итоге – получается пародия,  причём более низкого качества!

    Приходится соглашаться с собеседником:  он прав!! Увы!  Возмущённый возглас Ильи заключает подтему:

- Стыдно, когда смотрю русские фильмы!

         Вздыхаю: вот мнение молодых о современном русском киноискусстве.
- Какие актёры тебе нравятся?
- Уилл Смит. Он играл в фильмах «Люди в чёрном», «Я – легенда». 
- А русские?
- Русских не помню…

-  Илья, философы утверждают, что в мире постоянно идёт борьба Добра и Зла. Чьи шансы, по-твоему, ближе к победе?

     Ответ неожиданно оригинальный:
- Борьбы нет, потому что их по отдельности не существует.
 - ?
- Это две стороны одной монеты!  Задумайтесь сами! То, что одному Добро,  для другого может оказаться злом – и наоборот!

        Не соглашаюсь и пытаюсь оспорить это утверждение, но в ответ – парадоксальные примеры, в казуистике которых можно завязнуть… Подвожу речь к конкретике:

- Вот скажи: от чего или кого зависит ТВОЯ личная карьера?

     Отвечает с апломбом и глубокой убеждённостью:

- От меня!! От внутренней силы моего желания, от моей целеустремлённости, от усилий, которые приложу  для её осуществления!

- Считаешь, что и один в поле воин?
- Конечно!!

- А чья-нибудь помощь? Удача? Везение?
- От помощи не откажусь. И везение не помешает… Но главное всё же  - добиваться самому!

   Вынуждена согласиться:
- У тебя рациональный взгляд на жизнь.

   Да, умная современная молодёжь – другая. Не будем говорить о крайностях – они были и есть в любом обществе любого времени.

   Перед вами - герой обычного уровня, неглупый, размышляющий, не без достоинств, но и не без недостатков.  Свободный, не скрывающий взглядов, не боящийся власти, прагматичный, самоуверенный…

   Если сравнивать…

 Впрочем, не буду заранее делать выводы. Пусть каждый из вас  сделает их сам.

        Продолжение на  http://www.proza.ru/2019/05/04/302