Часть 2. Глава 10. Диета и томление духа

Михаил Бортников
Продолжение. Предыдущая глава - http://www.proza.ru/2019/03/19/548

После продажи "Ириса" и долгих раздумий Павел всё же остался верен своей специальности. Диплом о высшем образовании, возможно, и сыграл какую-то роль при трудоустройстве, но Эля этого не знала. Павел говорил, что в круингах документ об образовании спрашивают редко и в последнюю очередь.

У моряков в ходу другие, так называемые,  "рабочие"дипломы, документы, дающие право занимать определённые должности. Чтобы получить рабочий диплом механика-дизелиста третьего разряда, кроме диплома об окончании академии, требовалось ещё и двенадцать месяцев стажа работы в должности моториста. У Павла же было после "Ириса" всего три.

Второму механику нужен диплом второго разряда, а до него было, как до Луны. Нет,  лучше уж оставаться в рефслужбе, там всё родное и знакомое. Не всем быть капитанами, не всем и старшими механиками. А об учёбе в академии Павел не жалел, она ему по-любому многое дала.

С трудоустройством помог капитан, знавший мужа по "Антарктике", которого она и сама помнила по прежней работе в бухгалтерии объединения. В январе девяносто пятого Павел сдал документы в ТИРС, ещё один одесский круинг, в котором и работал в то время знакомый, а в феврале уже ушёл в рейс рефмехаником возить бананы из Эквадора в Санкт-Петербург. Экипаж был интернациональный.

Судоходная компания  владела несколькими однотипными рефрижераторами, поэтому, однажды себя зарекомендовав, Павел получил в ней постоянную работу, лишь суда менял, переходя каждый год на другое. Контракты были семимесячные, иногда он немного в море задерживался, но не более, чем на  месяц.

И каждый раз при списании с судна суперинтендант компании звонил ему и спрашивал, сколько месяцев он хочет отдыхать. Три - четыре, отвечал он. Выпадало по-разному, но Паша старался быть дома летом, и часто это получалось.

Ремонт квартиры Элина закончила весной девяносто пятого, когда Паша уже в море был, деньги для полного расчёта с малярами пришлось одалживать у друзей, но в том же году все долги она погасила ещё до возвращения мужа домой. Ежемесячные переводы по тысяче долларов приходили аккуратно. А квартира получилась на загляденье, живи и радуйся.

Элине после удаления жёлчного пузыря прописана была диета, особенно строгая в отношении времени приёма пищи. Питаться теперь следовало понемногу, но часто, каждые три часа. Желчи для переваривания пищи в организме было теперь недостаточно - только в жёлчных протоках. Диета не казалась такой уж суровой, но Эля и её постоянно нарушала.

Так, например, кофе ей категорически запрещался, так как он стимулировал спазмы  желудка, а она привыкла с него утро начинать, и от этой привычки отказываться не хотела. При переедании жирной пищи сразу же наступала расплата в виде боли или тяжести в правом боку. И однажды она пожаловалась на свои недомогания знакомому врачу.

- Фамотидин, - ответил он.
- Что "фамотидин"?
- Каждый вечер принимай по таблетке фамотидина, и будешь чувствовать себя относительно здоровой женщиной. Моей сестре жёлчный вырезали, и она и пьёт и ест всё подряд. Не буду тебе лекцию читать, это долго и малопонятно. Популярно выражаясь, у тебя в желудке образуется избыток соляной кислоты, которая раздражает его стенки. Лекарство блокирует это явление, вот и всё.
- Вот это мне и нужно. Повтори-ка по буквам ещё раз.
- Фа-мо-ти-дин.

И фамотидин в самом деле помог. Принимая по таблетке каждый вечер, Элина вернулась к нормальной жизни без постоянной боли. Паша ушёл в очередной рейс, в квартире делать уже ничего не нужно было, на работу ходить - тоже, и Элина заскучала. Чтение ей надоело, телевизор осточертел. Даже дети выросли, и надзора материнского не требовали.

Рудик недолго жил в своей комнате после демобилизации. Уже через месяц Лина, его невеста, стала приходить в дом постоянно, задерживаться допоздна, а вскоре и свадьбу сыграли, Павел ещё в море был. Жить молодожёны стали у родителей жены, у которых тоже была трёхкомнатная квартира, но на троих, и Лине с мамой жить было удобней.

Невестка  ещё училась в нархозе, а Рудик вернулся к художественному промыслу. Их кооператив имел своих продавцов в одесском Горсаду, и получалось неплохо, туристы одесские сувениры раскупали "на ура".

Женя училась уже в десятом классе, называла себя "металлисткой", ходила по вечерам в брюках и тяжёлых ботинках, "тусовалась" с байкерами м музыкантами, но в школе числилась в числе благополучных учениц. Особенно ей давались точные науки, хотя и читала она тоже много. Домашние задания выполняла быстро, а Эля особо в них не вникала, в программах десятиклассников много уже было незнакомого. С подругами во дворе она дружить продолжала, и по телефону ей приятели звонили постоянно.

А вот мама её затосковала. Павел теперь звонил намного чаще, а вот письма присылал очень редко, оказиями. И ей писать было некуда. Развлекали Элю только многочисленные гостьи, которые заходили теперь частенько. Центр города, уютная веранда, одинокая и гостеприимная хозяйка, неисчерпаемый запас кофе, привлекали многих её старых подруг, которых она сама и приглашала.

Вспоминали прошлое, говорили о мужьях, о том, как здорово она обустроила свою квартиру, а она жаловалась, что не может без дела, но и Паша не пускает её на работу, и сидеть по восемь часов ей тяжело. И всё же беспокойная её натура мешала наслаждаться жизнью, требовала какой-то деятельности.

Однажды одна из её подруг сказала, что в Одессе проводятся психологические тренинги по "улучшению качества жизни". Именно для таких, как она. Стоило это удовольствие около ста долларов за пять дней тренинга. Элина заинтересовалась и уже на следующий день разыскала офис под названием  "Тренинг "Весна жизни".

Помещение состояло из двух комнат, и было в утренний час пустынным. Несколько письменных столов, множество стульев по стенкам, доска, как в школьном классе.

- Вы что-то хотели? - оторвалась от своих занятий девушка, сидящая за столом.
- Да, мне рассказали о вашем агентстве, и я решила зайти и узнать, что это такое.
- Знаете, сейчас никого нет. Вам лучше прийти на гостевую встречу, она у нас будет в пятницу в семь вечера в Воронцовском дворце. А пока можете осмотреться, так сказать, проникнуться атмосферой.

Элина осмотрелась. По стенкам было развешено множество групповых фотографий, запечатлевших весёлые лица, и плакатов не очень понятного содержания. Лидерство, качество жизни, шаг в будущее, личные обязательства... Похоже на большую игру для взрослых детей. Занятно. В другое время она бы мимо прошла и не задумалась. Не было у неё никогда времени подобным самокопанием заниматься. А сейчас, когда в её жизни так всё благополучно, захотелось какого-то экстрима, новых ощущений. Может быть, это оно и есть?

- Когда, вы говорите, групповая встреча? В пятницу?
- Я сказала, гостевая встреча. О группе говорить пока что рано. В пятницу, в семь часов вечера. А сам тренинг через две недели, тренер приедет из Москвы.
- А о чём говорят на этой самой "гостевой встрече"? Я, знаете, люблю всё быстро решать, и до пятницы могу и передумать. Может быть, хоть пару слов сами расскажете?
- Попробую по своему сказать, я ведь не работник офиса, только лидерскую программу прохожу. Наш тренинг существует для тех, кто хочет изменить свою жизнь, сделать её интереснее. Вот скажите, какие области жизни бросают вам вызов именно сейчас? Отношения? Работа? Здоровье? Личная жизнь?

- М-м. Сразу и не скажешь. Пожалуй, всё же, здоровье. Мне нужно диету соблюдать, а я всё время срываюсь. Кофе пить нельзя, а я пью. Один раз живём, почему я должна всё себе запрещать?
- Так вы хотите вернуть себе здоровье или нет? Понимаете, что диета нужна?
- Понимать-то понимаю. И курить бы тоже бросить нужно, а я за утреннюю сигарету с чашечкой кофе три года жизни отдам.
- Знаете, наш тренинг основан на системе обещаний самому себе. И обещания эти записываются. И если они записаны, и сроки исполнения назначены, и друзья вас контролируют, а вы перед ними отчитываетесь, это работает. Я вот, например, полгода уже не курю, как раз на тренинге бросила. И зарядкой стала заниматься каждое утро.

- Но это не значит, что у всех так, -продолжала она, - у каждого свои собственные цели. Овладеть компьютером, например. Научиться знакомиться с девушками, многие ребята этого не умели, а у нас научились. Чересчур зажатые были, а сейчас раскрепостились. Кто-то ставит целью научиться водить машину, кто-то - самостоятельно изучить испанский язык. У многих на первом месте материальные цели, и те начинают зарабатывать больше. Некоторые мирятся с родителями после десяти лет разрыва. Вы на тренинг запишитесь, не пожалеете. Уже сорок восемь человек записались.
- Ну и запишите меня сорок девятой. Не пойду я на гостевую встречу, а то ещё передумаю. То, что вы рассказали, мне подходит. Пойду на курсы автолюбителей, куплю дочке компьютер и сама научусь на нём работать. А с диетой ещё подумаю, кофе с сигаретой так просто не отдам!

* Продолжение следует - http://www.proza.ru/2019/03/22/547.
** Фото рефрижераторного судна из интернета, спасибо автору.