Первоцветы - 5 Виола ч. 2

Юрий Ник
Начало:
http://www.proza.ru/2019/03/08/629

Светская хроника разных лет XIX-го века пестрит упоминаниями связи фиалок с модными лицами. Ореол романтизма, сопровождавший это время, неотделим от аромата цветков виолы.

Что ж, пробегусь-ка я галопом по Европам, под лозунгом "О чём писали двести лет назад".

Французская актриса Андриенна Лекувьер, любимица Морица Саксонского, так любила этот цветок, что удостоилась от венценосного друга личной печати с выгравированной на ней фиалкой.))

Грустен в этой истории тот факт, что и умерла Андриенна от приязни к цветку.

Поговаривают, что именно отравленные фиалки составляли букет, подаренный сопернице герцогиней де Бульон.

Для другой актрисы, мадмуазель Клерон, поклонник построил оранжереи и изо дня в день в течении двадцати лет посылал ей букеты. А увядшие цветы мадмуазель заваривала и пила как любовный напиток, в знак приязни к дарителю.

Сара Бернар всё пространство вокруг себя пропитала ароматом фиалок. Цветы эти стояли у неё везде. Что видится мне крайностью, и дабы оторваться наконец от сплетен дней давно минувших, перескажу кратко быль вполне годную для дамского романа или душещипательного телевизионного мыла.

Либретто к опере почерпнуто из книжки, изданной перед первой мировой в Москве.

Н.Ф.Золотницкий "Цветы в легендах и преданиях".

 Начало эпопеи приходится на канун известной французской революции. Людовика XVI-го принято сегодня, пямятуя о плахе, называть несчастным. Бедолага, оказывается, тоже очень любил фиалки. Прямо обожал. И даже привил приязнь к ним юному дофину (наследнику короны). Мальчик неизменно дарил их королю каждый год до памятного и сегодня взятия Бастилии.

От тюрьмы и сумы не зарекайся.)) Яркая иллюстрация истины.

Казнь монарха, заточение наследника, репрессии против тысяч и тысяч несогласных на перемены. Символ революционной гуманности тех дней - гильотина. До фиалок ли было в те дни?

Революции любят авантюристов, но тут всё на тоненьком. Французы тонкое место у человека знали хорошо.

Это надо же, о фиалках пишу, а на уме девица, которую родители назвали Розой.))

Но без неё обойтись никак нельзя.

Итак, родившаяся на Мартинике в семье плантаторов Мари Роз Жозефа Таше де ла Пашери имела длинное, но не громкое имя. Брак с Александром Франсуа Мари де Богарне открывал девушке новый мир. Будучи членом парламента, тот имел и вес и влияние в обществе. Вопреки происхождению, активно поддержал третье сословие в требованиях расширения прав, и был вознесён толпой к вершинам власти. Но фортуна изменила герою. Уже в 1794 году, ровно в день рождения жены, 23 июня, он был гильотинирован.

Та же участь ожидала и супругу. Из заключения её освободила смерть Робеспьера. А незадолго до того некая старушка подарила узнице букетик простых фиалок. Говорят, именно этот случай, воспринятый как знамение, предопределил многое в судьбе Розы.

Освободившись, она послала фиалки дофину. Но юноше цветы лишь скрасили последние дни. Вскоре он скончался в заточении.

А наша героиня не привыкла отступать. Чем больше читал о ней, тем более противоречивые чувства одолевали. Мадам знала, чего хотела и не останавливалась ни перед чем. Очень скоро у неё появился влиятельный и состоятельный любовник, а сама Мари Роз Жозефа стала законодательницей мод и правил. Неизменными в её убранстве стали фиалки, принесшие удачу.  Неслучайно и пересечение дальнейшее в её судьбе с другой незаурядной личностью. Молодым артиллерийским генералом сделавшим головокружительную карьеру на революционной волне.

Услышав длинное имя красавицы, вояка бесцеремонно сократил его до приятного самому - Жозефина. Дама искала амбициозного героя. Герой, будучи чужим в светской среде,  искал проводника в лабиринтах условностей и негласных правил. Думаю, фиалки были совсем ни при чём, но тем не менее, вскоре Буонапарте Наполеоне сделал вдове предложение, и оно было принято вместе с душистым букетом.

Несомненно, и Наполеон этого не отрицал, императором сделала его Жозефина.

У меня язык не поворачивается назвать отношения их любовью. Тут больше дружбы и единомыслия. Безусловно, были фиалки к девятому марта, дате их венчания, но и измены были с первых лет знакомства. Жозефина декабристкой не была, но за положение своё боролась до конца. Единственное, что предопределило формальный разрыв, - она уже неспособна была дать империи наследника.

Но даже в короткий период, когда Наполеон отдалил Жозефину от себя, они продолжали общаться, и титул за дамой с фиалками сохранился.

А вот фиалок не стало, совсем. Это при том, что отставная императрица с головой ушла в садоводство. В дворец Мальмерзон стали свозиться растения со всего мира. Такого обилия роз не было нигде. Хватало тут и ботаников. Они-то и назвали два новооткрытых рода цветов Лападжерия и Жозефиния в честь хозяйки.

Скажете, а где же фиалки?

Прерванная традиция дарить к девятому марта букетик фиалок была возобновлена в 1814-м. Но изменить ход событий она уже не могла. Разбитый в пух и прах Наполеон был сослан на Эльбу. Жозефине сопровождать его не позволили. Говорят, Александр I к этому непосредственно причастен. В те дни он много времени уделял французской императрице. Во время прогулок с русским царём она простыла и от болезни уже не оправилась.

Похороны превратились в феерию фиалок.

Говорят, и в медальоне почившего на далёком острове Наполеона

тоже были две высушенные фиалки.

А история эта через время повторилась, как фарс. Фиалки, ставшие эмблемой бонапартистов, в ней были, и был Наполеон. Внук Жозефины, но увы не орёл. Да и цветы изменились, став холёными Пармскими. Надо ли писать о том?

Но ещё чуть слов не по теме:

Праправнучка Жозефины, Дарья Евгеньевна Богарне, была расстреляна в СССР в 1937-м году.

И наконец о цветах. Фиалок около семисот видов. Растут они на всех материках, кроме Антарктиды. Садовые, комнатные, дикие... Замечательные и скромные, а легендарными делаем цветы мы.