Загадки Зощенко. Потомок казаков или итальянцев?

Елена Ромашова
Родословная схема, составленная М.М. Зощенко:

«Прапрадед мой — иностранный переселенец Аким Зощенко, прибывший в Россию в 1789г.
Сын его Николай Акимович — прадед, получивший дворянство.
Иван Николаевич — дед.
Михаил Иванович — отец.
Михаил Зощенко.
Сын Валерий Михайлович.
Внук Михаил Валерьевич».

Речь в этой главе пойдёт об одной устойчивой легенде из биографии писателя Зощенко: о «предке - итальянском архитекторе».

Известно, что Михаил Зощенко, иногда придумывал и рассказывал окружающим различные ситуации якобы присутствовавшие в его реальной жизни. Такое вот устное творчество. Часть его писательского естества. В своих произведениях, упоминая о себе, он тоже порой намеренно заменял хорошо ему известные даты и события собственной жизни другими, более подходившими для сюжета.

Его творческая фантазия постоянно требовала выхода!

И всё же, история с предком итальянцем - случай особый! Возможно, изначально ему просто понравился ленинградский анекдот про трамвайную остановку: где кондукторша в трамвае объявляла остановку: «улица Зощенко Росси»( в Петербурге есть улица Зодчего Росси, а подобная ошибка в то время свидетельствовала о популярности Зощенко). Потом он придумал легенду о своём итальянском предке. Тем более, что в глазах дам «итальянское происхождение» прибавляло загадочности его облику. Но в какой-то момент он сам немного «заигрался» в эту версию и даже стал искать документальное подтверждение этому факту.

Рассмотрим подробно как эта «легенда» трансформируясь во времени, обрастала «подробностями».

Зощенко, изначально, в одном из многочисленных вариантов своей «автобиографии» обмолвился лишь о том, что  вроде бы и был такой предок – архитектор в далеком прошлом, но «откуда приехал иностранный архитектор — мне неизвестно».
Слова эти многократно попадая в публикации различных авторов, с каждым разом получали новые добавления-измышления.

Но уже в недавнем  газетном интервью правнучка писателя совершенно серьёзно сообщает читателям о "наличии в их в семье итальянской династии". Которая, якобы, ведёт корни от «художника и архитектора, который жил в Венеции и «по каким-то своим делам  приехал в Украину, где остался жить и получил новые документы. Тот, кто их оформлял, не стал особо мудрствовать и дал ему фамилию по роду занятий - Зодченко, поскольку он был зодчим. Произносить твердую согласную в середине слова было довольно трудно, и в результате редукции получилась фамилия, которую носят все потомки итальянского зодчего».

Прошу прощения за длинную цитату, но в ней как раз и представлена схема подобных измышлений на эту тему. Опустим разборку «ляпов» по поводу существования в то время «Украины», «процесса получения документов», как и смелого объединения в одно целое(ещё до завоевания её Наполеоном) Венецианской республики с Италией. Давайте лучше разберёмся, почему эта легенда не имеет под собой реального основания.

Что касается «приехавших в Малороссию итальянских архитекторов», то фамилии создателей значительных строений на этой земле известны. Первые итальянские эмигранты, прибывшие в эти края в 1783 году, откликнувшись на приглашение Екатерины 2, обещанной поддержки не получили и большая часть их просто погибла. И только гораздо позже, с началом массового строительства в Одессе и портах Херсона и Николаева после окончания Крымской войны из Италии, которая служила образцом в области строительства и архитектуры, и где архитекторов было чрезмерное количество, стали приезжать многие. Но это было гораздо позже обозначенной Зощенко даты.

А что такое был 1789 год? Начало французской революции и Крымская война. Согласитесь – не время ехать для строительства в далёкую воюющую страну.
И предположение о том, что приехавший архитектор поменял имя и фамилию, зачем-то крестившись здесь в Православие совсем не из истории тех лет. Приезжающие для работы иностранцы чувствовали себя вполне свободно в Российской империи. И к католической вере после долгого пребывания в составе Речи Посполитой в Малороссии были вполне лояльны. А главное – кроме неизвестного нам пока Акима Зощенко, существовал вполне отраженный в документах того времени его сын - Николай Акимович Зощенко 1782 года рождения жизнь и карьера которого совсем не вписывается в рамки жизни «сына иностранного архитектора».

Обратимся теперь к слову «зодчий».

Характерно, что в «Словаре церковно-славянского и русского языка» слово зодчий уже объявлялось старинным». А. С. Шишков свидетельствует, что в рассматриваемое нами время «в разговорном языке было в ходу слово архитектор, слово же зодчий многим образованным людям казалось странным и непонятным… ежели бы кто в разговорах сказал: я нанял зодчего строить дом, то верно бы многие нашлись у нас такие, которые бы спросили: ково он нанял? А другие бы с насмешкою сказали: он говорит странным языком! И так разговаривая с Русскими и по-русски, надлежит непременно употреблять иностранные слова: я нанял архитектора строить дом»
И только в  20-30-е годы 19 века слово зодчество входит в широкий литературный оборот. В украинском же языке мы скорее встретили бы  выражение: «Архітектори та будівничі – архитекторы и строители»! По-украински  зодчий - архітектор; будівничий, будівельник.

Второе, базисное( в подобного рода измышлениях), утверждение – «фамилия Зощенко редкая», а потому искусственно изобретенная.

В нынешней Украине (и не только Украине), эта фамилия совсем не редкая.
По документам украинских архивов видно, что фамилия Зощенко была известна на территории Малороссии уже в начале XVII века; по ним даже можно наглядно проследить процесс ее формирования.

Фамилия Зощенко образована, как большинство малороссийских фамилий, от крестильного имени, которое часто видоизменялось. Имя Зоц (Зощ) является народной формой имени Зосима. Похоже, что древний основатель рода Зощенко был человеком из непривилегированного сословия: полные имена (Зосима, в данном случае) бытовали в социальной верхушке(См.: Ганжина И. М. Словарь современных русских фамилий. – М., 2000; Суперанская А. В. Словарь русских личных имен. – М., 2003.).
Фамилии на «енко» распространены среди малороссов, сам суффикс первоначально имел значения: маленький, молодой человек, сын. Поэтому «Зощенко» буквально означало «сын Зоцы(Зоща)».

В списке казаков Жовнинской сотни Чигиринского полка (Зборовский реестр 1649 года) значится: Зосченко Степан – сын, Зосчын Матвій – отец(Реестр всего Войска Запорожского / Сост. 1649 г. окт. 16 дня изд. О. М. Бодянским. – М., 1875. – С. 18.).

Сочетание «сч» в украинских фамилиях позже сменилось на «щ».
Казацкие летописи гласят: «Жовнинская сотня из Чигиринского полка перешла к Лубенскому. В это время в ней оставался сотником Зощенко» (1657)(Кривошея В. В. Казацкая элита Гетманщины. – Киев, 2008. – С. 128, 137.). Лубенский и Переяславский полки – соседние территории. В 1789 г. они были объеденены в один – Переярославский полк(упраздненный в 1796).

В Списке Переяславского полка(ЦДИАК. Ф. 51. Оп. 3. Д. 8236. – Ведомости про присягу имп. Елизавете петровских казаков и духовенства.) и Именной ведомости полка за 1750 год(ЦДИАК. Ф. 51. Оп. 3. Д. 10591. – Именная ведомость в Генеральную войсковую канцелярию с полковой охочекомонного старого Часныкова полку.) был в полковой старшине – хоружий Порфен Зощенко.

Присланный Екатерине 2 «Наказ от жителей Переяславля» подписан среди прочих значковым товарищем Гаврилой Зощенко(Почётное звание среди казаков, давалось зажиточным казакам, не занимавшим военно-административных должностей, которые выполняли особые поручения полковников).

На территории того же Переяславского полка в селе Харьковцы на протяжении не менее трёх поколений жили Зощенко(по реестру 18 века- Семен и Клим Зощенко).
Не обошла эту фамилию и расправа после Коливщины – крупнейшего восстания в 1768 году на Правобережной Украине против гнета шляхетской Польши: «в г. Рогатыне <…> напутствованы доминиканцами рогатинскими: Илько Zaszczenko из Камянки на Уманщине, холост, исповедался и приобщился»(Историко-генеалогическая база данных Украины / Реестры арестованных и обвиняемых в гайдамаччине).

Фамилия Зощенко встречается и среди казаков-переселенцев на земли Кубани. А в селе Сотники Каневского уезда Киевской губернии эта фамилия в конце XIX века была весьма распространенной.

Кто именно из них действительно был предком Зощенко по прямой линии установить сложно, но ничего невозможного нет! Станут когда-нибудь и украинские архивы доступными.

Казацкие сотни меняли свою принадлежность полкам и, соответственно, местонахождение. В 1782 г. деление на сотни была заменено делением на три наместничества. В 1782 году в ходе административной реформы вступило в силу общее положение о губерниях Российской империи 1781 года, вследствие чего сотенно-полковое административное устройство было упразднено. Поэтому при упоминании в документах новых наименований мест может сложиться впечатление, что конкретный человек поменял место жительства, тогда, как произошло пореформенное переименование местностей.

И всё же, зная о долгой службе и постоянном жительстве Николая Акимовича Зощенко в г. Золотоноше, приоритетно стоит рассматривать, как жительство его предков окрестные территории. Существовала тут своя Золотоношская сотня, которая по Андрусовскому договору 1667г. перешла в Переярославский полк. От города Золотоноши было «до Лубен — в 72 версты, а от Переяслава - в 58 верстах». А Зощенко служили и в Лубенском полку. Но сотни, в которых встречалась эта фамилия, в какое-то время оказывались в Переяславском полку. Поэтому Переярославский полк, по всему, наиболее вероятное место службы, а его территория – место жительства, предков Зощенко.

Карьера Николая Акимовича, характерная для выходца из казачьей семьи, она отражена в адрес-календарях за 1821–1840 годы (Почтовый департамент)(См.: РГИА. Электронный каталог. Адрес-календари).

Госслужба Николая Акимовича, учитывая сроки получения им медалей «за двадцать пять лет службы» и «тридцать лет службы», началась в 1807 году.
Само развитие карьеры Николая Акимовича полностью исключает наличие у него отца иностранного архитектора, но вполне укладывается в рамки карьеры выходца из казацкого сословия.

В войну 1812 года были образованы казачьи полки, которые просуществовали до 1816 года. Казаки же обеспечивали летучую почту. После их расформирования некоторые инвалиды и офицеры попали на статскую службу. В почтовый же департамент брали исключительно военных. Место считалось престижным – вакансию ждали долго, служа иногда бесплатно, пока она не освобождалась.

Служил Н. А. Зощенко(согласно тому же Адрес-календарю) в г. Золотоноше сначала экспедитором, а с 1821 года – почтмейстером. В адрес-календаре 1821 года должность у Н. А. Зощенко – титулярный советник (соответствует званию казачьего есаула).

Звание и должность есаула в казачьем войске равнялась должности статского коллежского асессора. В табеле о рангах можем увидеть, что этому званию соответствовали должности: младшие столоначальники в департаментах министерств, младшие секретари в Сенате … губернские землемеры, уездные почтмейстеры.
Прапрадед писателя, Николай Акимович Зощенко, благодаря усердному труду которого в роду писателя появилось наследственное право на дворянство, служил (согласно Адрес-календарям) по Почтовому Департаменту в г. Золотоноше.

А архиве РГИА есть дворянская родословная схема и другие документы, из которых можно узнать, что Николай Акимович (1782 г.р.) был женат на Параскеве Корниловне и имел 3-х сыновей: Григория(1806.г.р.), женатого на Свечниковой Марии Дмитриевне, Петра(1807г.р) и Ивана(1822-1904) – деда писателя Зощенко, женатого на Любови Абрамовне . Дед Зощенко, Иван Николаевич, в свою очередь, имел двух сыновей: Михаила(1857-1907) (отца писателя Зощенко) и Николая(1961г.р.) – оба художники.

Художественный дар присутствовал и в других родственных ветвях, что совсем не обязательно свидетельствует о наличии предка архитектора из Италии. Малороссийская земля была богата и своими талантами!
Но Зощенко всё же стал проверять понравившуюся  ему гипотезу.
В 1934 г. он написал письмо своему троюродному брату Петру Николаевичу Зощенко в Москву, справляясь об общих предках.

Тот подтвердил своё родство касательно общего прадеда Николая, но ни о каких итальянских корнях не упоминал. Зато упоминал о своих способностях к рисованию, которые были и у других его троюродных братьев, потомков Григория Николаевича Зощенко.

Михаил Зощенко, меж тем, обнаружив в бумагах отца ссылку на наличие «аттестата, выданного его деду в Попечительном комитете об иностранных поселенцах южного края России», делает поспешный вывод: « Из чего явственно, что прадед мой был иностранцем, получившим дворянство по собственным заслугам. Но дворянство это — не национальное, столбовое российское дворянство».

Но на самом деле это предположение не только не «явственно», но и вообще не «следует» из подобного факта.

Аттестат (позднее – формуляр, послужной список) в те годы использовали в качестве паспорта. Туда записывались сведения о служащем, в том числе о его жене и детях. Наличие этого документа свидетельствует лишь о том, что дед писателя, Иван Николаевич Зощенко, служил в Попечительном комитете об иностранных поселенцах, коих было множество в пустынных тогда Таврических землях: переселенцев приглашали для освоения территорий и добычи соли. Служба И. Н. Зощенко в этом ведомстве отражена и в адрес-календаре Херсонской губернии за 1886 год: там значится «причисленный к Колониальному комитету титулярный советник Иван Николаевич Зощенко»(Историко-генеалогический сайт «Родовое гнездо». – [Херсон], 2005. )

Попечительный комитет об иностранных поселенцах Южного края России (1819–1876), созданный для управления колониями, размещался попеременно в Екатеринославе, Кишиневе, Одессе и многократно переподчинялся(Попечительный Комитет об иностранных поселенцах Южного края России 1799–1876. Аннотированная опись дел 1834–1835 гг. Одесса, 2001. – Т. 4.).

Иван Николаевич Зощенко с 1843 года служил в Перекопе и Мелитополе. В 1866 году был произведен в титулярные советники (в этом чине служил до отставки).
Более никаких бумаг, которые как-то подтверждали бы наличие в роду Зощенко итальянского предка, в архиве писателя нет.

Уместно рассказать тут ещё и об истории получения дворянства в этом роду.
Право на наследственное дворянство было получено Николаем Акимовичем Зощенко в 1841 году «по собственным заслугам». Его потомки, по-видимому, это ценили: в каждой ветви рода встречается имя Николай.

В третьей части дворянской родословной книги записано: «Зощенко. 1841 г. Полтавской губернии». Основания для получения дворянства отражены в адрес-календаре за 1839 год: орден Св. Владимира четвертой степени и чин коллежского асессора (восьмой класс Табели о рангах) (РГИА. Адрес-календарь 1839 г. Почтовый департамент.)

Гражданские чины до 1845 г. получали потомственное дворянство начиная с 8 класса или присвоения ордена Святого Владимира всех степеней.
Однако, дети, рожденные до присвоения отцу потомственного дворянства, права на принадлежность к этому сословию не имели. Его могли присвоить лишь одному из них по ходатайству отца(обычно, старшему или младшему, по выбору). Только в 1874 году эти ограничения были отменены.

Вот почему дед писателя (Иван Николаевич) и его средний брат Петр подали прошение о причислении их к дворянскому роду только в 1883 году. Их старший брат Григорий именовался дворянином и ранее, видимо, став им по просьбе отца, оговоренной в законе.

Отец писателя, Михаил Иванович, и его брат Николай согласно их прошениям были причислены к дворянству и вписаны в дворянскую родословную книгу Полтавской губернии в 1885 году.

В некоторых публикациях мать Зощенко, Елену Иосифовну, именуют дворянкой. Это правильно  лишь отчасти. Она была вписана в дворянскую родословную в 1911 г. После смерти мужа и по её прошению. Право это она получила после того, как вышла замуж за М.И. Зощенко. До этого же принадлежала к мещанству. Отец её Иосиф Никифорович Сурин(1836-1880) был старорусским мещанином, некоторое время(с 1864г.) был вписан в петербургское купечество(купец 2 гильдии). В том же 1911  году в дворянскую родословную книгу был вписан и Михаил Михайлович Зощенко.

Своей жене, Вере Кербиц, он дворянство передать не мог даже теоретически, поскольку её церковный брак с Виталием Мартанус расторгнут не был. Оформила она развод с первым мужем в суде, в духе того времени. А с Михаилом Зощенко был заключен гражданский брак. Встречающееся в публикациях именование Веры Владимировны представительницей дворянского сословия ошибочно. По рождению она была из семьи, ведущей свои корни от мещанина – бронзовых дел мастера – её деда, и её отца-военного топографа.

 Её мать. Ольга Сергеевна, урожденная Константинова, дворянства по рождению тоже не имела. Бабушка по отцу была из поляков, которые занимались в Петербурге различными промыслами.

 Михаил Зощенко мог бы передать своё дворянство сыну(и внуку), если бы дворянство как класс не было ликвидировано революцией и если бы его брак с женой не имел указанных выше особенностей.

В настоящее время по мужской линии фамилию Зощенко носит Виталий Евгеньевич Зощенко - внук младшего брата писателя, Виталия и сын его дочери Марианны. По последним уложениям дворянского собрания он мог бы претендовать на это наследственное дворянство, поскольку есть решение, что оно теперь может быть передано и по женской линии. Но это уже несущественные теоретические рассуждения.

Надеюсь, что мне удалось внести ясность в главный вопрос рассматриваемой в этой главе темы, а именно, что Зощенко не был внуком итальянского архитектора.


                ***

С другими публикациями по этой теме можно познакомиться  тут:
http://www.proza.ru/2019/02/20/2039
http://www.proza.ru/2019/02/22/28
http://www.proza.ru/2019/02/27/1767
http://www.proza.ru/2019/04/05/1467
http://www.proza.ru/2019/04/13/444
http://www.proza.ru/2019/12/30/134