Ч. 29 Результаты учёбы

Владимир Врубель
Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2019/02/05/81


В любой войне всё зависит от подготовки, обученности людей. В советском подводном флоте эта задача решалась увеличением срока службы до пяти лет и привлечением  на сверхсрочную службу  путём материальной заинтересованности.

Нарком ВМФ утверждал, что на некоторых подводных лодках до двух третей экипажа составляли сверхсрочники. Цитирую: «Любой из них мог, как правило, не только обслуживать машины и приборы, но и устранять их неисправности». Но это подтверждается не всеми авторами мемуаров из числа подводников.

В процессе обучения, приближенных к боевым, неизбежно могут происходить аварии. Аварии вели к взысканиям командиров всех степеней и страху, что могут обвинить в умышленном повреждении техники с последствиями, о которых все прекрасно знали.

Вот что по этому поводу писал нарком ВМФ: «…командование на местах начинало упрощать маневры, проводило их в облегченных условиях. Признаться, а мы в наркомате порой потворствовали этому. Кому хочется получить лишнюю неприятность?

Больше всего ограничений устанавливали для подводных лодок. Сложные маневры с их участием часто чреваты происшествиями, порой тяжелыми. Не один командующий поплатился за них званием и должностью.

В результате подводников ограничивали в маневрировании при выходе в атаку. Надводные корабли-цели старались позировать им на меньших скоростях и при постоянных курсах, хотя все понимали, что на войне будет по-другому».

Вот к чему приводила неограниченная власть параноика, правившего страной. Страх быть арестованным, подвергнутым пыткам, быть расстрелянным или отправленным в лагерь пронизывал всё общество.

У немцев было гораздо меньше времени, чтобы подготовить своих подводников. Они начали восстанавливать подводный флот за четыре года до войны.

В книге командира подводной лодки «U-69» Йоста Метцлера, которую мне прислали из государственной библиотеки в Баварии, рассказывается, как это происходило: на подготовку корабля с новым экипажем к первому выходу в море давалось две недели.

Каждый подводник на своём боевом посту до бесконечности повторял свои действия по различным командам, пока они не становились автоматическими. Перерыв давался только для принятия пищи и сна. Но я уже писал о том, как проходила дальше подготовка экипажей. Всё делалось максимально приближенно к боевым ситуациям.

За аварию никого не наказывали, вместо этого анализировали причины и повторяли тренировки. Подводным флотом Германии командовал бывший командир подводной лодки во время Первой мировой войны Карл Дёниц. Это был очень опытный моряк и отличный организатор, создатель новой тактики действий подводных лодок, получивших название «волчьих стай».

В Советском Союзе такого военно-морского руководителя у подводников не оказалось. Те, у кого был опыт как у Карла Дёница, были либо расстреляны, либо успели эмигрировать за границу. Не было должной преемственности, всё руководство военно-морским флотом оказалось дилетантами на своих должностях, начиная с наркома ВМФ, назначенного на эту должность в тридцать четыре года.

Благодаря отличной подготовке, умелому руководству немецким подводникам удалось добиться больших успехов в первые годы войны с 1939 по 1941 годы, несмотря на то, что воевать им пришлось негодными торпедами, которые часто давали отказы.

Не зря Черчилль однажды написал: «…единственное, что меня когда-либо действительно напугало во время войны – это угроза подводных лодок». Исход войны был бы непредсказуемым, сумей немецкие подводники не дать торговым судам доставлять сырьё, вооружение и войска в Англию, а они были близки к этому.

Только в октябре 1940 года «волчья стая» из 8 подводных лодок потопила 63 судна (352 407 тонн) — тяжелейшая потеря для Великобритании.

А вот план крейсерской войны немецких надводных кораблей на английских морских коммуникациях провалился.

Им удалось потопить или захватить с сентября 1939 года по июнь 1941 года 58 судов общим водоизмещением 312 000 тонн, это меньше, чем маленькая группа подлодок потопила за один месяц. Немцы потопили также линейный крейсер и два эсминца.

Зато немцы поплатились линкором и тяжёлым крейсером, что ещё больше изменило соотношение сил на море в пользу англичан и тем самым побудило немцев строить как можно больше подводных лодок. Общий тоннаж английского торгового флота составлял свыше 20 000 000 тонн, поэтому потери англичан не были решающими.

Продолжение http://www.proza.ru/2019/02/11/1093

На фотографии: Н.Г. Кузнецов на Севере.