Если можешь, прости. Предисловие

Элла Лякишева
                Чего хочу? С какою целью
                Открою душу вам свою?
               
                А.Пушкин
               
  Мне уже много лет. За плечами  не только моя жизнь –  жизнь целого поколения. Родившиеся накануне или  в годы войны, мы пережили много разного. Послевоенную разруху и голод, слепую веру в Сталина, порушенную Хрущёвым, и новую веру.

 «Через 20 лет –  будем жить при коммунизме!» - этот плакат (огромными буквами!) висел на стене в пролете лестницы Белгородского пединститута. Мы каждый раз читали его, поднимаясь на второй этаж.

   Не знаю, как другие студенты, но я верила этим словам довольно долго. И в душе рождалась гордость: я тоже причастна к великим свершениям. Наивно? Да. Сейчас я, конечно, понимаю, как это было наивно. Но тогда эта  вера, заменяя религию, помогала увидеть свет в конце тоннеля.

    Хрущёвская оттепель, обожаемая «Юность», напечатавшая «Звёздный билет» и «Коллег» Василия  Аксёнова… А стихи знаменитых шестидесятников? До сих пор эпохальный Евтушенко и утончённо изысканная Белла  Ахмадулина –  любимые поэты. Юные, красивые, дерзкие, - тогда они были несомненными кумирами. 

   А прорыв Гагарина в космос? Как можно было этим не гордиться?! Ещё повод для  гордости – целина  и комсомольские стройки…

     И я, городская девчонка, выросшая на книжной романтике,  тоже уехала в глухое сибирское село  выполнять свой комсомольский долг.

   Потом были брежневские застойно-застольные  времена.
 Оригинально охарактеризовал то время один из авторов Прозы.ру, Игорь Струйский:
"С ним (Брежневым)сгинуло в тартарары государство, взрастившее миллионы наивных котят, обласканных его чутким вниманием". Да, возможно, котята были наивными, но по душевным качествам способными на любовь и добро.

    Потом смена краткосрочных правителей, надежда на Андропова, что наконец-то наведёт порядок.

     Горбачёв, разваливший великую страну. Последний президент СССР.

    «Парад суверенитетов», ГКЧП –  и вообще непонятно что началось: вроде бы победа демократии, а в итоге... "лихие" 90-е, дикий капитализм...

    Смешно и горько было смотреть по ТВ на пьяного президента - первого президента РФ - Ельцина. Эх, до чего докатились...

    Вообще-то, если честно, об этом ТОГДА не думалось: о политике было некогда рассуждать – зарабатывали на хлеб насущный. Но никогда ни я, ни подавляющее большинство тех, с кем сталкивала меня судьба, нет, мы не были рвачами.

    Возможно, мне везло на людей. Работали, вкладывая в дело  душу, и бремя комсомольского долга не давило, но поднимало.Развал комсомола поразил меня больше, чем развал СССР.
   
   Теперь уже за плечами – большая жизнь, двое взрослых детей и внуки, за которых болит душа. Почему же вечерами не могу уснуть?

    Есть на Прозе замечательный автор - Вера Кулагина. В её стихотворении я нашла созвучие моим мыслям. http://proza.ru/2021/10/06/1459

С годами нам слышней колокола,
И в храме песни для души всё слаще,
И реже гости, и опять дела,
И на погост, к друзьям, всё чаще.

И ясно начинаешь понимать -
Кто? Что? Зачем? Когда и почему?
А по ночам бессонным не унять,
О прошлом слёз и горькую тоску.

И звезд уже не манят огоньки,
И в памяти былые годы тают,
А времени живые мотыльки,
в безжизненную вечность улетают.

   Какими мы были? Что дали тем, кто жил рядом с нами?
   Неужели о нашем поколении будут судить лишь по гневно обвиняющим строчкам модного писателя Михаила Веллера, написавшего эссе "Дети победителей", где первая глава называется "Реквием ровесникам"?

        Веллер с горьким пафосом восклицает:

  "Мы несостоявшееся поколение, дети победителей величайшей из войн. Состарившиеся в мальчиках, не дождавшиеся праздника, брюзги, неудачники, чьи лучшие рабочие годы ушли с водой в песок, в жизнеподобную пустоту фальшивого фанфарного пения...
     Нам было по 15, когда Хрущёв матерился с трибун и учил писателей писать...
Даже лозунг его не казался смешным: а вдруг через 20 лет и вправду будем жить при коммунизме?
    Верили в любовь, дружбу, в советскую власть, в торжество добра, в святые идеалы и нерушимое преимущество нашего строя над ихним, бесчеловечным...
    Но...лакеи захватили буфеты и стали хозяевами праздника... Юных так легко заморочить... Безжалостно шло время. Дети победителей к сорока годам не дали ни одного человека, что стал бы вровень  с достойными прежних времён. Не были мы ни  глупы, ни серы, нас не расстреливали, не пытали, не раскулачивали... -
НАС ЗАДАВИЛИ НА КОРНЮ..."

    Соглашусь, многое публицист отмечает верно, но не могу согласиться с финальным выводом!
    НЕТ, НЕ ЗАДАВИЛИ НАС! Мы живы! Не неудачники и не брюзги, мы живём, мыслим, работаем, воспитываем теперь уже внуков. Я до сих пор ощущаю свою причастность к тому, что совершалось на земле и совершается сейчас. И не хочу, чтобы те, кто будут жить позже, считали нас бессловесными  рабами системы.
   
   Не буду утверждать, что смогу отразить время, (хотелось бы это сделать – да),  но я чувствую его, как  обнажённой кожей чувствуешь холод, тепло, жар. Оно живёт во мне, говорит со мной,  и вместе с ним смотрят на меня и говорят те, о ком хочу рассказать.
 
     Когда-то, ещё в школьные и студенческие годы, прочитав кучу книг («вагон и маленькую тележку», как говорила любимая подруга), мечтала стать писателем. Вот запись из дневника тех лет: «Цель моей жизни – познать людей, закономерность их отношений, логику поступков, переменчивый и непостоянный мир чувств. И рассказать о них».

    Перечитываю эту запись с горько-скептической улыбкой. Высокий стиль – издержки возраста.  «Познать людей» - ишь, размечталась! Если даже  профессорам это не по силам, удалось ли тебе?  Конечно, нет.  Школа, если работать по-настоящему, а не халтурить, отнимала  всё время.

   В рецензии на мою статью «Герои и жизнь» Геннадий Стальнич 24.02.2022 пишет:

     "Любопытно читать дневник девушки за 1963-й год. Как говорила моя мама, преподававшая химию в Индустриальном техникуме:
"В 50-х я учила тех, кто верил, в 60-х - тех, кто верил и романтизировал, в 70-х - весёлых приспособленцев, в 80-х - подрастающих лицемеров, в начале 90-х - откровенных циников".

    Характеристика верная!

    Нет, я не жалею о том, что отдала свою жизнь школе и детям. Знаю, что не была плохим учителем, поэтому и времени на личное творчество не оставалось. Теперь же, когда это время появилось, наступила пора «собирать камни». И терзают сомнения: смогу ли осуществить то, что обещала первым (и самым любимым) своим ученикам.
 
   А обещала им  написать книгу  «про те годы», про то, что делало нашу жизнь тогда  незабываемой. Рассказать, какими мы были  полвека назад, как вместе работали и о чём мечтали, чего хотели, что смогли и чего не успели, в чём ошибались, отчего до сих пор щемит сердце…

   Ещё теплится надежда, что, может быть, как верил Е.Баратынский, «читателя найду в потомстве я».               

    Великий романтик Александр Грин в «Бегущей по волнам» написал:

    «Рано или поздно, в расцвете лет или под старость, Несбывшееся зовёт нас, и мы оглядываемся, стараясь понять, откуда прилетел зов. Тогда, очнувшись среди своего мира, тягостно спохватываясь и дорожа каждым днём, всматриваемся мы  в жизнь, всем существом стараясь разглядеть, не начинает ли сбываться Несбывшееся. Не ясен ли его образ? Не нужно ли теперь только протянуть руку, чтобы схватить и удержать его слабо мелькающие черты?
  Между тем время проходит, и мы плывём мимо высоких, туманных берегов Несбывшегося, толкуя о делах дня».    
 
   «Несбывшееся» - это моя мечта, которая наконец-то начинает сбываться.
Почти сбылась: я написала книгу о моих первых учениках и с душевным трепетом отдаю её на суд читателей.
               
    Ещё одна цитата в заключение. Подписываюсь под каждым словом Жан-Жака Руссо:

    «Вот то, что я делал, что думал, чем был. С одинаковой откровенностью рассказал я о хорошем и о дурном.. Дурного ничего не утаил, хорошего ничего не прибавил; и если что-либо слегка приукрасил, то лишь для того чтобы заполнить пробелы моей памяти…» 

    Продолжение на  http://www.proza.ru/2017/09/09/2035