Ч. 13 Ледяной капкан

Владимир Врубель
Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2018/11/05/1607

Про Булун тогда в Сибири была поговорка:  «Бог на небе, царь в Петербурге, а в Булуне – купец Иван». Комендант, так называл его Мелвилл, на самом деле был исправником.

Маленьким административным центром на краю земли правили три человека: вышеупомянутый купец, священник и исправник.

Вся эта троица занималась скупкой бивней мамонта и ценных мехов лис и песцов. Несмотря на действующий запрет продавать аборигенам водку, её продажа была поставлена на широкую ногу.

Анонимные пароходы доставляли в посёлок бочонки со спиртом, меха переправлялись по реке  вглубь Сибири на тех же судах, а затем их отправляли на продажу в Петербург.

Никакие законы в Булуне не действовали, их заменяли распоряжения купца, попа и исправника. Когда исправник узнал об американцах, то, посовещавшись со своими двумя соратниками, решил сделать всё возможное, чтобы помочь иностранцам и поскорее отправить их в Иркутск.

Меньше всего ему и его приятелям хотелось, чтобы в посёлок приехали люди из администрации генерал-губернатора Восточной Сибири. Когда Мелвилл добрался до Булуна, то сразу попросил, чтобы его провели к морякам.

Ниндеманн лежал, а Норос что-то ел, когда Мелвилл вошёл в их хижину. Сначала они его даже не узнали, что неудивительно после перенесённых ими страданий. Ниндеманн сказал, что все на катере были убеждены: вельбот Мелвилла погиб во время шторма.

Гребцы сидели по пояс в воде. Парус сорвало сильным порывом ветра. Потеряли два весла - обессиленные гребцы их не удержали. Сделали импровизированный парус из куска брезента, благодаря чему им удалось войти в дельту Лены.

У всех гребцов были окровавленные руки. Когда вошли в дельту реки, то сначала застряли во льду, но сумели освободиться из него, а дальше было хуже - сели на мель. С помощью вёсел сняться с мели не могли, пришлось выйти из катера и, стоя по грудь в ледяной воде, сталкивать его с мели.

Через некоторое время снова сели на мель, но сил уже не было. Оставили в катере больных и врача, пошли по воде к берегу. На берегу, где по карте значилось селение, расстилалась только пустынная тундра.

Собрали плавник, разожгли на берегу костёр. Из катера вытащили все вещи. Нести на себе больных не было сил, поэтому их волокли по воде. Под снегом на берегу была мокрая земля, проваливались в грязную жижу по колено.

От ледяного ветра укрылись, поставив палатку. Костёр погас, но люди спали. На следующий день по мокрой тундре пошли к селению, до которого по карте значилось 12 миль, а на самом деле – 70!  Больных везли на нартах. Спали в снегу.

На третий день Алексей застрелил оленя. Впервые за много дней поели. 28 сентября увидели две хижины, но они оказались давно брошенными людьми. Сошёл с ума больной Эриксон. 9 октября убили последнюю собаку и съели.
 
Делонг, считая, что они находятся относительно недалеко от селений, указанных на карте Петерманна, предложил двум добровольцам отправиться за помощью.

Собственно говоря, кроме Ниндеманна и Нороса, остальные уже не могли ходить, поэтому оба они отправились на поиски людей. Им дали в дорогу остатки собачьего мяса.
 
Ниндеманн и Норос ползли по снегу, когда их случайно увидел якут Андросов, который со своей семьёй ехал на нартах в Булун.  Ходить моряки уже не могли. Андросов спас американцев, привезя их в Булун.

Исправник вспомнил, что в Верхоянске живёт ссыльный С.Е. Лион, который знал английский язык. Того вызвали в Булун, и он стал переводчиком у Мелвилла. Весть об американцах доставили в Иркутск и оттуда получили указание помочь членам экипажа «Jeannette» всеми доступными способами.

К тому времени велись широкомасштабные международные  поиски экспедиции Делонга, в которых участвовали Россия, Швеция, Англия. Правительство США выделило для поисков своей экспедиции 175 тысяч долларов, огромную сумму по тем временам.
 
Прошли три недели, как Ниндеманн и Норос, выполняя приказ Делонга, отправились на поиски. Мелвилл понимал, что оставшиеся с Делонгом  моряки мертвы, но посчитал своим долгом чести найти и достойно похоронить своих товарищей.

Всех остальных моряков с его вельбота отправили в Иркутск, а он, несмотря на уговоры, остался, и больной, еле держась на ногах, отправился на поиски Делонга и его экипажа. Ему  дали двух проводников-якутов, нарты, собак и продовольствие.

Продолжение следует

На рисунке: хижины якутов