Вопросы и ответы. Интервью 7

Ольга Шельпякова
начало: http://www.proza.ru/2018/09/15/1490

"Возле КПП стояла Она, «Вторая серия», облокотившись на крышу зелёного «Жигулёнка»."
В.В.Проскурин - капитан 2 ранга, командир ПЛ «С-37»
http://u.to/--gmEg

***
ВТОРАЯ СЕРИЯ.

Вопрос:
- Значит, была повторная встреча?

Ответ:
- «Вторая серия» состоялась внезапно. Прошло около трёх лет.

Вопрос:
- Видел ли ты свою подводную лодку в кино?

Ответ:
- Нечаянно удалось посмотреть фильм «Любовь с привилегиями» с участием моей Ласточки.
Она, «вторая серия», состоялась в коротком заходе «тридцать седьмой» в Феодосию в июне 1992-го...нелёгкий период корабля.
Лодка выполнила последнюю боевую задачу Черноморского флота за пределами территориальных вод под флагом ВМФ СССР, которого уже не было. Корабль-подранок числился в дежурстве по флоту, в готовности, но зализывал раны у плавмастерской. Стояла жара, и вся трава рано выгорела. «С-37» несла боевое дежурство в минном варианте.
У меня был «Жигуль шестёрка» - подарок Комфлота Касатонова.
При наличии транспорта и переносной УКВ-радиостанции можно было позволить себе отлучаться от корабля и береговой каюты. Но недалеко и ненадолго. Мне позвонили с КПП, что ждёт симпатичная дама.

Вопрос:
- Это была главная героиня фильма?

Ответ:
- Когда я проходил проходную, дежурный мичман многозначительно сказал, что где-то её уже видел.
Возле КПП стояла Она, «Вторая серия», облокотившись на крышу зелёного «Жигулёнка». Обалденно широкая улыбка.
На голове цветастая косынка с узлом сзади, как у крестьянок в поле. Полная приятная неожиданность.
Поздоровался на Вы, поцеловал ручку и попытался быть слегка официальным.
Но скрыть улыбки радости не смог. «Я же сказала, командир. Мы ещё встретимся».

Вопрос:
- Многообещающее начало. И вы опять направились в тихое кафе под названием «На троих»? Шучу, конечно. Наша дружеская форма общения, располагает к этому.

Ответ:
- С порта шли два штабных офицера, и я намекнул, мол, нужно отъехать.
Она командным тоном предложила сесть в машину и потом: «Едем в Коктебель!?».
Был бы полным идиотом, если бы начал объяснять что такое боевая готовность и ограничения в передвижении.
Мобильных телефонов ещё не было, а связь по радиостанции с Коктебелем могла не состояться из-за гор.
Попросил пять-семь минут подождать. Переодеваясь, проинструктировал старпома и попросил Оперативного дежурного по дивизиону быть со мной на УКВсвязи.
Взял радиостанцию, проверил работу с узлом связи, сел в свою машину и выехал из части.

КОКТЕБЕЛЬ.

Вопрос:
- Это рискованный поступок. Вспоминаю твои слова «чего не сделаешь ради женщины».

Ответ:
- До Коктебеля добирались двумя машинами. Я постоянно проверял связь и в зеркало наблюдал за машиной Любы.
Дорога была относительно свободна, и шли скоростью около семидесяти. Она чётко держала дистанцию и постоянно поправляла солнцезащитные очки. Вспомнил фильм, где она управляла «пирожком».
В итоге, как и предполагал, на выезде из Феодосии связь пропала. Вовсю шёл развал Союза и его стройной организации.
Это успокаивало в том, что я никому не нужен как раньше, и до вечернего доклада не спохватятся.
Часов пять свободы было точно. Но наглеть нельзя.
Один наш командир понаглел и спёкся - чуть не схлопотал от трибунала срок до восьми строгого с конфискацией чести.

При въезде в Коктебель она стала лидировать до своего дома. Люба видела, как я выставил антенну из окна машины и пользовался микрофоном. Сразу сообразила и задала вопрос с ответом: «Тебе, наверное, нельзя!?».
Я проверил связь, и чуда не состоялось. Отделавшись весело штатным выражением: «Если нельзя, но очень хочется - то можно» - последовал за ней к городскому телефону на улице Стамова. Мы на несколько минут зашли в дом.
Сейчас, при входе на стене каменной ограды участка, закреплена мемориальная доска с её барельефом.

СОЛНЕЧНОГОРСК.

Вопрос:
- Интуиция мне подсказывает, что вы не остановились в Коктебеле. Две мятежные натуры, вырвавшиеся на свободу.

Ответ:
-  Выйдя, Любовь делово спросила результаты моего звонка Оперативному дежурному, назвав его по-нашему «ОД» и, получив позитивный ответ, вальяжно предложила мотнуться куда-нибудь на море.
Решили прокатиться до Солнечногорска. Ехали на её машине - тормозные колодки новые. Управлял я, а она рассказывала о Москве с её беспределом и голодомором. Любовь хотела найти укромное местечко, что бы никто ни донимал с автографами. Дорогу по горным серпантинам она переносила хорошо и непрерывно говорила, говорила и говорила.
Интересно и своеобразно.
Никогда не думал, что женщины могут так профессионально давать оценку происходящего вокруг в это смутное время.
Это говорило о её живом интересе ко всему, владением информацией и аналитикой, и общении с людьми «оттуда».
Я как-то не запоминал фамилии артистов и основных лиц кинематографа, поэтому на мои отрицательные ответы по поводу:
«ну ты знаешь, конечно же…», разочарованно произносила: «Ну как можно не знать... Ведь это…!».
Спросит про что-нибудь и, не выслушав, продолжает аналитический монолог о пьянице Ельцине, разрушении кинематографа, интригах в театрах и тому подобное.

Вопрос:
- Это общие темы для беседы, а говорили о чём-то личном, сокровенном? Сейчас, по истечению срока давности, думаю что можно приоткрыть завесу тайны.

Ответ:
- О себе говорили очень мало. Почти ничего. Несколько раз она восторженно отзывалась о муже Сергее Цигуле - художник и ваятель с мировым именем. Говорят, он боготворил Любовь Полищук и, находясь в Коктебеле, умудрялся самолётом доставлять в Москву цветы и свежую барабулю без заморозки. Так же восторженно о его маме, соседях и крымчаках.
Сейчас-то я знаю её возраст из Википедии, а тогда об этом не вспоминали. Догадывался, что она старше меня, но выглядела молодо, при этом какой-то усталой. Та же циклотимность, что и в Одессе и разные, всегда красивые глаза.
Я иногда, украдкой, любовался её профилем. Для жары она была одета в халатике по фасону, как говорят в Одессе.
Залетающий в окно ветерок тоже был жарким, и она постоянно махала прихваченной на всякий случай шляпкой как опахалом.

Вопрос:
- Вижу, что воспоминания очень яркие, живые - словно пронизанные солнечными лучами.
Поведала ли тогда Любовь про свои творческие планы?

Ответ:
- По дороге поделилась своими успехами и наградами, рассказала об участии фильмов с ней в международных фестивалях.
Мне же рассказывать было нечего или нельзя. У неё позитив, а у меня наоборот. Я с интересом слушал. Актриса замолкала периодически, задумываясь, особенно на крутых виражах и опасных участках дороги. Чувствовалось, что имеет приличный опыт управления авто.

КАФЕ  у  ДОРОГИ.

Вопрос:
- Следующий пункт вашего турне с красивым названием совсем близко. Чем он тебе запомнился?

Ответ:
- Въехали в Солнечногорск уже в полдень. Нашли маленькое частное, обвитое плющом и виноградом, кафе у дороги.
Заказали мороженое и кофе. Хозяин кафе - седой армянин, симпатяга. Он сразу узнал в Любе артистку и стал красиво ухаживать, без умолку щебеча с наигранным кавказским акцентом.
Мы смеялись над ним исподтишка и перемигивались. На столе очень быстро появлялись его фирменные блюда.
Хаш, люля-кебаб, куча зелени и домашнее вино. Здесь-то я и задумался о своих наличных в кармане. От вина и льстивого общения с армянином у Любы поднялось, по-кавказски, игривое настроение.

Вопрос:
- Ты не представляешь, Виктор, какую роль сыграл в её судьбе, став отдушиной в плотном графике съёмок и репетиций.
В свою очередь, и Любовь явилась тебе необыкновенной райской птицей, украсив суровый быт подводника. Все такие встречи - не случайны, чисты во всех отношениях. Они выводят общение людей на новый, недосягаемый для многих уровень. Подталкивают к принятию какого-то решения, началу чего-то ранее неизведанного. Я права?

Ответ:
- Она постоянно возвращалась к моему сценарию в теме причин девиации в «Любовь с привилегиями». Указывала, на что нужно сделать акцент, на какие моменты уделить больше внимания, чтобы привлекло сценаристов.
Рассказала, что сюжет съёмок, когда она открывает створки окна и идёт подводная лодка крупным планом, всё-таки, был вырезан цензурой комитетчиков. Оставили несколько секунд, когда я выходил из залива.

https://my.mail.ru/bk/proskurin56/video/_vfavorites/38.html

Откровенно несколько раз высказала жалость, что мы не сможем ехать дальше в Ялту. Прикинув варианты связи по межгороду по трассе и через погранзаставы, принял решение: «Была, не была!»
Я отозвал армянина в сторонку: «Что стоит вся эта беда?», - и уставился на него нежными глазками. Тот, как мне показалось, искренне обиделся или тоже артист, но я про себя удовлетворённо глубоко вздохнул.
Он принёс мне огромную трубу радиотелефона. Любино ликование от моего «Едем, но сначала позвоним» слышали все створные знаки Солнечногорской мерной линии в горах.
У меня сразу дозвониться не получалось.
Но когда Она набрала номер ОД, и стала кричать в трубочку, я подумал: «Это, трындец!».
На связи был оперативный дежурный офицер Коля Сергиевский. В нормальной-то беседе не разберёшь, что он говорит, а тут с булькающей галактической связью - хмурь какая-то. Я попросил, разделяя слова, ответить только на один вопрос:
«У меня всё нормально?». Услышав с другой галактики положительное «Д-д-а-а», остальное уже не интересовало.
Любовь, в напряжении, несколько раз быстро спросила: «Ну что? Что?». И опять горы и море услышали её восторг. Мы поехали в Ялту. По местам боевой славы восемьдесят восьмого - восемьдесят девятого.

ЯЛТА.

Вопрос:
- Путешествие продолжается! Радуюсь вместе с вами, незримо, какие вы были отчаянные!

Ответ:
- В кафе я, забывшись, попробовал немного вина, и теперь от запаха могли спасти только мои погоны и безграничная любовь гаишников к артистке Полищук. Этот момент наших переживаний достоин занесения в «Книгу рекордов Гиннеса» и «Красную книгу». Я жевал и проглатывал всё, что она срывала с деревьев и кустарников по дороге.
Бедная природа, бедный мой желудок! «Дыхни»,- говорит и обнюхивает так, что я слышу виртуально все её запахи, потому что обонянием не обладаю после пожара на С-348.
Когда проехали посты ГАИ в Алуште и Ялте, восторг великой женщины слышал весь Яйла Ай-Петринский перевал.
По её настоянию решили сначала заехать в «Санаторий Краснознамённого Черноморского флота». Я не долго сопротивлялся - её желание увидеть героиню моего ялтинского романа совпадало с моим.
Немного поблуждав по Большой Ялте неожиданно выехали к дому Софии Ротару. Остановились, и я рассказал, как с летчиком Северного флота ходил к Софии в гости.
Выйдя на остановке я купил в ларьке пепси-коллу - после всякой растительной дряни в закуску от запаха, во рту как кошки ......

Свернув к тыльной стороне санатория, припарковались у служебного хода. Но моей героини на работе не оказалось, а недружелюбная старушка ещё и накричала: «Вы что, не видите что ли, что происходит!? Не работает санаторий!».
Заведение находилось в полуосадном положении. Несколько морских пехотинцев нашего флота чуть ли не штык-ножами отбивалась от украинских офицеров и солдат, выполнявших задачу провокации захвата санатория. По всей территории разбросаны бумажки и пластиковые бутылки. Такого раньше не было. Когда я объяснил Любе, в каком состоянии находится Черноморский флот под флагом несуществующего СССР, она скукошилась и произнесла: «Что со страной сделали!». Но уныние было недолгим.

В ГОСТЯХ.

Вопрос:
- Мне подумалось, раз вы поехали по "местам боевой славы", то конечно же посетили знаменитый санаторий "Россия"?

Ответ:
- В санаторий, где снимался фильм Кучинского, не заехали - «разговоров и сплетен, потом не оберёшься».
Поехали в сторону Массандровской улицы, в «хату подружки» по фильму, где она очень эмоционально рассказывала эпизоды съёмок фильма. Как настоящий пародист Люба изображала участников на съёмочной площадке. Лучшего спектакля не надо. Хозяйка той хижины, забыл имя, пожилая женщина с ярким южным акцентом, пригласила в дом и угостила жареной барабулькой. С её телефона уточнил обстановку у ОД в Феодосии.

Любовь на живую у окна, изобразила вырезанный фрагмент сюжета из фильма с моей лодкой:
«Открываю створки, а оператор меня слегка в плечо. Мол, отодвинься. Молчим, а он снимет. Снимал минут десять. Матросики выбегают на палубу, ложатся и стреляют с автоматов. Вокруг лодки взрывы. И так громко. Потом ракеты вверх одна за другой. Так интересно было! Такого никогда никто не видел. Никто ничего не понял. Кто-то сказал: «Наверное, учения».
В ходе монтажа картины, всё тысячу раз резали, вставляли, меняли и прочее.

Вопрос:
- Интересно, сохранился ли в архиве кинематографа этот вырезанный эпизод? Можно ли сделать запрос?
Ну, а что же море, манящее своей свежестью и бирюзовой волной, неужели вас так и не прельстило?

Ответ:
- На предложение искупаться в море я немного поломался, но согласился. Стеснялся бледноспирохетного цвета загара. Спустившись к морю, быстро искупались в малолюдном месте - что бы "отдыхайки" не лезли с автографами. Вода была, по моим меркам, достаточно прохладной, видимо после шторма, плюс скользкие камни, по которым я ползал как раненый краб. Желание выскочить на раскалённую гальку было сильнее водных процедур.
Вспомнили Одессу, подававшую надежду на расцвет советской кинематографии и опять о моём обещании непременно писать сценарий фильма о подводниках-романтиках.

Поднявшись в дом, смыли соль, поливая друг друга со шланга...Пока Любовь тепло беседовала с хозяйкой, я подкачал колёса. Жара не унималась. Море не придало особой свежести.

РАССТАВАНИЕ.

Вопрос:
- Ловлю на слове, командир, о написании сценария для фильма.
Что дальше? На этом путешествие закончилось?
 
Ответ:
- Взяв у хозяйки свою бутылку минеральной воды с холодильника, не торопясь тронулись в Коктебель.
На обратном пути, с хорошо знакомой мне погранзаставы на мысе Башенный, ещё раз позвонил в часть.
Ехали в Коктебель, слегка уставшие от бесконечных изгибов «тёщиных языков». Любовь откинула сиденье и пыталась дремать. Мне было интересно её слушать, но не мешал, и на поворотах серпантина снижал скорость. Талантище отдыхает!
Иногда, очнувшись, при переключении скоростей, она оживлялась и возмущалась произволу Украины в отношении Черноморского флота и Ельциным, подло предавшим своих моряков.
Проезжая красивые места и виды восторгалась оригинальными репликами вопросов-ответов, например:
«На что или кого похоже? Да это же, носорог!».

Вопрос:
- Виктор, не хочется тебя отпускать, как рассказчика. Но, разлука неизбежна. Ваша романтическая прогулка подошла к концу?

Ответ:
- Расставание было скорым. Я обещал писать. Она заторопилась в дом, а я в часть.
Обнялись, поцеловались, глянули глаза в глаза и решили не теряться.
К сожалению, телефон Любы, я скоро досадно потерял. Был в Москве зимой 93-го. Но «справочная» телефона не дала, а искать театр в этой ненавистной мне столице, было некогда. Стеснялся её уже.

Хотелось бы, конечно, глядя в её красивые и умные глаза, рассказать тогда, что 16-го июля, через месяц после последней встречи, мою любимую «Ласточку» подло задним числом исключили из боевого состава ВМФ России. Что хотел застрелиться в каюте, которую она назвала маленьким, но уютным гнёздышком.
Поделиться, как это больно, спускать самому флаг собственными усилиями созданного лучшего на Флоте корабля и вытирать им слёзы, прячась за рубку от строя личного состава на причале. К тому же, жена была со мной в поездке за трехмесячной зарплатой, ничего не знала и не надо.

Вопрос:
- Тяжело вспоминать такие события в жизни. Я не считаю слабостью твои слёзы в тот момент, потому что знаю, как трудно растопить стальные глаза под чёрной пилоткой.
Вы больше не встречались с Любовью Полищук?

Ответ:
- Просмотрел почти все фильмы с её участием. Слишком рано ушла из жизни.
И почему, Господь достойных забирает первыми!? Одесса и Вторая серия были, почти тридцать лет назад.
Время неумолимо! А воспоминания до сих пор греют. Благодарен Любе за общение...
Ради светлой памяти замечательной актрисы и просто такой простой, и одновременно неординарной женщины буду писать. Этот рассказ - только начало.

***
Благодарю, Виктор, за повествование о талантливой актрисе, подарившей тебе эти незабываемые воспоминания.
В заключении, хочется сказать, что за эту роль на кинофестивале игровых фильмов во Флориде, Любовь Полищук получила гран-при за лучший женский образ. И твоя Ласточка, пусть на семь секунд - живёт в этом фильме!

*продолжение: http://www.proza.ru/2018/10/01/1057
*фото: актриса Любовь Полищук