Предыдущая страница http://www.proza.ru/2018/07/19/1867
Царь щедро наградил всех черноморских адмиралов, подарив им казённые дома, погасив долги убитых военачальников, назначив щедрые пособия их вдовам и детям. Повезло даже престарелому адмиралу Николаю Михайловичу Кумани, который по причине преклонного возраста никакого участия в войне принимать не мог.
Помимо дома, старика наградили арендой на 12 лет, по тысяче рублей в год. Удовлетворили и все просьбы офицеров. Матросам и солдатам сказали «спасибо». Когда все флотские экипажи собрались в Николаеве, из Петербурга поступил приказ одним отправиться на Балтику, другим – на Белое море, третьим – на Каспийское море.
Черноморский флот, практически, прекратил своё существование. Черноморские флотские экипажи, покрытые славой и кровью, шли пешком по пыльным дорогам России под командованием своих командиров к новым местам службы.
Повсюду их восторженно, с колокольным звоном и хлебом с солью встречали жители городов и селений, в честь героев-севастопольцев устраивались торжественные обеды не только для офицеров, но и для матросов.
Моряков бесплатно кормили, одаривали подарками. Люди уже узнали о том, что пришлось пережить севастопольцам, у многих в Крыму погибли родственники. Инвалиды ещё раньше разбрелись по всей России.
Первое время после войны людей в военных мундирах повсюду охотно встречали. Но всё течёт, всё меняется. Свыше 600 морских офицеров, оставшихся не у дел, отправили в резерв.
Им пришлось проститься с карьерой, а чтобы как-то выжить, офицеры устраивались на работу в другие ведомства или в коммерческие организации.
Не знаю, как вам, уважаемые читатели, а мне это напоминает массовые сокращения в армии не столь далёкого времени. Восхищение героями сменил анализ минувшей войны.
Очень быстро отношение общества к военным стало меняться не в лучшую сторону.
Изменилось и отношение кадетов, будущих офицеров, к военной службе. Причин тому имелось много. Но это уже другая тема.
После войны вступивший в командование морским министерством великий князь Константин решил разобраться, кого и как награждали за участие в Крымской войне.
Лучше бы он этого не делал, тогда бы не стал так расстраиваться.
Выяснилось, что награждали кого попало, а чаще всего, естественно, тех, кто был близок к составителям наградных списков.
Инвалидам из нижних чинов пообещали, что призрение им окажут помещики. Какое призрение они получили, история скромно умалчивает. Некоторых счастливчиков-инвалидов пристроили в Киевскую и другие богадельни.
У части помещиков проснулась совесть, и они освободили от крепостного состояния героев обороны Севастополя, но это сделали далеко не все.
Для возвращения домой матросам выдали даже деньги, по две с половиной копейки за версту, и даже по 6 с половиной копеек «кормовых» в сутки.
За это стоило благодарить великого князя Константина, который в начале своей деятельности в должности руководителя военно-морским флотом отличался либеральными взглядами.
Повезло и оставшимся в живых офицерам, разжалованным в матросы во время царствования Николая I. Им вернули прежние звания, а некоторым даже разрешили продолжить службу.
Продолжение следует