От Бреста до Москвы. Замок на Волге

Александр Черенков
 
Высится на Волге замок. Его построили в селе Гузицино, которое потом кто-то обозвал «Красным Профинтерном». Это было название международной организации профсоюзов, существовавшей с 1921 по 1937 год. 

Причем это название удивительным образом прилипло, хотя никто не знает, почему Гузицино лучше всего может этому соответствовать. Но речь пойдет о других  временах, когда под словом «красный» понимали просто цвет и красивость, когда о «профинтерне» никто и «слыхом не слыхивал», а социализм существовал где-то там далеко (в работах Томаса Мора («Утопия» - 1516 г.) и Томазо Компанелла («Город солнца» 1602 г.) и трудах теоретиков).

Представляется, что в Гузицино никто и не знал о таких утопиях. 
А замок этот построил Никита Андреевич Понизовкин для своей молодой жены Розы Бурсиан.(Архитектор - Николай Лермонтов) Молодая прожила в нём всего ничего и отправилась после развода с двумя детьми (мальчик - Андрей, девочка - Таня)к себе в Москву в Лефортово, откуда была родом. (Она не стерпела измену Никиты Андреевича, который так же, как и дед, был большим любителем дам-с). Её семья  происходила из обрусевших немцев. Сейчас мы оставим Розу  в столице (коль она туда вернулась) и снова обратим своё внимание на её бывшего мужа – представителя славной фамилии Понизовкиных               
Сам Никита Андреевич был назван Никитой в честь основателя «дела» Понизовкиных. История этой фамилии достойна внимания. Дедушка хозяина замка  –  Никита Петрович Понизовкин был легендарным человеком. Ещё будучи крепостным, он с разрешения хозяина (конечно – он приносил тому порядочный доход) уже в 1839 году открыл свой первый паточный завод в деревне Дурково. ( Это Некрасовские места: «Горелово, Неелово, Неурожайка тож». Говорят, в «Горе старого Наума» поэт воспользовался, как основой историей становления Понизовкина).

Никита Петрович не был тупым стяжателем. Он постоянно учился и всё осваивал самоуком. Грамотный, он много читал и постепенно становился всё более образованным человеком и глубоким специалистом. Одновременно с этим прирастало богатство. В 1846 году  фабрикант уже выкупился из крепостной зависимости. А через три года построил целый химический завод, вырабатывавший: купоросное масло, купорос синий и зелёный, соляную кислоту, нашатырный спирт и другую продукцию.

В 1861 году он стал купцом первой гильдии, тем самым оказавшись в рядах известнейших русских купеческих фамилий (Рябушинские, Третьяковы, Мамонтовы, Морозовы и так далее). Последним его деянием случилось начало строительства химического завода в деревне Гузицино на берегу Волги. Он не зря выбрал это место. Река давала возможность завозить в больших количествах сырьё и отправлять водой продукцию оптом.

Видимо, судьба за что-то разгневалась на промышленника. В 1867 году он в коляске, запряжённой парой гнедых, выехал на лечение из Гузицино в Ярославль. Однако купец не прибыл в город. Он бесследно исчез где-то по дороге. Поиски ничего не дали. Ни вещей, ни одежды, ни коляски, ни лошадей, ни тела – всё просто «испарилось». Следствие ничего не дало.               Для какого-нибудь объяснения происшествия остаётся только кое-что предположить.
 
Народ болтал, что земля поглотила Понизовкина без остатка за какие-то прегрешения (они, конечно, были и немалые – покойник отличался большой склонностью до дам)… Если отбросить явно эзотерическую версию поглощения, то остаётся только всегда славившаяся лихими людьми Ярославщина и время, которое бывает что  разгадывает и не такие загадки…
   
Жена и дети исчезнувшего, оплакав пропажу главы семейства, вынуждены были включаться в работу. Уже на следующий год они организовали торгово-промышленное товарищество «Никита Понизовкин и сыновья». Завод был достроен и начал давать продукцию. Братьям хватило ума не делить отцовское наследство. Общее дело набирало обороты.  Деятельность фирмы получила такое успешное развитие, что уже в 1887 году на Всемирной выставке в Париже компания получила серебряную медаль за качество своей продукции…

Возвращаясь к Никите Андреевичу (внуку пропавшего фабриканта) надо сказать, что тот  нашёл себе новую жену, Марию Филипповну из Ярославской купеческой семьи. Грянула революция. Магнат бежал на Кавказ, где у него был конезавод. Здесь вместе  с управляющим заводом (его вторую жену звали Марья Семёновна) они оказались  в рядах Белой армии. За это все богатства и замок на Волге был национализирован местной властью, самого Никиту Андреевича (тот неудачно вернулся) отправили на лесоповал, а вторая его жена Мария Фоминична с детьми якобы бежала в Крым в Понизовку (ещё одно имение семьи). Дети сгинули в Гражданскую войну на стороне белых.  После чего о Марии ни слуху ни духу…

А у погибшего конезаводчика от первой жены было двое детей.  Один из них при Советской власти стал главным инженером авиационного завода в Москве и во время войны разбился на самолете о Жигулёвские горы. Другой его сын ещё до Революции женился на местной помещице. Когда пришли красные, те,  бросив имение в Сохне (недалеко от замка), бежали в Москву, где мыкались по съемным квартирам до его смерти. Их дочь вышла замуж за пролетария…

Якобы у Марии и Дмитрия (конезаводчик, погибший на стороне белых) родился уже в 1918 году сын Николай. Мария Семёновна, которая была только товаркой «исчезнувшей» Марии Фоминичны, после гибели мужа странным делом стала управлять всем обширным хозяйством (замок, паточный завод). При этом как в доме, так и на заводе все  охотно выполняли её распоряжения. Было такое впечатление, что Марья Фоминична стала Марьей Семёновной и даже для конспирации взяла фамилию сгинувшего конезаводчика. 

Таким образом, Мария Семёновна (Фоминична) родила Николая Дмитриевича, который провёл в Гузицино все детские годы. А Мария Семёновна (Фоминична) как и прежде (при муже) заправляла всем хозяйством. (Это благодаря её заботам замок и предприятие дожили почти до наших дней).

Николай вырос и перед войной по рекомендации, потом погибшего на скалах Жигулей сводного брата, окончил воздухоплавательную школу и стал водить дирижабли по трассе Астрахань – Москва. Грянула война. Дирижабли стали не нужны. Красной Армии были нужны аэростаты.

http://www.proza.ru/2018/05/11/821