Устрицы

Бай Кот
Всё, что я знал об устрицах, умещалось во фразе "я позавтракал устрицами" из забытого романа.

Устриц мы с Бибой не любили. Да и вовсе не ели. 

Возможно, на мой устричный аскетизм повлияло одно давнее событие. Будучи молодым одесситом и начав зарабатывать самостоятельно, мне захотелось в ресторан: выбрать место, прохаживаясь в одиночку по улицам, зайти, позволить себя усадить, сделать заказ, насладиться едой. Прочувствовать всю эту непростую взрослую жизнь на себе.

Кто же мог знать, что там будут те самые устрицы? Что ни говори, а внутри нас живут невысказанные образы. Формально "сходить в ресторан" может значить что угодно. Но у конкретного меня в образе посещения ресторана никаких устриц не было.

Официант деликатно уверила меня, что устрицы свежие, самолётом из Японии, на льду, - и я сдался. Мне пояснили за лимон и всё прочее...

И вот я ем устрицы. Или устриц? Недоумеваю, разумеется, как японцы с такой едой, бедняги, выживают. Само собой, виду не подаю...

Если бы не устрицы, я никогда бы уже и не вспомнил, как захотелось мне ощутить свою первую самостоятельность.

А всё потому, что мы с Бибой задумали навестить Францию. И не какой-нибудь Париж, а залив Аркашон. Там выращивают устриц, там родился Познер (со слов самого Познера), и там есть Кап Феррет - мыс Феррет, по-нашему. Самое душевное место во Франции для отдыха на природе. Их слоган: "в конкурентах только рай". И там тоже подают устрицы.

Или устриц? Неважно. Интереснее, что там - в отличие от Парижа - всё ещё можно встретить настоящих французов в достаточно большом количестве. Которые, конечно же, едят устриц.

Мы с Бибой разволновались. Как их там подают, эти устрицы, или этих устриц, мы не знаем. Надо, следовательно, учиться.

Я направился в местный элитный супермаркет города Одесса. Определение не моё, взято из объявлений у одесских агентов по недвижимости. Лирически отступая, признаюсь, меня всегда тянет на смех, когда я читаю их объявления. Жаркие южные эпитеты, и каждый маклер будто непризнанный поэт бизнес-жанра.

Так вот, в местном самом лучшем супермаркете я отыскал аж несколько видов этих устриц, растерялся, пошёл просить совета у продавца сыра, которой я очень доверяю. Та честно ничего про устрицы не знала. Но вспомнила, что недавно клиент купил голландские устрицы, номер такой-то, и был очень доволен, так как устрица заполняла почти всю раковину. Много мяса, так сказать - есть что пожевать.

Конечно же, вняв совету, я купил две самые дорогие устрицы - или двух самых дорогих устриц. Принёс драгоценности домой, и мы с Бибой устроили себе культурное просвещение за поедание устриц. Смотрели каналы, читали статьи. Выяснилось, что устрицу можно открыть только особым ножом, и только в особом месте. С особыми местами у устриц я разобрался, а вот как быть с ножом?

И я придумал своё ноу-хау. Перебрав все ножи в доме, остановил свой выбор на консервном. Знаете, такая старенькая конструкция? Она всегда почему-то мне напоминала стилизованные серп и молот, отчего выглядела несколько революционно.

Как оказалось, не зря. Революционная идея об открывании устриц сработала с этим ножом, который помог открыть обе раковины со стороны "носика". Даже призадумался, не записать ли революционный ролик для youtube. Но отвлекли те самые устрицы.

Давай мы их нюхать, рассматривать, причмокивать. Накрыли стол, и устрицы на почётном месте разместили. Культурный праздник в доме. Несколько разных соусов приготовили, лимончик нарезали, лучок мелко нашинковали, соевый соус тоже достали, насмотревшись видео лекций о том, как приправлять устриц.

И тут предусмотрительная  Биба вспомнила слова Познера, что устрицы, если свежие, должны дёргаться от прикосновения. Давай мы их трогать ножом. Так трогали, этак трогали... Не дёргаются! А ведь только что открытые.

В наши души заползло сомнение. Одно большое сомнение на двоих. Или два отдельных, но сходных сомнения, на тему устриц. Ведь Познер сказал: не завидую тем, кто поел несвежих устриц. Очень сильное отравление возможно!

Только представьте моё состояние. Я очень голоден, просто измучен уже предвкушением, мои рецепторы разбужены культурной программой, и тут такое!

Я, извиняюсь, уже очень жрать хочу! И я решаюсь на подвиг. Беру и ем. Вот так просто. Беру и ем устрицу. Мне невкусно, чем-то пованивает (водой из аквариума?), поэтому я быстро перехожу к нормальной, привычной еде, мне легчает, способность соображать понемногу возвращается, и я начинаю отстранённо задумываться о степенях риска.

Биба всё это время с огромным сомнением на лице сидит и смотрит. Нюхает устрицу и отказывается её есть. Категорически.

Я тогда пробую кусочек второй устрицы, и мне кажется, что эта вторая "получше". Биба после очень долгих расспросов меня о моих впечатлениях, с трудом решается попробовать микроскопическую часть второй устрицы, выдаёт громкое "фу", потом "бэ", после чего заявляет, что больше никогда.

А у меня стремительно развивается осознание риска отравления несвежими устрицами. Я читаю уже совсем другие статьи. Что там понаписано! Мне становится плохо уже просто от чтения. Сознаю, какой же я идиот, болван и безответственное чудовище.

Мы с Бибой единогласно созреваем принять внутрь токсидез - минеральный сорбент, который рекомендуют и при отравлениях. После чего тихо сидим и ждём последствий. Те не наступают, и мы ложимся спать. С твёрдой решимостью никогда в своей жизни больше ни устриц, ни устрицы не есть.

Вот с таким анти-устричным настроением мы прибываем во Францию. Я всё это специально рассказываю, чтобы уважаемый читатель не подумал, что я приехал как турист, развесивший уши. О нет, я приехал во всеоружии! Всё попробовал, всё понял, выводы сделал.

Но человеческое любопытство, и рекомендации - тоже сила немалая. Мы делаем логичный вывод, что, раз не померли от устриц в Одессе, то во Франции точно выживем, так как во Франции устрицы по определению свежее.

Вокруг залива Аркашон есть множество устричных заведений. Им разрешают продавать лишь узкую линейку наименований, среди которых первое место занимают, конечно, же, устрицы. Вы не купите там кофе, десерт, и даже брют. Только устрицы, креветки, одно простое белое вино, одно простое розовое. Тосты с маслом, несколько видов других моллюсков, и традиционный местный паштет.

Надо ещё сказать, что в день, когда я пробовал свою первую французскую устрицу, всё складывалось против того, чтобы она мне понравилась. Устричный бар (назовём это так) был заполнен людьми, нас усадили за последний свободный столик под открытым небом. Погода была холодной, я продрог...

Отделив тельце устрицы от ракушки, я выпил его вместе с жидкостью, которая там была. Устрица осталась во рту, я стал медленно её жевать, закрыв глаза. Мне вспомнилось солнечное детство, солёный запах моря, которым никак не надышишься... Вот оно. Вкус детства. Вкус солёного воздуха с морских просторов. Оказывается, так бывает. Детство можно попробовать на вкус.

Солёный воздух можно ощутить во рту вкусом устрицы. Без всякого лимона, без соусов. Только устрица во рту, закрытые глаза, и остановка времени. Переход в безвременье, где есть только солнечный свет, простор и солоноватый воздух. Я будто невесом, и согрет этим светом из детских воспоминаний.

Такими мне были явлены устрицы в маленьком, ничем не примечательном французском баре, на побережье залива Аркашон, вблизи одноимённого городка Аркашон. Позже я пробовал устрицы в подобном баре уже на Кап Феррет, и чудо снова произошло. Я испытываю от этого прилив благодарности.

А устричными фанатами мы с Бибой так и не стали. Твёрдо понимаем, что устрицы следует пробовать лишь там, где их производят.

Чудеса же возможны везде.

http://www.proza.ru/2015/08/27/795

За что огромная им благодарность...