Зачем писать? - Только для себя

Кенга
        Глава из романа - эпистола

               "Осенние листья"

                2010 г.
   Читать предыдущую главу http://www.proza.ru/2018/03/14/2204

               

Галя - 03.01.10.          Не письмо.
После кофе в постели, отложила книжку, которую читала,  заслушавшись молитвой  Баха.
Закрыла глаза,  вникая и постигая звуки,  невольно погрузилась в молитву… о Вашем здоровье.
… комната, из-за книжных полок  наблюдаю за  Вами,  привычно сидящим  за компьютером.
Возникло  желание  подойти незаметно, прикоснуться, хотя бы лишь рукой к Вашей спине.  Молитва закончилась.
 Отрезвление пришло с приходом другой мелодии. Значит, все дело в звуках.
 Поднялась. Надо начинать день.

Давид - 06.01.10
Новый год посидели, отметили московский и наш тоже. Как-то потерял вкус к этому празднику. Наверное, возраст. Зато мы две субботы подряд ездили на набережную. Мороз и солнце! Зима нынче на славу.
 Спасибо за привет от Дорманов.
Работа (если нравится) - это лучшее, что у нас есть в жизни, оттого и душевное спокойствие. Только и при этом Вы ухитрились дальше полписьма написать чего-то "такого-этакого", на что я отвечать, извините, затрудняюсь. Как-то это изощренно, витиевато как-то... Не просто, одним словом. Как-то... А за пожелания спасибо. Вам того же.  DavidK

 Галя - 08.01.10
Добрый старый друг, не могу умолчать о реакции, полученной по телефону от Константина Леонидовича. (Помните, такой глубокий знаток Гете и вообще  эрудит).  У «Королева» он занимается металлическими конструкциями. Прочитав  первый том, этот господин поспешил поделиться впечатлениями. Восхитился (по порядку) моим предисловием. Сказал, ну, примерно:  «ни один гетевед не сделал бы лучше». Об издании, о переводах и так далее в самых высоких выражениях. Спросил, какой «институт» помогал  нам  и консультировал. Ну, тут ответ ясен. Он поражен. Второй том он начал с вашего предисловия и восхищен безмерно языком, подходом к теме. Подробно расспросил о Вас. Человек очень серьезный.
 Вот для такого читателя писал Боря.
Просил меня прокомментировать фотографии, обстоятельства, время,  антураж, например, что за ваза возле моих ног, где она теперь. 
А меня месяц назад записали на радио «Россия», я уж и забыла, да позвонила редактор и напомнила, чтобы я послушала 4-го в 13.30, и, послушав,  я была приятно удивлена качеством, звуком собственного голоса и тем, как я справилась с темой. Кстати,  редакция просит, чтобы меня и дальше записывали, ибо очень слушают. Мне самой отзвонили двое. Кто сейчас слушает радио? Слушают. А мой голос не зря  Боря любил. Редактор сказала, что он на лучших  частотах, и так фоногеничен, что ее голос по сравнению с моим, проваливается. Название передачи  я придумала сама -  «В Расчудесии у Заходера». Соответственно и начала со стихов:  Из окошка мне видна расчудесная страна…
 Но главное, когда дошли до темы издания двухтомника, и ведущая спросила, почему не был издан при жизни Бориса «его Гете». Я ответила, что он, думаю,  как скупой рыцарь, не мог, не хотел  расстаться со своим богатством, сберегал его для себя, для продолжения работы. Я, словно только что поняла, хотя  мы  с Вами не раз обсуждали эту тему – процесс ВСЕ, результат – НИЧТО. Заходер, думаю,  предвидел трудности  с изданием, с реализацией, даже, с читателем. Вот и сейчас происходит нечто подобное с  переизданием «Заходерзостей»,  которые не нужно собирать по крупицам (уже все сделал сам Заходер), над которым сейчас работает большой штат издательства, возятся и возятся.  Уже который год.  Со мной поделился редактор, рассказав, что даже перевод одной фразы с немецкого, потребовал  усилий: ехать к одному переводчику, к другому, ибо первый не справился.  Столько согласований и так далее. Хотя уже намечена презентация, да  не в каком-то «паршивом ЦДЛе», как устроили мы,  а в Доме Актера. Конечно, судьба этой книги будет иной. Мы, со своим совершенным по исполнению двухтомником, не может найти тот тонкий слой настоящих любителей поэзии, ибо у нас нет такого размаха, нет возможности развозить по паре – тройке  экземпляров по разным точкам, себе дороже выходит, легче дарить.  Но я все равно счастлива, ибо выполнила, по-видимому, главное предназначение своей жизни.   Ваша Г.

Давид - 17.01.10
Вот такая нынче жизнь, ничего не поделаешь.
На пять дней приезжала ко мне Ксеня - это щедро (из 16!). Как обычно - главное в разговорах, слава богу, столько накапливается за несколько месяцев…  Конечно, фильмы - но на это почти нет времени и все ее аппетиты утолить не удается. Нужно  еще подготовить диск для ее лекций по русскому языку - у них в программе стоят конкретные фильмы (российские), которые она обсуждает и смотрит со студентами на русском, изучают одновременно социум российский... На следующий семестр - это "Чучело" и "Вор". Хотя я бы им посоветовал "Такси-блюз" Лунгина... Помимо этого, она готовится к сдаче на права в марте и решила здесь взять тоже несколько уроков.  Ксеня увлечена этим делом как я когда-то (и всегда) просто бредит машиной. Улетает она 22.  План тут у нее, конечно напряженный. Но и звонит все равно каждый день, и говорим часами.
 - А мы сегодня в третий раз ездили на набережную гулять. Уж больно хороша погода - 25! И море сегодня " как у Айвазовского", как сказал Леня - почти "Девятый вал".
За письмо интересное Вам спасибо - приятно такое слышать о книге. Ваш новый знакомый, значит "гетевед" (беру в кавычки, чтобы не обидеть его) по совместительству с металлоконструкциями - это еще интереснее.
По радио я бы с любопытством послушал Ваши передачи, но хорошо бы о них сообщать не через 4 дня, а хоть за пару дней ДО передачи. Насчет "скупого рыцаря" - наверное, что-то в этом есть. Но еще в этой "неспешке" - настоящая скромность большого поэта: поучать всех и вся, обожают как раз бездари и середняки. А БВ не спешил вылезти на свет и кричать свои возмущенные (часто) "кричалки» во всеуслышание. Тем и хороши эти записи - с полной свободой, "для себя", без рамок и цензуры.
Это здорово, что  выходят новые "Дерзости" в хорошем оформлении и с хорошим "шумом". (Только издательство я не понял какое. Но богатое - уже хорошо.) Всего доброго. Здоровья... остальное приложится. Ксеня кланяется.

Галя -18.01.10
Не скрою, приятно получить письмо. Но сесть за ответное – тормозило. Отвыкла. Потеряла «чувство локтя», не понимаю, что я могу теперь Вам писать. Что Вам интересно знать про меня, мою жизнь. И, вообще, интересно ли?  Раньше мне все было важно рассказать Вам,  а теперь только важное, а оно мне таковым не кажется. Важно – не важно. 
Здоровье. Конечно,  важно, но о нем нечего сказать. И, слава богу.
У Вас там тепло, а  у меня зуб на зуб не попадает,  видимо холодает к ночи, так ведь Крещенские морозы. Уже к 20 мороза к ночи нагнало.
Пожалуй, важно порадоваться, что у Вас Ксеня. Наговорились, хоть и не всласть, но достаточно. Спасибо за привет от нее. Ей – теплый привет.
А у меня вчера был Федя. Мы с ним тоже наговорились  как вы с Ксеней. Сказал  то, что Вы недавно мне написали, что, видать,  сценарии придется самому писать. Он приходит к этой мысли. Хочется сказать свое слово, а единомышленника  рядом  не видно. Он сейчас увлекся чтением записок Эфроса. Внимательно проглядел вашего с Леней Эфроса, Мейерхольда.
Наговорившись, совсем уже ночью сели играть в скребл, это у нас  стало традицией. Сидели до двух ночи. Уехал сегодня. Вот два брата живут вместе, любят друг друга, но  каждый понимает эту любовь иначе. Один успешный (Степан) в службе. Хорошо уже зарабатывает, считает, что это важно. А другой – что важно заниматься, тем, что интересно, хотя, пока не прибыльно. И каждый, любя другого, желает ему того, чем обладает сам. И тут непонимание.
Сегодня мы с Федей ожидали визита того «гетеведа», который так внезапно, но  интересно, ворвался в мою жизнь. У нас он был единожды, но потом мы много говорили по телефону. Он захотел взять еще два экземпляра нашего Гете.  Опоздал к обещанному часу, по телефону в голосе извинение, но мы его не осудили, когда, появившись, сообщил, что  работы невпроворот.
  В воскресенье - то?  - спросила я.  И он радостно ответил: – Да,  мы делим Луну! -  Это не шутка. В нашем космическом гнезде ученые  помогают Индии срочно вывести  на Луну аппарат. Мы там были, Американцы – были. Теперь должны индусы, а самим им, это  еще не по зубам, вот мы и помогаем!   - Но почему? - Чтобы не дать Американцам занять большие пространства, И чтобы у них были конкурентами не мы одни, а вместе с Индией. На Луне – Гелий - 3,  а это в ближайшее время самое главное стратегическое топливо.
 Вот мы какие!  Гость заторопился, обещал выбрать время для общения; прочитал несколько строчек Гете (на немецком), и свои переводы. Постоял возле моего портрета в шезлонге. Он его волнует. Попросил, чтобы следующий раз я ему показал тот  томик Гете, с которым Боря не расставался на фронте.  Умчался. Сказав, что еще приедет за книгами. Вот такой замечательный выдался день.
Обнимаю, желаю здоровья. По-прежнему, Ваша Г.

Давид - 21.01.10.
На письмо Ваше ответить не успеваю - но уж поздравить с Днем Рождения!.. От души поздравляю Вас - и с рождением и что так активно встречаете годовщину. И главное что желаю - сохранить эту активность на долго-долгое время! А в этой активности - все остальное счастье, пусть оно и приложится: интерес к жизни, общение с людьми, творчество и проче-прочее-прочее! И все Вам кланяются и поздравляют. Первая – Ксеня.  Всего- всего Вам хорошего.

Галя – 22.01.10
Спасибо за поздравления, всем.  Всего доброго.

 Давид - 24.02.10
Конечно, критерии о "важности предмета часто могут не совпадать - но не стоит над этим задумываться. Все равно каждый пишет (сообщает) о том, что ЕМУ кажется интересным (и возможным) сообщить. И еще как говорят о литературе: если автору интересно то, о чем он пишет - то и читателю интересно,  иначе и читатель начинает скучать.
Все это, конечно, только полусерьезно, а соответственно - полушутя. Целиком серьезным мне кажется давно - быть утомительно, а силушку надо беречь. (Для чего? А хрен его знает.) У Вас там тепло, а  у меня зуб на зуб не попадает.  Погода у нас вошла в норму зимнюю - я бы мог о ней написать Вашими словами, будь у меня чему на что попадать...
Ксеня вчера уже прилетела домой. Успели с ней почти завершить вторую пьесу Левина (лежала с лета - ей там некогда дыхнуть). Дни пролетели быстро, все было в радость - во всех смыслах -  хотя все время простуженная ходила.
Очень правильно Федя интересуется театром - это глубинная основа кино. Дайте ему еще третьего корифея русского (мирового!?) театра - Таирова. Я сейчас смотрю много фильмов из разных времен - и вижу, как на него повлиял театр.
 - С братьями и сестрами - это история типичная. Бывает хуже... - а тут ничего страшного: разными быть бог положил. Лишь бы любили и не навязывали друг другу себя.
 - Ксеня спрашивала, ездите ли Вы еще на машине - выходит, я ответил ей правильно. Она была в восторге! - Да, и я до сих пор не могу равнодушно пройти мимо машины. Очень подмывает "подарить" ей к летним каникулам, чтобы в остальное время ездить самому. Но она не советует мне рисковать - а дома собираются ей на лето делать аренду. А мне главное - чтобы она с автобусом не была связана - тогда м б буду чаще ее видеть. Эгоист.
Будьте здоровы и успехов. DavidK

Галя - 26.01.10
Два последних дня пыталась разобраться, - заболела или нет. Это непонятное чихание, перемежающееся внезапным насморком. И потом,  как ни в чем не бывало. Но такое бывало и раньше. Все явления проходят на холоде. Даже спать лучше при открытом окне, хотя за бортом небывалые за последние годы морозы. Сегодня утром под тридцать. И вдруг утром не пошла вода из крана. Подумала, что замерзла где-то труба, но оказалось, до смешного просто – почему то из  бака  вся  вода ушла, и я не заметила. Значит, и эта беда пока миновала. Могу жить дальше с легкой душой. Есть и еще звоночки, к которым следует прислушаться, но не буду нагружать своими проблемами. Справляюсь, пока.
Порадовалась фразе: «Это было в радость - во всех смыслах». Вы с Ксеней,  мастера работать. Ввернется на совсем, тогда и поработаете на славу.
Вдруг  почувствовала, что заболевает голова. Поэтому отсылаю. Приму меры: чай, лимон, мед. Спокойной ночи, и здоровья.

 Давид - 01.02.10
Пока Вы не знали – я, не сомневаясь, опять залег со спиной. И до сих пор почти не сажусь - сразу рецидив. Надеюсь, Вы справились. (Судя по тому, что в скайпе смотритесь часто - к компьютеру подходите.)
Прослушал (и посмотрел) все Танечкины диски - а как ее поблагодарить связно, не знаю. Она, конечно, явление.
Откуда у Вас такое представление, что Ксеня "вернется на совсем"? У нее другие планы. И если они у нее сорвутся - даже я огорчусь. Ей тут тесно будет... Но пока что у нее еще есть три с половиной года.
Не болейте. Скоро весна и все растает.

Галя - 01.02.10
Бедный, бедный, снова спинка подвела… У меня все обошлось, устояла.  Сегодня выдался денек – после настоящих крутых морозов – бац - чуть не плюс. Я гуляла, а меня покачивало. Пришла, оказалось давление 108 на 62. Ну, куда с таким. Поела, потом закусила полу плиткой пористого шоколада, послушала Орфа – Кармину Бурана по Культуре и стало 116 на 63 – сразу полегчало.
А уж от письма и подавно, хоть и не  радостно узнать о спинке.  Просто сам факт письма. Нет, я не могу без Вас жить спокойно. Не могу без информации. Это неправильно.  Хоть одно слово.  Конечно, преодолеваю тягу к Вам, удается разными способами – работой, пытаюсь не вспоминать голос,  не слушать музыку, ведь она навевает разное. Убрала портрет, чтобы не видеть. Надо привыкать потихоньку, хотя пока плохо получается. Но у меня все – таки,  есть характер,  я справлюсь. Только вопрос – зачем?
Стараюсь читать хорошие книги, например, Лесков попался. Его статьи и письма. Любопытно. Язык интересный. По теле прошел фильм двухсерийный по повести Чехова «Три года», так я решила перечитать, чтобы воссоздать в языке автора. Понравилось больше, чем кино, хотя там был Любшин, Яковлев.
Вот- вот выйдут «Заходерзости» (правда, в общей серии, которая называется «Шут с тобой» с портретом автора в шутовском колпаке).  Но, на беду, заболел Юрий Кушак, который ведет этот проект в издательстве, а они даже день презентации назначили на 19 февраля,  распорядители, без  Кушака растерялись.
 - Танечка, конечно, молодец. Через две недели защита диплома. Сидит за ноутбуком, пишет какой-то важный проект  о влиянии музыки на психологию, или наоборот (примерно). Непременно передам все, что написали. Вижусь с ними редко, словно почти с Вами, хоть и рядом. Были у меня на дне рождения, с тех пор не виделись, хотя сегодня они прочистили дорогу от себя до моей калитки. Кстати, меня, оказывается, поздравили по радио Королева с днем рождения.   
Думаю, что Ксене, действительно, у вас будет тесно, а Америка уж слишком большая, тоже не уютно. Потеряться легко. Уж как судьба ее поведет.
Поправляйтесь, спинку берегите. Ваша Г.

Давид – 09.02.10
Я всё - таки выскочил, хотя и осторожничаю. И у вас там поменьше уже забот, надеюсь, все же весна движется.
Лесков - это хорошо, но я читал только его прозу. Как-то не хватало времени
на письма... только при необходимости. По совпадению - то же самое проделал с "Палатой № 6": посмотрел фильм, а потом "отмывался", перечитав Чехова. Фильм просто бессмысленный. (А "Три года" не помню. Стоит перечитать - этого писателя можно сколько угодно.) Но недавно одолел "Волшебную гору" Манна. И выяснилось, что прежде читал только 1-ю книгу (а их две). Так что было хорошо."Заходерзости" новые, надеюсь, для меня припасете, буду благодарен. Не удержался и снова залез в перевод - маленького сборничка Шанявского, прелестные новеллы. Это уж только для себя. Не болейте. DavidK

 Галя - 09.02.10
Радуюсь, что преодолели спинку. Но весна еще, ох, как далеко он нас. Вчера собрались на блины у Дормана, так обсуждали у кого, что замерзло в доме. Волнующая тема для домовладельцев.
 Шанявский – поляк и Вы его переводите? Почему спрашиваю, потому что заглянула в Интернет и там есть много Шанявских, даже генерал. Но вашего – не отыскала. Попробую поискать дома Манна. А то Лесков с письмами уже поднадоел. Сухое чтение. А я все пишу, пишу… Зачем, - не знаю, но читают меня в прозе ру, кому-то интересно, а мне – забава. Здоровья. Бывшая Галочка.

Давид - 12.02.10
Вчера ходил поздравлять ЛЗ с 95-летием. Вот молодчинка!
Шанявский - поляк, примерно первой половины ушедшего века. Очень тонкий, интеллигентный прозаик. С устаревшим, напрочь, юмором. Вернее, тонкой иронией. Душу тешу. Но книжечка небольшая, скоро конец. (Когда-то еще в Москве, перевел несколько рассказов для Иностранки.) Манн будет для чтения трудноват. И толстоват, если уж - то самое надежное "Иосиф и его братья". Увлекательно (примерно до середины... Он большой филозо'ф.)
Зачем писать? Только для себя. А для чего же еще. Всего вам хорошего. DavidK

Галя - 12.02.10
Чтобы Ваше письмо не зачерствело, напишу сразу, а уж Вы -  будет время и настроение – у меня того и другого в избытке.
Написала ЛЗ.  Хорошо, что напомнили.
Почти ночь, а что-то захотелось выйти на воздух, мы и вышли с Ричей,  я почистила сугробы, сразу такой подъем сил. От движения. 
Приезжали ко мне редактор и директор предстоящего вечера в Доме Актера. Хотят от меня пожеланий, задают вопросы, например: кто может читать стихи?  Я назвала Ию Савину, а она как раз ногу сломала. Осталось  легкое опьянение впечатлением, которое произвели на редактора мои стены, увешанные работами. Он сказал, что у него «аж, закружилась голова». Хочет у них  мою выставку устроить. Ой, зачем я Вам морочу этим голову. Скорее всего, хочу немного успокоиться, поделившись. Обнимаю, здоровья, Вам. Галя.

Давид - 14.02.10
Как хорошо, когда в охотку можно выйти ночью во двор и почистить сугробы. И подъем сил и прочее. А тут даже дров не поколоть... Так и гнием.
ЛЗ очень довольна, просила Вам передать большое большое.
Как жаль, что не могу прийти и почитать им стихи Заходера. С большим бы удовольствием. Но далеко идти. Да и не взяли бы. - А может, знает молодых Федя? Ведь он с актерами общался.
(А что с книгой в АСТе? Будьте здоровы. DavidK

Галя - 14.02.10
Начну с сегодняшнего дня – прощеного воскресенья.
С некоторой поры я уверовала, что он существует, такой день.
 Почему бы раз в году не попросить прощения у друга за все неприятности,
 которые, ведая или не ведая, причинила.
 За невольную досаду, которую вызвала  в помрачении ума, в безумии сердца,
 в нетрезвом колебании воли, в  бунте плоти.
 Ух! Здорово написала!
Словом, простите меня, грешную, и не помните зла.

Давид – 14.02.10
Я, со своей стороны, вообще не вижу никаких причин Вас прощать,  Вы небесный ангел, безгрешный и чистый, да к тому же трудолюбивый. Но все равно, даже и без вины,  прощаю за все,  даже если, хоть раз, недобро помыслили против меня.
 Чувствуете, как стало Вам легко?  Вот. Теперь улыбнитесь.

Галя – 15.02.10
Убеждена, -  Вы бы почитали стихи замечательно, да и приняли бы тоже с удовольствием.
Похвастаться изданием нового  в АСТ не могу.  Расчет на ЭКСМО был большим. Там у меня появился  горячий сторонник, и он начал читать мою книгу, восхищался (очень эмоциональный человек), но сказал, после прочтения, что надо еще поговорить. А подробности он не успел изложить, ибо не хотел ни письменно, ни по телефону, а чтобы встретиться, да вот и заболел. Невольно напрашивается черный юмор. Не хочется шутить по такому поводу.

Давид - 16.02.10
У нас третий день под 30, а я в такую жару, как водится, ухитрился простудиться.
Значит, Валентинов день совпал с Прощеным. Тем гуще: всеобщая любовь и благоволение во человецех - да здравствует!
Но, способен об этом только в шутку. Хотя - что стоит простить всех и вся! Только кто вздохнет-то с облегчением? М б только такая чистая душа как Вы. А такие злыдни (то есть, пардон, небесные ангелы) как я только пошутят как-нибудь по черному и продолжат грешить без зазрения совести.
Значит, вашу новую книгу - в ЭКСМО начали читать? Дай бог ему поправиться, конечно, поправится. Не болейте. . DavidK

Галя – 17.02.10
Сегодня был режиссер  вечера в Доме Актера. Отобрал с десяток моих работ для украшения сцены. Мне приходится слишком встревать в процесс, а это не мое. Надеюсь на русское «авось».
 В кои веки из дальних далей, прилетел Миша Аркадьев (где теперь он работает), и мог бы поиграть Танечке, чтобы они исполнении любимый Борей романс. Звонит мне и сетует, что именно в этот день, кажется,  улетает обратно.  – Так что оправдываешься, коли улетаешь. - Да еще не совсем явно, но у меня сломан палец, он у меня в гипсе. – Тогда, вообще, о чем говорим. - Да, нет, это у меня на правой руке четвертый – но я могу и без него что-нибудь не виртуозное играть.
 Вот так смешно и грустно. Так и не поняла, будет он Тане играть или нет. 
Бедный Юра Кушак, у которого глубокая депрессия, он даже как-то жаловался, что всегда с ужасом ждет новый год, ибо именно в это время она в него вцепляется,  да, именно он и затеял эту презентацию.  Правда, вчера, говорят, был в издательстве, проверял, выйдет ли книга. Новое там – оформление.

Галя – 19.02.10
Так уж и грешите без зазрения? А о душе разве не следует подумать? Я, вот, грешу, но стараясь, чтобы это не отражалось на любимых людях. Но это особый разговор.
Получила теплое письмо от Ткаченко (Папы Вадика). Он вернулся в Беер Шеву из Америки от семьи  сына. Трудно ему будет вписываться в новые обстоятельства без Реночки. Сочувствую ему. Вспоминаю свои обстоятельства, так ведь я вышла героически из них, во многом, благодаря Вам. И я всегда это помню и чтобы Вы - грешной ангел небесный -  не выделывали, это  не повлияет на мое отношение к Вам,  и  никуда не уйдет.
Тогда, прощевайте, не болейте, вернее, поправляйтесь от простуды на  жаре. Это называется, забыла как.   Да, сенная лихорадка. Отправляюсь на презентацию.

              Читать след главу http://www.proza.ru/2018/04/07/421