Как разморозить время? Шаг 13. Диалектика

Сергей Горский Москва
                Мы диалектику учили не по Гегелю.

                /Владимир Маяковский «Во весь голос»/            

                Заграница нам поможет!

                /И. Ильф, Е. Петров «Двенадцать стульев»/
               


Для начала скажем Ли Смолину спасибо. Огромное Вам русское MERCI, Dear Mr. Smolin! И Вам, и Вашей прекрасной, хоть и бывшей половине, Фотини Маркопулу!

С Вашей заграничной помощью мы, простые русские прозаики, задумались над «замороженным» временем в холодильнике математики и начали постепенный, но неуклонный процесс его разморозки.

С Вашей мудрой помощью мы пришли к рациональному осознанию того, что время является реальным и фундаментальным понятием мироздания, а вот пространство, возможно, является иллюзией. Это явно новаторский и исключительно научный подход к философским понятиям «пространство» и «время». Этот новаторский научный подход у Вас базируется в первую очередь на принципе достаточного основания Лейбница. Этот подход утверждает, что пространство появляется в процессе творения мира, а вот время существует испокон века.

С Вашей интернациональной помощью мы поняли, что пространство, скорее всего, является атрибутом низкоэнергетического мирка, мирка материи, в котором все мы — читатели и писатели, мужчины и женщины, великие учёные и простые прозаики, русские, греки и американцы — обитаем от рождения и до самой смерти. А вот в мире высоких энергий, где мерой служит фантастическая для всех землян энергия Планка, похоже, нет ни пространства, ни материи, без которой мы, земляне, как без рук.

С Вашей бескорыстной помощью мы смогли разморозить «блочную картину» мира, которую предполагает теория относительности Эйнштейна. С Вашей помощью мы ушли от этернализма Эйнштейна, который рассматривает мир замороженным в вечности (“eternity”), к презентизму Смолина, в котором реален каждый новый миг времени, каждый новый момент настоящего (“present”).

С Вашей диалектической помощью мы прошли полный цикл диалектического отрицания отрицания и утверждения синтеза на качественно новом уровне. Это касается прежде всего понятия времени как Абсолюта, выхолощенного теорией относительности.

Вспомним всё. Пройдём весь диалектический цикл отрицания отрицания, тезис — антитезис — синтез,  на примере Ньютон — Эйнштейн — Смолин.

Чем было время у Ньютона, на заре научной революции Нового времени? Время было Абсолютом. Таким же Абсолютом, как и пространство. Время — это мера, мера длительности. Время и пространство — фиксированная арена мира, которая служит вместилищем материи. Время и пространство существуют сами по себе, независимо от любых физических процессов.

На фиксированной арене мира в виде пространства и времени даёт космическое представление под названием «Движение» материя, которая служит истинной основой мира. Истинной, хотя и вторичной:

               «В начале было Слово, <…> и Слово было Бог».

Творцом мира, материи, пространства и времени и всего космического представления Исаак Ньютон, как истинный христианин, считал Высшее Существо, Господа Бога. Бог Ньютона существует вне пространства и времени, в вечности и бесконечности. Атрибут мира — время, атрибут Бога — вечность. Время, как и пространство, и материя, у Ньютона существует от сотворения мира до светопреставления. Конец света означает конец времени и наступление божественного царства вечности.

Родоначальник объективного идеализма Платон, который не был ни христианином, ни монотеистом, но был величайшим философом, любителем мудрости, передавал  нечто подобное в отношении времени и вечности с помощью двух понятий: мира идей, который существует в вечности, и мира становления, который существует во времени. Неподвижный мир идей, сущий в вечности, он называл «бытие», а движущийся в пространстве и времени мир материи, сущий во времени, он именовал «небытие» или «становление». Цель истинного философа, по Платону, — воспарить духом в мир истинного бытия, в мир идеальных вечных сущностей.

От такой идеальной и идеалистической картины и отказался в начале ХХ века Альберт Эйнштейн, положив начало диалектическому отрицанию взглядов Ньютона. В его «диалектическом материализме» нет места ни Богу Ньютона, ни миру идей Платона. Делая свой философический выбор между линий Демокрита и линией Платона, он явно отдаёт предпочтение материализму Демокрита, а не идеализму Платона.  Весь его мир — это мир вечного движения материи в пространстве и во времени.   

Вместе с Богом время Ньютона было низвергнуто Эйнштейном с пьедестала Абсолюта. Это место заняла вполне себе атеистическая и материалистическая физическая величина — скорость света в вакууме. Сами пространство и время из фиксированной арены мира и абсолютного вместилища материи превратились в «королевство кривых зеркал», которые искривляются в результате относительного движения тел и гравитационного влияния масс. Это и есть отрицание Эйнштейном Ньютона.

Движению материи — да, времени как Абсолюту — решительное нет!  На смену абсолютному времени Ньютона приходит относительность одновременности Эйнштейна. Время было разжаловано Эйнштейном из абсолютов в рядовые. А абсолютная система отсчёта и мгновенное дальнодействие для гравитации и света были и вовсе отправлены на свалку истории. У Эйнштейна нет ни того ни другого. На смену концепции дальнодействия Ньютона пришла концепция близкодействия Декарта, Гюйгенса, Фарадея, которая, однако, уже не нуждалась в понятии «эфир».

Пространство и время слились у Эйнштейна в единый и неделимый континуум. Но времени в этом континууме отводится роль придатка к пространству, которое начинает довлеть над всем в геометрической картине мира, построенной Эйнштейном в его теории относительности, в том числе и над материей. Сему обескураживающему выводу немало удивился в своё время сам А.Г. Эйнштейн: 
 
«Мы приходим к странному выводу: сейчас нам начинает казаться, что первичную роль играет пространство, материя же должна быть получена из пространства, так сказать, на следующем этапе. Мы всегда рассматривали материю первичной, а пространство вторичным. Пространство, образно говоря, берёт сейчас реванш и "съедает" материю» [1].

И вот наступает момент диалектического отрицания отрицания. Наступает благодаря Ли Смолину и Фотини Маркопулу. Время снова возвращает себе высокое звание Абсолюта, Единого Глобального Времени, без всякой там относительности одновременности. На смену относительности одновременности Эйнштейна приходит относительность размеров и формодинамика Джулиана Барбура. Время становится фундаментом мироздания, а пространство — и вовсе иллюзией. Время трансформируется из платоновской вечности у Эйнштейна в момент настоящего у Смолина. Время становится Творцом физических законов! Каково? (Попахивает "опиумом народа".)

Это типичный пример диалектического отрицания отрицания и синтеза на качественно новом уровне. В учебники по философии занесите, пожалуйста!

Но на этом этапе диалектического синтеза в отношении понятия «время» наши пути с Ли Смолиным и его бывшей спутницей жизни начинают медленно, но верно расходиться. Мы делаем следующий шаг по пути спирали познания.

Смело, товарищи, в ногу!


Продолжение следует: http://www.proza.ru/2018/03/02/1134
На главную: http://www.proza.ru/2018/09/03/260


Примечания:

1. А. Эйнштейн. Собрание научных трудов. М.: Наука,1965. Т. 2, с.243


На иллюстрации - Георг Вильгельм Фридрих Гегель.
P.S. Не путайте Гоголя с Гегелем, а Бабеля с Бебелем.