Время — вот единственное фундаментальное понятие.
Ли Смолин
Этот шаг вперёд вместо двух шагов назад мы делаем с помощью нашего старого доброго знакомого — Ли Смолина, с мудрых размышлений которого о природе времени мы и начали своё скромное исследование (или расследование?).
Ли Смолин к «еретикам» никоим образом не относится. Сам себя он считает релятивистом и даже, более того, реалистом наподобие Альберта Эйнштейна:
«Я должен признать, что я реалист. Я на стороне Эйнштейна и других, кто верил, что квантовая механика является неполным описанием реальности» [1].
Реалистом в том смысле, кто копенгагенская интерпретация квантовой механики, предложенная Нильсом Бором, его категорически не устраивает. По поводу теории относительности он говорит буквально следующее:
«в физике мало концептуальных идей, способных соперничать с ясностью и стройностью теории Эйнштейна» [2].
И далее:
«Эйнштейновская теория относительности предоставляет сильнейшие на данный момент доводы в пользу того, что иллюзия маскирует истинную реальность. Тогда, когда я считал, что время — это иллюзия, мой главный довод был связан с теорией относительности».
То есть, согласно Эйнштейну, «время — это иллюзия». И в этом вопросе релятивист и реалист Ли Смолин совершает если не революцию, то научную реформацию точно.
Помните церковную Реформацию в Западной Европе? Её возглавил доктор богословия Виттенбергского университета Мартин Лютер. По легенде, он прибил 31 октября 1517 года к воротам собора в немецком городе Виттенберге текст из 95 тезисов, в которых обличал практику продажи индульгенций, утверждая, что для спасения требуется внутреннее покаяние грешника, а не денежная жертва.
Главный тезис научной реформации релятивиста Ли Смолина:
«Время — вот единственное фундаментальное понятие» [2].
Время из иллюзии и придатка к пространству, коим оно является в картине мира Эйнштейна, превращается внезапно в фундамент мироздания, а пространство, наоборот, превращается в иллюзию:
«Я считаю, что время реально и имеет значение для фундаментального описания природы. А вот пространство, возможно, — иллюзия вроде температуры или давления: полезный способ организации представлений о вещах в больших масштабах, который, однако, едва ли годен для того, чтобы видеть мир как целое» [2].
То есть это уже разворот на 180 градусов по сравнению с Эйнштейном. Об этом развороте он заявил в своей книге «Возвращение времени. От античной космогонии к космологии будущего», которая и ознаменовала научную реформацию в 2013 году. И этот радикальный разворот во взглядах на время вкупе с традиционными релятивистскими взглядами автора книги демонстрирует явное формально-логическое противоречие. Как оно разрешается автором книги?
Оно разрешается путём отказа от принципа относительности одновременности, на чём базируется специальная теория относительности:
«Задача прояснения смысла квантовой теории в поисках новой космологической теории является ключевой.
Какова цена “входного билета”? Отказ от принципа относительности одновременности и возвращение к картине мира, в которой абсолютное определение одновременности справедливо во всей Вселенной» [2].
Дело в том, что в квантовой механике действует Абсолютное время Ньютона, часы тикают одновременной во всей Вселенной, а в теории относительности они тикают не одновременно. Это и есть принцип относительности одновременности, о котором мы подробно говорили в шаге 10 под говорящим названием «Относительность». Различное время в двух фундаментальных научных теориях препятствует созданию единой синтетической квантовой теории гравитации. Ведь теорией гравитации для макромира служит общая теория относительности Эйнштейна, основанная всё на том же принципе относительности одновременности. И это — проблема номер один для современной физики, которой Ли Смолин как раз и занимается в рамках своей теории петлевой квантовой гравитации:
«ПРОБЛЕМА 1: Объединить ОТО и квантовую теорию в одну теорию, которая может претендовать на роль полной теории природы.
Это называется ПРОБЛЕМОЙ КВАНТОВОЙ ГРАВИТАЦИИ» [1].
Какие тут ждут науку подводные камни?
«Мы должны действовать осторожно, поскольку не желаем вступать в противоречие с теорией относительности, имевшей множество успешных применений. Среди них квантовая теория поля — успешное объединение специальной теории относительности (СТО) и квантовой теории. Именно она лежит в основе стандартной модели физики частиц и позволяет получать множество точных предсказаний, подтверждаемых экспериментами.
Но и в квантовой теории поля не обходится без проблем. Среди них — сложная манипуляция с бесконечными величинами, которая должна быть проделана, прежде чем получить предсказание. Более того, квантовая теория поля унаследовала все концептуальные проблемы квантовой теории и не предлагает ничего нового для их решения. Старые проблемы вместе с новыми проблемами бесконечностей показывают, что и квантовая теория поля является приближением к более глубокой теории» [2].
В конечном итоге всё упирается в создание «более глубокой теории», то есть новой космологической теории, на которую, по мнению Ли Смолина, не могут претендовать ни квантовая механика, ни теория относительности. И вот здесь, в создании этой новой космологической теории, как раз и должна проявиться вся мощь Времени с большой буквы как фундамента мироздания.
То, чем занимается современная физика, изолирующая и изучающая отдельные подсистемы Вселенной, абстрагируясь от неизбежного влияния всей Вселенной, есть, образно говоря, физика «в ящике» (так называется глава 4 из книги Смолина «Возвращение времени»). Её цель — выделение и описание отдельных ограниченных локальных подсистем (условных «ящиков» в необъятном и всеохватывающем «шкафу» Вселенной) и их взаимодействия — удел классической механики, квантовой механики, теории относительности и т.д. Из неё выросла Стандартная модель.
Однако на смену этой физике «в ящике» должна прийти новая холистическая физика. Её первостепенная задача — описание всего Космоса, всей Вселенной как ЕДИНОЙ ВСЕОБЪЕМЛЮЩЕЙ СИСТЕМЫ, как ЦЕЛОГО, ХОЛОСА (от греческого слова «целый», «весь»). Вспомним холизм Аристотеля: «Целое больше суммы составных частей». И уже исходя из ЦЕЛОГО как ЕДИНОЙ ВСЕОБЪЕМЛЮЩЕЙ СИСТЕМЫ описываются его части как отдельные выделенные подсистемы, локальные «ящики» в нелокальном холистическом «шкафу» Вселенной.
Понятие «реальность времени», на чём настаивает Ли Смолин, в отличие от иллюзорности времени в теории относительности, имеет совершенно определённый смысл. В его понимании реальным становится каждый новый миг времени, который отделяет прошлое от будущего, каждый новый миг настоящего. Такая картина мира называется «презентизм» (от английского “present” — «настоящее»), которой противостоит представление о застывшем в вечности времени, которое именуется «этернализм» (от английского “eternal” — «вечный»).
«Но если время реально (в том смысле, что настоящее время существует), то все наблюдатели могут согласиться, что существует граница между реальным настоящим и пока нереальным будущим. Это подразумевает универсальное, физическое понятие одновременности, которое включает в себя далекие события во Вселенной. Его можно назвать ВЫДЕЛЕННЫМ ГЛОБАЛЬНЫМ ВРЕМЕНЕМ. Здесь мы сталкиваемся с прямым противоречием между доводом в пользу выделенного глобального времени и принципами теории относительности, не допускающими существования такого времени» [2].
Эйнштейн был сторонником этернализма. СТО замораживает мир в ледяной глыбе вечности «блок-Вселенной», где прошлое, настоящее и будущее существуют одновременно. Правда, эта ледяная глыба существует лишь на графиках и в математических соотношениях.
Ли Смолин — сторонник полной противоположности этернализма — презентизма. В этой картине мира реален каждый новый момент настоящего, и этот миг реален одновременно для всей Вселенной. И эта новая фундаментальная реальность превращает время из иллюзорного эпифеномена пространства, как его рассматривает теория относительности, в Творца новых физических законов в будущей универсальной космологической теории. Такая вот рокировочка!
И эта рокировочка даёт новый взгляд на природу движения, которую мы и исследуем шаг за шагом в данной работе:
«Иными словами, Эйнштейн был неправ. И Ньютон. И Галилей. В движении нет относительности.
Это наш выбор. Либо квантовая механика является окончательной теорией и нет возможности проникнуть за её статистическую завесу, чтобы достичь более глубокого уровня описания природы, либо Аристотель был прав и выделенные системы движения и покоя существуют» [2].
Для теории относительности это звучит как неслыханная ересь, практически богохульство! Однако вслед за этим сногсшибательным для релятивистских «жрецов науки» заявлением Ли Смолин делает большую-пребольшую оговорочку. Реформы Ли Смолина во взглядах на время не требуют отказа от теории относительности в целом, включая её базовый принцип инвариантности инерциальных систем отсчета, а требуют лишь переформатирования этой теории, как сказали бы в советские времена, её «творческого развития»:
«Это подразумевает отказ от относительности одновременности и принятие противоположного утверждения — о существовании выделенного глобального времени. Заметим, что здесь не требуется отказ от теории относительности в целом. Для этого достаточно ее переформулировать. Главным для разрешения этого конфликта является более глубокое понимание ОТО и новой концепции реальности времени» [2].
Конфликт был разрешён с помощью теории под названием «формодинамика».
«Ее главный принцип: всё реальное в физике связано с формой объектов, и все реальные изменения — это просто изменения форм. Размер, в сущности, не имеет значения, и то, что объекты кажутся нам имеющими размер — лишь иллюзия» [2].
Согласно этой теории, в мире меняются не формы тел, которые всегда остаются неизменными, а только их относительные размеры. О, и тут относительность! Только теперь вместо относительности одновременности наступает относительность размеров тел.
Но при этом про научные «костыли» теории относительности, её релятивистские «эпициклы» и «деференты» — высосанную из синхронизации часов «относительность одновременности» и так называемое «замедление времени» — приходится забыть. Помните про парадокс близнецов, один из которых стал космонавтом и полетел к далёкой звезде со скоростью, близкой к скорости света, а другой остался на Земле? Согласно специальной теории относительности (СТО), брат-космонавт не расстанется с комсомолом, будет вечно молодым. Зато второй брательник превратится за время полёта своего моложавого брата в дряхлого старикашку.
В формодинамике ничего подобного нет. Никакого парадокса часов, раскритикованного шаг назад в пух и прах и нами, скромными прозаиками, и учёными-антирелятивистами, «еретиками» от науки, не существует. Часы везде идут одинаково, отсчитывая не относительное, а абсолютное время, одинаковое во всех частях Вселенной. Братья-близнецы старятся одинаково, хоть на Земле, хоть бороздя в космических кораблях просторы Вселенной, без всяких там парадоксов. И формы тел сохраняются неизменными, включая прекрасные женские формы. Зато размеры этих форм, увы, становятся относительны, так же, как у Эйнштейна относительно время. Они либо ужимаются, как шагреневая кожа, либо увеличиваются, как воздушный шарик или надувная кукла:
«Словом, в ОТО размер универсален, а время относительно, а в формодинамике наоборот. Примечательно, что эти две теории эквивалентны друг другу, потому что вы можете (с помощью некоего математического приёма, о котором нет нужды здесь рассказывать) заменить относительность времени на относительность размеров. Можно описать историю Вселенной двумя способами: на языке ОТО и формодинамики. Физическое содержание обоих описаний будет одним и тем же, и любой вопрос о наблюдаемых будет иметь один ответ.
Когда история описывается на языке ОТО, определение времени произвольно. Время относительно, и нет смысла говорить о времени в удаленных областях Вселенной. Но когда история описана на языке формодинамики, универсальным понятием является время. Ценой, которую вы платите за это, является размер, который в этом описании становится относительным, и лишается смысла сравнение размеров объектов, разделённых большим расстоянием» [2].
То есть если в теории относительности может замедляться время, то в формодинамике вместо замедления времени, которое всегда и всюду тикает неизменно, порой ужимаются размеры объектов, сохраняя при этом свои формы неизменными. Вот и вся динамика форм, то есть формодинамика.
Итак, время и формы тел — реальность, пространство и размеры тел — иллюзия. Время абсолютно, пространство относительно. Как относительна порой бывает сама теория относительности…
Идём дальше.
Продолжение следует: http://www.proza.ru/2018/02/22/378
На главную: http://www.proza.ru/2018/09/03/260
Примечания:
1. Ли Смолин «Неприятности с физикой: взлёт теории струн, упадок науки и что за этим следует»
2. Здесь и далее Ли Смолин «Возвращение времени. От античной космогонии к космологии будущего»