Ч. 68 Мужчины не способны на такое

Владимир Врубель
Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2018/02/04/1035

В Константинополе американцы основали миссионерский колледж. Один из его учредителей, Сайрес Хэмлин, увидев, что творится в Скутари, дважды предлагал направить  в госпиталь студентов своего колледжа в качестве ночных дежурных.

Каждый раз главный врач госпиталя Дунган Менцнис высокомерно отклонял это предложение, заявляя, что британские власти не желают вмешательства в их внутренние дела.

Точно также англичане не приняли ни советов, ни помощи французов, у которых эффективно работала медицинская служба с участием сестёр милосердия. 30 ноября 1854 года газета «Таймс» сообщила своим читателям, что уже 62 французские сестры милосердия, прикомандированные к полевым госпитальным пунктам, находятся в Крыму в районе боевых действий.

Французское командование предлагало немедленно направить 50 обученных сестёр для оказания помощи англичанам, но те не приняли и этого предложения.

По сравнению со Скутари и другими английскими госпиталями, одиннадцать французских госпиталей, расположенных по другую сторону Босфора и в окрестностях Константинополя, казались оазисами порядка, чистоты, организованности и доброжелательной атмосферы среди сестёр милосердия.

Вместо мрачной тишины и разговоров шёпотом, в помещениях часто слышался смех. Белые чепцы сестёр милосердия мелькали там, где требовалась их помощь. Они разносили раненым вино, вкусную еду, которую готовили сами, чтобы скрасить жизнь страдальцам.

Им тоже пришлось, как и англичанкам, начинать с наведения чистоты и порядка. Когда детально знакомишься с документами сражавшихся сторон, поражает жертвенность сестёр милосердия всех стран – участниц войны.

Англичанки, француженки и русские женщины работали в нечеловеческих условиях. Имена большинства этих замечательных  женщин остались неизвестны.

После Крымской войны её участник, английский контр-адмирал Слейд, высказал мысль, что мужчины просто не способны подняться до такого уровня сознания и чувства долга, какие побудили женщин разных наций посвятить себя служению людям в самой отвратительной обстановке.

Хорошо сказано! Автор в данном случае всей душой на стороне английского адмирала. Раненых и больных англичан отвозили из Балаклавы в Скутари. Их мучения начинались с места погрузки на суда.
 
Об английских медицинских повозках я уже говорил. Иногда англичан выручали французы, доставляя пациентов в Балаклаву на своих лёгких двуколках или на мулах с двумя сиденьями.

Город и бухта были завалены мусором. На улицах валялись трупы животных. Повара на судах вываливали требуху животных и помои прямо в воду бухты. Запахи  были такие, что некоторые чувствительные люди теряли сознание.

Узкая и маленькая Балаклавская гавань кишела многочисленными судами. На старинных фотографиях виден сплошной лес мачт.  Капитанам требовалось большое искусство и ещё большее нахальство, чтобы занять место у пристани.

Расстояние от Балаклавы до Скутари составляет 300 миль. Быстроходные пароходы того времени могли проделать такой путь за четверо суток. Но это только теоретически, а в жизни всё осложнялось штормовой погодой на Чёрном море в осеннее и зимнее время, а иногда и отсутствием таких пароходов.

Раненых перевозили на неприспособленных тихоходных паровых гражданских судах, а если очень везло, то и на военных, на которых условия были лучше. Плавание на гражданских судах вместо четырёх суток длилось две, а то и три недели.

Люди лежали прямо на палубе, счастливчикам доставались соломенные матрасы, пропитанные кровью и экскрементами предшественников.

Продолжение http://www.proza.ru/2018/02/05/107