Белое на чёрном. Стасис Красаускас. Часть 2

Эль Ка 3
 БЕЛОЕ НА ЧЁРНОМ.СТАСИС КРАСАУСКАС.

2 часть. Просто творчество.1929 - 1977

1 часть. БЕЛОЕ НА ЧЁРНОМ. Стасис Красаускас. "Песнь песней царя Соломона".
 здесь http://www.proza.ru/2017/12/21/1877


        Кто как, а я, написав первую  часть о Стасисе Красаускасе, нырнула в свои закрома-шкафы и откопала в своей б-ке одну из первых книг, что я купила не из-за литературы, а потому, что понравилась обложка и иллюстрации.  Называется "Дяди и тётки" Важгантайса. 1958 года. изд. Но я помню,  что это одна из первых моих книг,  купленных на  техникумовскую стипендию. И   одна из первых книг, проиллюстрированных С.Красаускасом.  Ксилография.

        Потом конечно, было много других. В самом начале творческого пути Красаускас работает сначала в ксилографии и линогравюре, эти техники очень близки по художественному эффекту. Он много рисует. А затем приходит к  литографии и  автоцинкографии .( Теперь такие возможности появились у техники! И стоит только нарисовать, потом отсканировать , а дальше просто  нажать на кнопку, как черная линия и белый фон превращаются ...превращаются ... превратятся в белую линию на чёрном фоне. )

А  автоцинкография довольно сложна. Сначала рисунок фотографируется,  негатив потом сутки на солнце проявляется... В общем, на самом деле и дальше заморочек очень много. (Кому интересно -  хочу отметить  такой  нюанс - все  оттиски выходят зеркальными. Поэтому приходится сразу переводить рисунок в зеркальное изображение, чтобы получить требуемое на выходе . И ещё. Для несведущих, но особо интересующихся - проверить на уравновешенность композиции, выявить свои ошибки - очень легко. Нужно только поставить работу к зеркалу, или ещё проще - перевернуть вверх ногами. Сразу видны все огрехи. Ну, это я так, к слову. )

         Вернусь в 1967  год.  Красаускас делает иллюстрации к "Эре" Межелайтиса. Как изменился фон относительно "Песнь песней царя Соломона". Вместо глубокого, глубинного чёрного  пятна космоса - теперь фон вибрирует. Пространство становится таким живым, что чувствуешь, как дрожит  свет, текут его лучи. Струи ветра, взмахи крыльев, рук - всё сверкает и мерцает. Переливаются белые резкие штрихи. Сколько птиц! Сколько перьев, крыльев! Чёрный фон буквально исчерчен белыми линиями до состояния белого листа, а фигура человека плоскостна и черна, и не растворяется в нём.  Что это? Почему человек отделён от пространства, хотя изображён в нём? Какие противоречия внутри художника?  Что так тревожит и мучает художника.?

          Мастерство Красаускаса растёт с каждым годом. И всё больше философских вопросов возникает в его душе. Все мы приходим с возрастом к ним .
Для чего Я пришёл в этот мир. И что есть этот Мир? И что Я в этом Мире?

А в 1971 году была создана серия «Движение». Она сделана в технике литографии. Вот не любила я царапать офорты! То ли дело акватинта. Там травление идет совсем по-другому принципу, не царапки иглой , а поэтапные заливки лака кистью. . И набрызги сахаром или канифолью…и бог ещё весть чем. Мягкие совсем акварельные штуки получаются . И обожала литографию, совершенно бесподобные, интересные вещи выходят на литографском камне. Там режется –царапается не лак, а литографская тушь, втёртая в камень или асфальт.

Серия Красаускаса «Движение» - это спорт прежде всего. А учитывая, что он был хорошим спортсменом, то что называется: тему знал изнутри. Ведь Красаускас до поступления в Вильнюсский Художественный институт не просто плавал, а был многократным чемпионом Литвы по плаванью и учился в физкультурном институте  в 1948-52 годах, но тяга к искусству пересилила . Поэтому спорт, спортивные темы были ему очень понятны  и близки.

А какой он был сам - высокий  прибалтийский красавец-атлет! На мой взгляд было в нём что-то от Маяковского. Большой снаружи и трогательно нежный внутри.

Мне теперь видится каждый лист серии, как раскадровка движений: в  одной композиции сразу 6-8-10 кинокадров. Получается как бы не сама фигура, а некий след её  в пространстве. Белый проволочный след в чёрном пространстве. Борьба-игра, преодоление мускульных напряжений , сопротивления воды, воздуха, ветра.

          В 1971 году  Красаускас  создаёт очень красивую серию «Этюды на свободную тему», где использует стилистику античного искусства.  Красота человека и возможность его слияния с природой.  Мужчина и женщина. Красота жизни и идеальная гармония. Каждое лето художник с семьей отдыхал в Паланге. Серия прекрасных гравюр "Лето" говорит о том, сколько значило для него Балтийское море, спорт, дочки и любимая женщина. ... Жена была его музой и натурщицей на протяжении всей жизни. А летние зарисовки превращались в изумительные жизнеутверждающие серии. У художника нет ни одного изображения антиэстетического движения. Это как в балете. Классика.

          Но вот  в 1973  художник создаёт серию эстампов  "Полёт".  Чёрный фон занимает почти всё пространство листа во всей серии. Маленький прозрачный шар с заключенным в нём атлетом. И огромная мрачная птица зла, прорезающая резкими белыми штрихами  черноту то сверху, тяжело нависая, то рея над над человеком - вызывает чувства ужаса и страха. Это одна из самых мрачных серий художника. И да, кроме фигур людей в  творчестве Красаускаса всё время присутствуют птицы.

          Во время Великой Отечественной войны Стасис был подростком. И к этой теме - теме войны и мира - он обращался очень часто. В контексте открытий и заблуждений человека, человечества... Покорение космоса и уничтожение целых народов. К этой теме можно отнести и  серию автоцинкографий 1973 года "Куда идёшь человек?"  Художник завершает здесь разработку творческих поисков  цикла "Движение". Атлетические фигуры мужчин, их  могущественность и страшные последствия войны. Ужас и трепет вызывает рисунок атлета на костылях -  обнажённый прекрасный торс без ноги, держащий на своих атлантовых плечах земной шар. Низко опущена голова мужчины . Куда мы идём? Боже мой, как же эта тема современна! Что творит человек? Нет равновесия нигде и ни в чём!

          Размышляя над творчеством художника, я задумалась, насколько он современен. И как много он успел сказать за очень маленький, отпущенный ему, как художнику, период жизни. То, как при всей вроде бы уравновешенности и успешности раскалывалось его ощущение и принятие жизни. При всем при этом он делал одновременно с трагическими сериями удивительные по красоте, одухотворённости, лиричности и пластичности серии, посвящённые женщине. Любовь и жертвенность во имя любви. И во имя жизни. Таков цикл "Рождение женщины".  Торжество женского, как жизненного  начала, здесь несомненно.

У Красаускаса постоянно движение противопоставляется покою. Свет и тьма . Война и мир. Жизнь и смерть. Белое и чёрное.

"Саму суть графики создает конфликт, борьба двух цветов, - говорил мастер. - Меня этот конфликт очень интересует, каждое его решение требует философского осмысления. Начинаешь мыслить образами, стремишься передать все их содержание в цветовом богатстве черного и белого". Стасис Альгирдис Красаускас

Огромную роль в его творчестве играет литература и поэзия. Круг общения - это круг "Юности". Это друзья – Роберт Рождественский,. Ахмадулина, Аксёнов. Стихи окружали его, он делал иллюстрации к поэтическим сборникам. Был в нём поэтический дар. И у его линии своя музыка и ритм.

И вот в 1975 году Стасис Красаускас создал сильнейшую вещь. «Вечно живые». Не знаю, насколько эмоционально он переживал и вживался в то, что творил...  Не дает мне покоя мысль, что достиг он наивысшей точки в своём творчестве и сгорел  на этом костре.

Мелодия, тревожная  как симфония Шостаковича, с повторяющимся рефреном на всех листах серии – лежащего под землёй солдата. Его сны.

Красаускас изобразил их, не в землю лёгших, а превратившихся в белых журавлей, как писал когда-то Расул Гамзатов. И как пел Марк Бернес.
Не поют теперь этих песен...

Лежат солдаты, горюют матери, вдовы.
Где те, нерождённые дети молоденьких мальчиков, погибших, защищая Родину?  Пустынна земля.

Линия Красаускаса не поёт здесь, она страдает и речитативом рвёт и режет сосуды сердца. Не сопереживать , глядя на эти работы – НЕВОЗМОЖНО.

Мне кажется, что он на такой высокой ноте закончил свою ПЕСНЬ , что его уход из жизни был логичен.

После его смерти прошёл не один десяток лет. Но выше - по накалу страстей и мастерству  - художественных произведений на эту тему я не встречала за это время.

 

Р.S. Вам не составит труда пробить в поисковике его фамилию и названия серий, и «Песнь песней  царя Соломона», и «Сонеты Шекспира»,и «Детские открытия», и «Полёт», и «Гимн женщине», и конечно, «Вечно живые».

Я думаю, что прикоснувшись к его работам, вам захочется возвращаться к нему. И не один раз. Может  быть даже за вдохновением, потому, что работая со словом, превращая текст в изображение, он очень тонко его чувствовал. А может быть так влияло окружение на него. А может быть этот  поэтический дар был его сутью?

 

 

Роберт Рождественский 1977г

 "Стасису Красаускасу"


Этого стихотворения
Ты не прочтёшь
Никогда…
В город вошли, зверея,
Белые холода.
Сколько зима продлится,
Хлынувши через край?
Тихо
В твоей больнице…
– Стаська,
не умирай!..
Пусть в коридоре голом,
Слова мне не сказав,
Ставший родным, онколог
Вновь отведёт глаза.
В тонкой броне халата
Медленно я войду
В маленькую палату,
В тягостную
Беду…
Сделаю всё как нужно:
Слёзы сумею скрыть,
Буду острить натужно,
О пустяках говорить,
Врать, от стыда сгорая!..
Так и не разберу:
Может быть, мы играем
Оба
В одну игру?!
Может, болтая о разном, –
Очень ещё живой –
Ты между тем прекрасно
Знаешь диагноз свой.
Может, смеёшься нарочно
В этот и в прошлый раз.
Голову нам мороча,
Слишком жалея нас?!
В окнах больших и хмурых,
Высветится ответ.
Как на твоих гравюрах –
Белый и чёрный цвет.
И до безумия просто
Канет в снежный февраль
Страшная эта просьба:
– Стаська, не умирай!