Жатва 52

Борис Гуанов
      Ляхи в Павловске, а я в Торуни – иллюстрации не к этому, а к следующему кусочку.

 
                11.2.   РАЙСОВЕТ.

                11.2.1. А ТЫ НЕ ЗАМ? - ЗАМ!
 
      Ещё до созыва первого заседания новоизбранного Фрунзенского райсовета депутаты стали кучковаться в группы соответственно своим политическим ориентациям – демократы и коммунисты, примерно в равном количестве. Было, конечно, и «болото». Среди демократов я стал общепризнанным лидером: то ли по способности выступать перед публикой и писать членораздельные тексты, то ли из уважения к моим регалиям – всё-таки кандидат наук, доцент, да ещё и депутат горсовета. Поддержка со стороны ЛНФ и ДВ-90 во время предвыборной кампании тоже стоила немало.

      На первой сессии надо было выбрать председателя Совета и его заместителей. За день до этого собрание демократических депутатов проголосовало и выдвинуло на пост председателя мою кандидатуру, и я шёл утром на это первое заседание Совета с твёрдой уверенностью, что буду баллотироваться именно на этот пост. Прихожу, и – сюрприз!

      Мои соратники сообщают мне, что они провели переговоры с коммунистами и с «болотом», и наметилось компромиссное пакетное соглашение о разделе руководящих постов. Т.к. коммунисты категорически против моей кандидатуры на пост председателя, то всё-таки можно отхватить этот пост, поставив на него от нас кандидатуру Германа Азерского, капитана милиции. В «болоте», мол, много милиционеров, они его поддержат. А три поста заместителей председателя предлагалось разделить следующим образом: один – мне от демократов, и два – коммунистам - Н. Кряжеву из Народного контроля и новорусскому предпринимателю С. Утевскому.

      Против Германа, с которым я уже успел познакомиться и до сих пор сохраняю о нём хорошее мнение, я ничего не имел. И во имя общей победы демократии я спокойно согласился на такой вариант. Как быстро и легко совершаются порой повороты судьбы! Ведь председатель, как я понял позже, совсем не то, что зам. Но я никогда не умел делать карьеру. Перед самым началом заседания этот пакет мы обсуждали с лидером коммунистов С. Соколом, будущим депутатом Государственной Думы, и пришли к согласию. Поэтому после начала заседания райсовет хором проголосовал за такое распределение постов и обрёл своих руководителей. Объективно, это была победа демократов, и в дальнейшем, как показали, например, события во время ГКЧП, Фрунзенский райсовет всегда сохранял свою демократическую направленность.

      Мне выделили кабинет – большую пустую комнату, в которой стоял только один дряхлый письменный стол и такой же дряхлый шкаф для бумаг. Напротив стола я повесил длинный красный транспарант «Вся власть Советам, а не партиям!», который остался у меня со времён демонстрации 1989 г.. Я ощущал временность моего положения и не старался свить капитальное гнёздышко, а вот Герман первым делом, видно, по чьей-то подсказке, занялся ремонтом и переустройством председательского кабинета.

      Мне в соответствии с моими склонностями был поручен социально-культурный блок, Кряжеву – коммунальное хозяйство, а Утевскому - промышленность. Впрочем, мы редко видели этого деятеля в райсовете, он, видимо, занимался более прибыльными делами – ведь шла приватизация! Так что козла запустили в урожайный огород, и скоро он вырос в крупного бизнесмена и исполкомовского чиновника – руководителя главного управления имуществ Ленинграда, потом каким-то большим начальником в АО «Высокоскоростные магистрали» у бывшего зам. председателя Ленгорисполкома А. Большакова. Райсовет был уже не его уровень, так что остались мы с Кряжевым в замах практически вдвоём.

      Первым делом, которым я занялся, был проект Устава и регламента райсовета. Я со свойственной мне дотошностью сочинил бумагу на десятки машинописных страниц, в которой были детально, даже слишком, расписаны полномочия, структура, компетенция должностных лиц и все процедуры подготовки и принятия решений райсовета. Этот проект в первом чтении был принят сессией и в дальнейшем, с учётом поправок, был доработан юридической комиссией Совета. Это был совершенно новый документ, провозглашающий полновластие Совета на своей территории и в пределах своих полномочий. Правда, скоро мы поняли, что таких полномочий очень немного. Но главное, что мы провозгласили, это то, что не в райкоме КПСС принимаются решения, а у нас, в Совете.

       Как зам я часто заменял Азерского, председательствуя на сессиях. Кроме исполнения своих должностных обязанностей, как депутат я участвовал и в работе профильных комиссий по выработке проектов решений Совета.

      По графику руководством Совета осуществлялся приём жителей и представителей организаций и предприятий Фрунзенского района. С какими только вопросами ко мне не приходили! И о необходимости компьютеризации собеса, и о проблемах использования бассейнов при поликлиниках, и о лечении энцефалопатов, и об обучении строительным специальностям в учебном комбинате, и о художественной школе, об использовании кинотеатров, о недоброкачественной пище в яслях-садах, о технической выставке в доме пионеров, о женской гимназии, о добровольном обществе родителей по обучению больных детей и организации для них спецшколы, о спорткомплексе, о теннисном корте, о центре досуга и т.п., и т.д..

      Моей задачей было вникнуть во все эти разнообразные проблемы вместе с членами профильных депутатских комиссий с привлечением отделов районной администрации и попытаться как-то их разрешить. Конечно, всё упиралось в финансирование, которое было крайне ограничено, так что большинство вопросов повисало в воздухе.

      Простой народ сначала тоже активно приходил на эти приёмы. Главным вопросом, с которым к нам обращались люди, был жилищный вопрос. Склоки в коммунальных квартирах, делёж жилплощади между отцом и сыном, женщина, вынужденная жить в однокомнатной квартире на 16 кв. м с бывшим мужем-алкоголиком – чего я только не услышал на этих приёмах! Я посетил комнату в коммуналке одного особо настырного просителя, и, действительно, в ней вдоль всех стен стояли семь кроватей. Только кровати, и ничего больше! Но чем я мог помочь конкретно этому человеку? По действующему ещё советскому жилищному законодательству он не имел никаких прав на улучшение жилищных условий. Чтобы изменить его положение, надо было изменить законы на уровне страны, а люди требовали от нас, районных депутатов, немедленных улучшений. То же касалось и вопросов пенсионного обеспечения.

      Видя, что от депутатов толку не добиться, люди занялись сами проблемами своего выживания в лихие 90-е, и поток посетителей постепенно иссяк. Часами я просиживал в кабинете в одиночестве в приёмное время. То же случилось и с приёмами в красном уголке торгового центра на Будапештской, где я принимал жителей моего городского округа как депутат городского Совета. Наверное, так возникла первая трещина между демократическими Советами и их нетерпеливыми избирателями.

      Самое горькое воспоминание осталось у меня от посещения детского дома № 11 с комиссией от райсовета. Малыши, здоровые и больные, которые, наверно, никогда не видели дядю, облепили меня, как лилипуты Гулливера. Кто-то сидел у меня на кукурешках, двоих я держал в руках, а ещё двое прицепились к моим ногам так, что не оторвать. Все тянули ко мне руки, просили чего-нибудь, а я, болван, не захватил с собой даже леденцов. Всё это происходило в каких-то казённых, крашеных масляной краской противного цвета помещениях. Комиссия что-то записала, сделала выводы, но больше я этот детский дом не посещал и не знаю, изменилось ли там хоть что-нибудь к лучшему. Тогда мы были слишком заняты политическими баталиями. А ведь если бы я реально сделал что-то хорошее хотя бы для одного ребёнка из этого детдома, это оправдало бы весь мой депутатский мандат. Крепки мы задним умом!

      Я искренне хотел установить в райсовете деловое сотрудничество вместо политической грызни. С этой целью уже в ноябре 1990 г. я пригласил к себе домой всё руководство Совета вместе с жёнами на мой день рождения. Моей наивной надежде не суждено было сбыться. Наша стандартная малогабаритная квартирка и далеко не изысканное угощение, как я потом понял, не впечатлили и пришлись даже вовсе не по вкусу новорусской парочке. Так что дружба овечек с волками, увы, не состоялась. Кстати, с Кряжевым, мужиком простым и не подлым, у меня были хорошие отношения.

      Председателем исполкома райсовета был Е. Новиков – типичный советский начальник, конечно, коммунист. Пользуясь нашим демократическим большинством в райсовете, мы назначили ему «нашего» заместителя – совсем молодого, никому не известного башкира Юниса Лукманова, с виду скромного, умного и трудолюбивого прагматика. Как ни удивительно, но он прижился и даже сделал крутую административную карьеру – значительно позже был главой администрации Адмиралтейского района, и его кандидатуру даже обсуждали на пост президента Башкирии. Даже начальница нашей райсоветовской канцелярии Надежда Соломахина тоже в дальнейшем выросла до должности зам. главы администрации Петроградского района, но, как я слышал, влипла в какой-то коррупционный скандал. Тернист и опасен путь российского чиновника!


                Назад на: http://www.proza.ru/2017/12/19/531
                Продолжение на: http://www.proza.ru/2017/12/19/565
               Вернуться к оглавлению: http://www.proza.ru/2017/12/14/1967