Александр Блок
Стихи о Прекрасной Даме
IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года
21. «Там сумерки невнятно трепетали…»
***
Там сумерки невнятно трепетали,
Таинственно сменяя день пустой.
Кто, проходя, души моей скрижали
Заполонил упорною мечтой?
Кто, проходя, тревожно кинул взоры
На этот смутно отходящий день?
Там, в глубинах, — мечты и мысли скоры,
Здесь, на земле, — как сон, и свет и тень.
Но я пойму и всё мечтой объемлю,
Отброшу сны, увижу наяву,
Кто тронул здесь одну со мною землю,
За ним в вечерний сумрак уплыву.
Февраль 1902
Все, как сон – это здесь на земле:
Здесь, на земле, — как сон, и свет и тень.
А явь – настоящая! – там. В сумерках…
«Здесь, на земле» – это не означает, что лирический герой стихотворения – на Земле. Нет, поэт из «Вне» смотрит и сравнивает «здесь» и «там». «Там», где «сумерки невнятно трепетали» и «здесь» – «на земле». И когда он «все поймет», то увидит, как рядом с ним – Кто-то, который тоже – «трогает» «одну со мною землю»…
И герой уплывет за ним, за одним из тех, кто «трогают Землю»… В их сумерки. Они ж… если не равные, то подобные. Как Микеланджело, например, и художник из его мастерской, которому можно поручить заполнить неответственный кусок фрески. И когда её откроют, зрители будут восторгаться – шедевр! – а он (ученик) будет стоять и знать, что вон та тучка, вон те орлы под ней, которыми восхищаются смертные – его. А потом получит свой заказ… Персональный – он же из знаменитой мастерской! А потом, может случиться, что и его мастерская станет – знаменитой.
И еще одна мелочишка: «уплыву». Помните Брюсова? – «В ранних стихах Блока река – не просто река, но символ границы, отделяющей его от Идеала». Это я к тому, что и дальше будут стихи о плавании, о речках, о лодках. Так вот так Блок в «вечерний сумрак уплывал», вот так…
Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
«
Публикации: I3. С. 145 и I4. С. 121 – в цикле СПД, в разд. "IV. Свершения. (1902 год)"; I5. C.120.
[
I1 – Блок А. Стихи о Прекрасной Даме. М.: Гриф [1904] (тит. л. 1905).
I2 - Блок А. Собрание стихотворений. 2-е изд., испр. и доп. Кн. 1. Стихи о Прекрасной Даме (1898-1904). М.: Мусагет. 1911.
I3 - Блок А. Стихотворения. Кн. 1. 1898-1904. М.: Мусагет. 1916.
I4 - Блок А. Стихотворения. 4-е изд. Кн. 1. 1898-1904. Пб.: Земля. 1918.
I5 - Блок А. Собрание сочинений. Т. 1. Стихотворения. Кн. 1. 1898-1904. Пб.: Алконост. 1922
]
– «Кто, проходя, души моей скрижали // Заполонил упорною мечтой?» – Смысл текста раскрывается перекличками со стих. "На могиле друга" (22 января 1902 г.), посвященным гимназическому товарищу Блока Н.В. Гуну, покончившему самоубийством "на романической почве" (см. коммент. к стих. "Ты много жил, я больше пел ... "). Тема самоубийства воспринималась Блоком как глубоко интимная ("Ты перешел в последнее жилище, //Я все в пыли, но вижу свой конец"- стих. "На могиле друга"- см. т. 4 наст.
[
«
Удалены от мира на кладби’ще,
Мы вновь с тобой, негаданный мертвец.
Ты перешел в последнее жилище,
Я всё в пыли, но вижу свой конец.
Там, в синеве, мы встретим наши зори,
Все наши сны продлятся наяву.
Я за тобой, поверь, мой милый, вскоре
За тем же сном в безбрежность уплыву.
22 января 1902 г.
»
]
– «... Здесь, на земле, – как сон, и свет и тень» – Противопоставление истинного мира "там" и "снов" и "теней" земного мира ближайшим образом восходит к Вл. Соловьеву; о "снах" ср.: "И тяжкий сон житейского сознанья //Ты отряхнешь ... " ("Зачем слова? В безбрежности лазурной ... ", 1892). О земном мире как "тенях" см. коммент. к стих. "Какому Богу служишь ты? .. " .
– «... Отброшу сны, увижу наяву ...» – Ср.: "Все наши сны продлятся наяву" ("На могиле друга") .
– «... За ним в вечерний сумрак уплыву» – Ср.: "За тем же сном в безбрежность уплыву" ("На могиле друга").»
[
Редакция последовательно заземляет живую мистику Александра Блока. Например, здесь представляя “иное” – банальным христианским загробным миром. Но для Блока того времени смерть – это «иное новоселье», ещё одна ступень жизни. (А собственная смерть очевидно рассматривалась как один из, если не как основной, вариантов «свершения несовершаемого».)
Вот стихотворение «На смерть деда»:
«Мы вместе ждали смерти или сна.
Томительные проходили миги.
Вдруг ветерком пахнуло от окна,
Зашевелился лист Священной Книги.
Там старец шел — уже, как лунь, седой —
Походкой бодрою, с веселыми глазами,
Смеялся нам, и всё манил рукой,
И уходил знакомыми шагами.
И вдруг мы все, кто был — и стар и млад, —
Узнали в нем того, кто перед нами,
И, обернувшись с трепетом назад,
Застали прах с закрытыми глазами…
Но было сладко душу уследить
И в отходящей увидать веселье.
Пришел наш час – запомнить и любить,
И праздновать иное новоселье.
1902. С. Шахматово»
]
»
*
*
вкратце о месте стихотворения в общем своде книги "Стихи о Прекрасной Даме".
Ал. Блок : «Символист уже изначала - теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие».
Теургия - это человеческая практика по работе с божественными сущностями. «Стихи о Прекрасной Даме» - рабочий дневник Александра Блока о ходе подобной практики.
Спустя десять лет он напишет Андрею Белому: “Отныне я не посмею возгордиться, как некогда, когда, неопытным юношей, задумал тревожить тёмные силы - и уронил их на себя”.
«Стихи о Прекрасной Даме» как раз об этом - о тёмных силах и о гордыни попытки справится с ними.
Справиться не получилось. Спустя ещё десять лет, уже после смерти Блока, Андрей Белый резюмирует:
«Первый том - потрясенье: стремительный выход из лона искусства; и - встреча с Видением Лучезарной подруги; и - далее: неумение воплотить эту встречу, обрыв всех путей».
Для Блока было важно подчеркнуть рабочий, реалистический характер книги («к моим же словам прошу отнестись как к словам, играющим служебную роль, как к Бедекеру [путеводитель], которым по необходимости пользуется путешественник»), поэтому вместо трёх разделов с мистическими названиями "Неподвижность", "Перекрёстки", "Ущерб" первого издания в канонической редакции их стало шесть, у которых вместо всякой философии теперь только указания на место и время действия.
Вот их краткая сводка:
I. С.-Петербург. Весна 1901 года. Юный теург обретает свет, но появляется и «гадалка» из Тёмного храма.
II. С. Шахматово. Лето 1901 года. Поэт учится работать с обретёнными силами, но постоянно путается меж Ясной и гадалкой, меж Солнцем и любимой. Меж Тобою и тобой.
III. С.-Петербург. Осень и зима 1901 года. Грань богопознания: попытка – успешная! – увидеть в любимой богиню, то есть раскрыть в «тебе» – Тебя! Но тут же появляются «двойники», которые искушают теурга россыпью миров.
IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года. Видение Моисея, готовность к Акту, видение, как «мы странствовали с Ним по городам» – но что это все? – послания от Тебя или обманки «двойников»? И – снова видение Моисея, видение Неопалимой Купины, осознание, что Ты – Купина, то есть Ты – прямой призыв Господен к действию, как некогда к простому пастуху Моисею: «Иди! И соверши небывалое». Но опять вмешиваются акторы лиловых миров – гадалка, двуликий, двойник. И поэт срывается в открытые ему «двойниками» другие миры.
V. С. Шахматово. Лето 1902 года. Лето зимних кошмаров, лето расплаты… Но в ответ на прямой призыв: «Приходи, Я тебя успокою», поэт настаивает на своём праве на «каменные дороги».
VI. С.-Петербург. Осень — 7 ноября 1902 года. Он выходит на Тропу миров – лиловых миров. Бродит по ней, отчаивается. Он, ставя на кон свою жизнь, прорывается к Храму, но, судя по всему, это – тёмный храм.
Данное стихотворение относится ко ШЕСТОЙ сцене ЧЕТВЁРТОГО раздела. Всего сцен в нем – десять:
IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года
Сцена 1. Моисей.
Сцена 2. Храм.
Сцена 3. Мастерская.
Сцена 4. Солнечный день.
Сцена 5. Мир у разлива рек.
Сцена 6. С Ним.
Сцена 7. Снова гадалка.
Сцена 8. Призыв к поэту.
Сцена 9. Ответ из лиловых миров.
Сцена 10.Блуждание по мирам.
*
Сцена шестая. С Ним.
21. «Там сумерки невнятно трепетали…» ( http://www.proza.ru/2017/12/19/1235 )
Взгляд на здесь – «там» из Вне. И он видит того, «кто тронул здесь одну со мною землю» и соглашается «уплыть за ним».
22. «Мы странствовали с Ним по городам…» ( http://www.proza.ru/2017/12/19/1242 )
Описание впечатлений от странствования.
*