Блок. Там сумерки невнятно трепетали... Прочтение

Виталий Литвин
                Александр Блок
                Стихи о Прекрасной Даме
       IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года


21. «Там сумерки невнятно трепетали…»







                ***             

                Там сумерки невнятно трепетали,
                Таинственно сменяя день пустой.
                Кто, проходя, души моей скрижали
                Заполонил упорною мечтой?

                Кто, проходя, тревожно кинул взоры
                На этот смутно отходящий день?
                Там, в глубинах, — мечты и мысли скоры,
                Здесь, на земле, — как сон, и свет и тень.

                Но я пойму и всё мечтой объемлю,
                Отброшу сны, увижу наяву,
                Кто тронул здесь одну со мною землю,
                За ним в вечерний сумрак уплыву.
                Февраль 1902




     Все, как сон – это здесь на земле:

                Здесь, на земле, — как сон, и свет и тень.

     А явь – настоящая! – там.  В сумерках…

     «Здесь, на земле» – это не означает, что лирический герой стихотворения – на Земле.  Нет, поэт из «Вне» смотрит и сравнивает «здесь» и «там». «Там», где «сумерки невнятно трепетали»  и «здесь» – «на земле». И когда он «все поймет», то  увидит, как рядом  с ним –   Кто-то, который  тоже –   «трогает»  «одну со мною землю»…
     И герой уплывет за ним, за одним из тех, кто «трогают Землю»…   В их  сумерки.  Они ж… если не равные, то подобные. Как Микеланджело, например, и художник из его мастерской, которому можно поручить заполнить неответственный кусок фрески. И когда её откроют,  зрители будут восторгаться – шедевр! – а он (ученик) будет стоять и знать, что вон та   тучка, вон те орлы под ней, которыми восхищаются смертные – его. А потом получит свой заказ… Персональный – он же из знаменитой мастерской! А потом, может случиться, что и его мастерская станет – знаменитой.

     И еще одна мелочишка:  «уплыву». Помните Брюсова? – «В ранних стихах Блока река – не просто река, но символ границы, отделяющей его от Идеала». Это я к тому, что и дальше будут стихи о плавании, о речках, о лодках. Так вот так Блок в «вечерний сумрак уплывал», вот так…

Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
     «
     Публикации: I3. С. 145 и I4. С. 121 – в цикле СПД, в разд. "IV. Свершения. (1902 год)"; I5. C.120.

[
I1 – Блок А. Стихи о Прекрасной Даме. М.: Гриф [1904]  (тит. л. 1905).
I2 - Блок А. Собрание стихотворений. 2-е изд., испр. и доп. Кн. 1. Стихи о Прекрасной Даме (1898-1904). М.: Мусагет. 1911.
I3 - Блок А. Стихотворения. Кн. 1. 1898-1904. М.: Мусагет. 1916.
I4 - Блок А. Стихотворения. 4-е изд. Кн. 1. 1898-1904. Пб.: Земля. 1918.
I5 - Блок А. Собрание сочинений. Т. 1. Стихотворения. Кн. 1. 1898-1904. Пб.: Алконост. 1922
]

     – «Кто, проходя, души моей скрижали // Заполонил упорною мечтой?» –  Смысл текста раскрывается перекличками со стих. "На могиле друга" (22 января 1902 г.), посвященным гимназическому товарищу Блока Н.В. Гуну, покончившему самоубийством "на романической почве" (см. коммент. к стих. "Ты много жил, я больше пел ... "). Тема самоубийства воспринималась Блоком как глубоко интимная ("Ты перешел в последнее жилище, //Я все в пыли, но вижу свой конец"- стих. "На могиле друга"- см. т. 4 наст.
    [
    «
          Удалены от мира на кладби’ще,
          Мы вновь с тобой, негаданный мертвец.
          Ты перешел в последнее жилище,
          Я всё в пыли, но вижу свой конец.
          Там, в синеве, мы встретим наши зори,
          Все наши сны продлятся наяву.
          Я за тобой, поверь, мой милый, вскоре
          За тем же сном в безбрежность уплыву.
                22 января  1902 г.
    »

    ]
     – «... Здесь, на земле, – как сон, и свет и тень» – Противопоставление истинного мира "там" и "снов" и "теней" земного мира ближайшим образом восходит к Вл. Соловьеву; о "снах" ср.: "И тяжкий сон житейского сознанья //Ты отряхнешь ... " ("Зачем слова? В безбрежности лазурной ... ", 1892). О земном мире как "тенях" см. коммент. к стих. "Какому Богу служишь ты? .. " .

     – «... Отброшу сны, увижу наяву ...» – Ср.: "Все наши сны продлятся наяву" ("На могиле друга") .

     – «... За ним в вечерний сумрак уплыву» – Ср.: "За тем же сном в безбрежность уплыву" ("На могиле друга").»
     [
     Редакция последовательно заземляет живую мистику Александра Блока. Например, здесь представляя “иное” – банальным христианским загробным миром. Но для Блока того времени смерть – это «иное новоселье», ещё одна ступень жизни. (А собственная смерть очевидно рассматривалась как один из, если не как основной, вариантов «свершения несовершаемого».)
     Вот стихотворение «На смерть деда»:

          «Мы вместе ждали смерти или сна.
          Томительные проходили миги.
          Вдруг ветерком пахнуло от окна,
          Зашевелился лист Священной Книги.
         
          Там старец шел — уже, как лунь, седой —
          Походкой бодрою, с веселыми глазами,
          Смеялся нам, и всё манил рукой,
          И уходил знакомыми шагами.
         
          И вдруг мы все, кто был — и стар и млад, —
          Узнали в нем того, кто перед нами,
          И, обернувшись с трепетом назад,
          Застали прах с закрытыми глазами…

          Но было сладко душу уследить
          И в отходящей увидать веселье.
          Пришел наш час – запомнить и любить,
          И праздновать иное новоселье.
                1902. С. Шахматово»
]
»



*
*

 вкратце о месте стихотворения в общем своде книги "Стихи о Прекрасной Даме".

     Ал. Блок : «Символист уже изначала - теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие».
     Теургия -  это человеческая практика по работе с божественными сущностями.  «Стихи о Прекрасной Даме» - рабочий дневник Александра Блока о ходе подобной практики.
     Спустя десять лет он напишет Андрею Белому: “Отныне я не посмею возгордиться, как некогда, когда, неопытным юношей, задумал тревожить тёмные силы - и уронил их на себя”.
     «Стихи о Прекрасной Даме» как раз об этом - о тёмных силах и о гордыни попытки справится с ними.
     Справиться не получилось. Спустя ещё десять лет, уже после смерти Блока, Андрей Белый резюмирует:
     «Первый том - потрясенье: стремительный выход из лона искусства; и - встреча с Видением Лучезарной подруги; и - далее: неумение воплотить эту встречу, обрыв всех путей».

     Для Блока было важно подчеркнуть рабочий, реалистический характер книги («к моим же словам прошу отнестись как к словам, играющим служебную роль, как к Бедекеру [путеводитель], которым по необходимости пользуется путешественник»), поэтому вместо трёх разделов с мистическими названиями "Неподвижность", "Перекрёстки", "Ущерб" первого издания  в канонической редакции их стало шесть, у которых вместо всякой философии теперь только указания на  место и время действия.

     Вот их краткая сводка:

     I. С.-Петербург. Весна 1901 года. Юный теург обретает свет, но появляется и «гадалка» из Тёмного храма.
     II. С. Шахматово. Лето 1901 года. Поэт учится работать с обретёнными силами, но постоянно путается меж Ясной и гадалкой, меж Солнцем и любимой. Меж Тобою и тобой.
     III. С.-Петербург. Осень и зима 1901 года. Грань богопознания: попытка – успешная! – увидеть  в любимой богиню, то есть раскрыть в «тебе» – Тебя! Но тут же появляются «двойники», которые искушают теурга россыпью миров.
              IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года. Видение Моисея, готовность к Акту, видение, как «мы странствовали с Ним по городам» – но что это все? – послания от Тебя или обманки «двойников»? И – снова видение Моисея, видение Неопалимой Купины, осознание, что Ты – Купина, то есть Ты –  прямой призыв Господен к действию, как  некогда к простому пастуху Моисею: «Иди! И соверши небывалое». Но опять вмешиваются акторы лиловых миров – гадалка, двуликий, двойник. И поэт срывается в открытые ему «двойниками» другие миры.
     V. С. Шахматово. Лето 1902 года.   Лето зимних кошмаров, лето расплаты… Но в ответ на прямой призыв:  «Приходи, Я тебя успокою», поэт  настаивает на своём праве на «каменные дороги».
     VI. С.-Петербург. Осень — 7 ноября 1902 года. Он выходит на Тропу миров – лиловых миров. Бродит по ней, отчаивается. Он, ставя на кон свою жизнь, прорывается к Храму, но, судя по всему, это – тёмный храм.

     Данное стихотворение относится ко ШЕСТОЙ сцене ЧЕТВЁРТОГО раздела. Всего сцен в нем – десять:


                IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года

         Сцена 1.  Моисей.
         Сцена 2. Храм.
         Сцена 3. Мастерская.
         Сцена 4. Солнечный день.
         Сцена 5. Мир у разлива рек.
                Сцена 6. С Ним.
         Сцена 7. Снова гадалка.
         Сцена 8. Призыв к поэту.
         Сцена 9. Ответ из лиловых миров.
         Сцена 10.Блуждание по мирам.

*
           Сцена шестая. С Ним.

         21. «Там сумерки невнятно трепетали…»                ( http://www.proza.ru/2017/12/19/1235 )
         Взгляд на здесь – «там»  из Вне. И он видит того, «кто тронул здесь одну со мною землю» и соглашается «уплыть за ним».
22. «Мы странствовали с Ним по городам…»             ( http://www.proza.ru/2017/12/19/1242 )         
Описание впечатлений от странствования.
*