Жатва 50

Борис Гуанов
    
      Мой предвыборный плакат и проекты эмблемы Ленинградского Народного Фронта.


                10.2.2.   VENI, VIDI, VICI.

      Весной 1990 г. были намечены выборы в Верховный Совет РСФСР и местные Советы, в том числе в Ленинградский горсовет и районные Советы. 28 января в ДК пищевиков прошла Конференция ЛНФ, принявшая предвыборную Платформу ЛНФ аж на 40 страницах. В масштабах всей страны был создан избирательный блок «Выборы-90», принявший гораздо более короткую Декларацию (смотри РЕВОЛЮЦИОННЫЕ ПОДРОБНОСТИ 2.(1)).

      С другой стороны политического спектра в противовес ЛНФ коммунисты создали свой фронт – Объединённый фронт трудящихся (ОФТ), на митинги которого за отгулы сгоняли рабочих промышленных предприятий. Хитрые аппаратчики из ОФТ в конце 1989 г. выступили с предложением проводить выборы в местные Советы не по территориальным, а по производственным округам, рассчитывая за проходными режимных предприятий укрыться от   демократов и пустить в ход административный ресурс. Но под давлением массового возмущения избирателей, заваливших протестными письмами действовавший Ленсовет ХХ созыва, его депутаты на такой эксперимент не решились.

      Кроме коммунистов, нашими идейными противниками были национал-патриоты. Мне пришлось как-то в разговоре на частной квартире провести диспут с таким «памятником». Я говорил ему, что мы тоже за Россию, но только за такую, где люди живут так же хорошо, как в Европе. Я так горячо сам верил в эту идею, что мне, думаю, на вечер удалось убедить его, что демократы - тоже патриоты.

      Ни сном, ни духом я не собирался баллотироваться в депутаты. Правда, в январе 1990 г. ЛНФ устроил учёбу группы активистов ораторскому искусству. Там я познакомился с Эллой Поляковой, лидером движения «Солдатские матери». Она собиралась участвовать в выборах в горсовет, и я получил от неё удостоверение с печатью организации «Народный Фронт Фрунзенского района» в том, что являюсь представителем этой организации (коротенький текст – в РЕВ. ПОДРОБНОСТЯХ 2.(2)).

      По территориальным избирательным округам проходили собрания избирателей. Случайно я зашёл на такое собрание в актовом зале нашей школы. Там выступал некто Ветров, преподаватель истории КПСС, единственный кандидат от власти. Публика скучала, и вдруг какая-то женщина спросила членов избирательной комиссии: «Нет ли у вас кандидатов от Народного фронта?» Их, конечно, не было, и тогда она обратилась в зал: «Есть тут представители Народного фронта?». Я как активный участник борьбы с коммунистами встал и сказал: «Есть!». Меня пригласили на сцену, и я рассказал присутствующей сотне людей свою биографию. Поступило предложение выдвинуть меня кандидатом в депутаты горсовета и Фрунзенского районного Совета, и оно было успешно проголосовано. Так я ввязался в выборы.

      Это были небывалые выборы. Таких не было ни до, ни после. За мной не было ничего – ни организации, ни денег. Максимум, чем мог помочь наш избирательный блок своим кандидатам, - это скромная листовочка (смотри РЕВ. ПОДРОБНОСТИ 2.(3)). Фамилии кандидатов от демократов предлагалось вписывать от руки. Но до меня не дошли и такие полуфабрикаты листовок. Тем не менее, я всерьёз решил побороться.

      В нашем микрорайоне появились ещё три кандидата в депутаты райсовета демократической направленности: Константин Ершов, Татьяна Тумольская и Евгений Леванов. Мы объединились и начали совместную агитацию среди жителей микрорайона. Наши общие агитплакаты, изготовленные мной, висели в школе, магазине и ещё где только удалось договориться с местным начальством. Самостоятельно напечатанные на пишущей машинке листовки мы лично разносили по почтовым ящикам. Мне помогал в этом и сын Илья, уже студент.

      Моими соперниками на выборах в горсовет, кроме упомянутого Ветрова, были ещё около семи кандидатов, среди которых были и более крупные фигуры – директор Института скорой помощи им. Джанелидзе, расположенного в нашем микрорайоне, и генерал - начальник всех городских пожарных. Однако их было не слышно и не видно, так что основная борьба развернулась между мной и Ветровым.

      На выборах в райсовет я и Тумольская прошли с первого тура 4 марта. Выборы в горсовет потребовали второго – 18 марта. Ветров агитировал народ, что с меня хватит и депутатства в райсовете, но я, видимо, уже успел себя проявить как убеждённый демократ и вошёл в список кандидатов, поддерживаемых Ленинградским Народным фронтом (ЛНФ) и комитетом ДВ-90, напечатанным газетой «Смена» ещё 2 марта, что было хорошей ориентировкой для избирателей.

      Ко второму туру я изготовил себе плакат из двух больших кусков оргалита. На нём был изображён нагой человек, срывающий с себя противную зеленовато-серую шкуру, к которой прицепился карлик в военном мундире с плёткой. Из-под шкуры, сдираемой прямо с кандалами, появлялся розовый, симпатичный, свободный человек. На плакате было написано: «Сбрось шкуру раба!». Заголовок плаката гласил: «НАРОДный фронт – за народ, НАРОД – за народный фронт». На плакате были также придуманные мной эмблемы Ленинградского Народного фронта, одобренные Мариной Салье, к которой я приезжал домой с эскизами. Там же были помещены напечатанные на машинке тексты: Манифест учредительного съезда Ленинградского Народного фронта, биографические данные и программы – мои, а также Ершова и Леванова, ещё не прошедших в райсовет после первого тура, с фотографиями, и эколога Д. Седых, баллотирующегося в горсовет по соседнему округу, был призыв голосовать за М. Молоствова и И. Кучеренко на выборах в Верховный Совет РСФСР и телефон информ-центра ЛНФ.

      С этим плакатом, повешенным на фотоштатив,   я регулярно ходил по микрорайону и разговаривал с жителями. Главным лозунгом нашей программы был «Вся власть Советам, а не партиям!». Имелась в виду единственная тогда партия – КПСС, ведь в то время все решения принимались партийными органами, а не избранными Советами. Этот потрёпанный временем плакат я демонстрировал через четверть века в ротонде Мариинского дворца на выставке, посвящённой юбилею нашей демократической выборной виктории.

      Интересно, что тогда, с начала перестройки вплоть до 1991 года, демократы называли себя «левыми», в отличие от «правых» коммунистов-консерваторов, хотя суть реформ - от социализма в сторону капитализма - была совершенно «правая» по общепринятой европейской политической шкале. В головах реформаторов царила явная путаница: их цели были «правыми», а методы – явно «левыми», революционными.

      После завершения «правых», чиновничье-олигархических преобразований в России в ельцинско-путинское время многие из тех же людей, которые двигали «правую» революцию, оказавшись в результате не у дел, не утратили своего революционного пыла и, по существу, перешли на левые, даже левацкие позиции. Отсюда их ненависть к таким консервативным институтам, как, например, традиционная семья, классическое и народное искусство, церковь, армия и в целом государство.
 
      А в бурном 1990 году, думаю, избирательные комиссии ещё не научились получать нужный власти результат, так что эти выборы, действительно, были честными – первыми и последними честными выборами в России. Я победил на выборах в горсовет, а вся наша команда стала депутатами райсовета. Так я стал депутатом сразу двух Советов – нежданно-негаданно, отчасти, по вине случая.

     Конечно, этого могло и не произойти, и произошло только потому, что мои взгляды к тому времени соответствовали ветру перемен, разгулявшемуся над нашей страной, и стране, видно, тогда были нужны такие люди, как я. Уже став депутатом, я познакомился с членами «Демократического союза», ячейка которого, оказывается, уже существовала во Фрунзенском районе. Это были «наши» люди, но ради чистоты идеи или приверженности только своему лидеру – замечательной тётке Валерии Новодворской - зачем-то замкнувшиеся в узкую секту.

      В 2006 г. мой сын Илья, рядовой, но активный участник всех этих событий, как историк в соавторстве с моим бывшим коллегой по комиссии по науке и высшей школе Ленсовета ХХI Александром Винниковым и политологом Инессой Тарусиной из Томска написали книгу в двух томах «Диссиденты, неформалы, демократы». Первый том вышел с подзаголовком «Опыт создания открытой истории демократического движения Ленинграда – Санкт-Петербурга», второй том – ««Рождённая свободной»: Антология независимой прессы Ленинграда 1988 – 1991». Книги вышли в издательстве «Норма», к тому времени мне очень хорошо знакомому по «Правому делу». Издание спонсировал Фонд им. Конрада Аденауэра. 

      В нашем семейном компьютере остались материалы, собранные для написания этих книг. Они помогли мне сделать рассказ об этих давно прошедших событиях более документальным и точным, причём я старался цитировать те документы, которые не нашли своего места в опубликованных книгах моего сына, но передавали дух той исторической переломной эпохи.

      Кроме того, Илья сотоварищи написали ещё и третий том этой книги с подзаголовком «Против ненависти», где подробно в интервью со многими свидетелями рассказано о «художествах» национал-патриотов в конце 80-х – начале 90-х годов. К сожалению, этот труд на 131 странице так и не был издан и хранился до лучших времён в памяти моего старого компьютера.


                РЕВОЛЮЦИОННЫЕ ПОДРОБНОСТИ 2. 

(1)                Декларация избирательного блока «Выборы-90»

Подписывая настоящую декларацию, мы заявляем об образовании избирательного блока «ВЫБОРЫ-90». Мы решаем вести избирательную кампанию под лозунгом:
                ЗА СВОБОДУ И ДЕМОКРАТИЮ! ОТ НИЩЕТЫ К ДОСТАТКУ!

     Отрицая насильственные способы решения политических, экономических, социальных, национальных проблем и исходя из приоритета общечеловеческих ценностей над любыми групповыми интересами, мы выдвигаем следующие требования и рассматриваем их как объединяющие нас цели:

- привести законодательство в соответствие с Всеобщей декларацией прав человека и другими международно-правовыми актами, гарантирующими каждому гражданину страны реальную защиту от посягательства на его политические, экономические и социальные права;
- отменить ст.6 Конституции СССР и союзных республик;
- принять закон о свободе образования общественных ассоциаций, включая политические партии и свободные профсоюзы;
- обеспечить равноправие всех форм собственности при последовательной демонополизации экономики в условиях защиты социальных прав трудящихся и государственной помощи социально необеспеченным;
- предоставить каждому возможность получить землю во владение и распоряжаться результатами своего труда;
- превратить сталинскую иерархию автономий в свободный союз равноправных народов;
- покончить с государственным атеизмом и вернуть храмы верующим по их требованию;
- соблюдать приоритет экологии при решении экономических вопросов.


(2)                УДОСТОВЕРЕНИЕ №

    Тов. Гуанов Борис Сергеевич является представителем организации Народный Фронт Фрунзенского района и согласно статьи 8 Закона РСФСР «О выборах народных депутатов местных Советов народных депутатов»   и м е е т  п р а в о  присутствовать на всех заседаниях окружной комиссии по выборам депутата Ленсовета № 381.

  Председатель заседания Координационного Совета НФФ               Полякова Э.М.

                11.01.1990 г.                (Без печати недействительно)
                Печать Народный Фронт Фрунзенского р-на Ленинграда

 
(3)               
                Заготовка листовки ДВ-90.

                Избирательный блок «ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ РОССИЯ» -
                его позицию в Ленинграде выражает комитет
               
                «ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ ВЫБОРЫ - 90»

Гражданский комитет «Демократические выборы - 90» объединил левые прогрессивные, демократические силы Ленинграда:

- городскую и районные ассоциации избирателей,
- Ленинградский Народный Фронт,
- независимые рабочие профсоюзы,
- общество «Мемориал»,
- экологический «Зелёный союз»,
- группу защиты архитектурных памятников «Спасение»,
- ленинградскую медицинскую ассоциацию,
- союз учёных, союзы журналистов, кинематографистов, композиторов, театральных деятелей,
- группы поддержки народных депутатов – Щелканова, Никольского, Иванова, Болдырева, Собчака.

       Кто из кандидатов вашего округа поддерживается комитетом «Демократические выборы – 90»?

1. На выборах депутатов РСФСР по нац.-террит. округу № …
………………………………………………………………………………………………..
2. На выборах депутатов РСФСР по территор. округу № …
……………………………………………………………………………………………….
3. На выборах в горсовет (округ № …)
………………………………………………………………………………………………..
4. На выборах в райсовет:
………………………………………………………………………………………………..


                Назад на: http://www.proza.ru/2017/12/18/792
            Продолжение на: http://www.proza.ru/2017/12/19/531
    Вернуться к оглавлению: http://www.proza.ru/2017/12/14/1967