Блок. Не ты ль в моих мечтах... Прочтение

Виталий Литвин
19. «Не ты ль в моих мечтах, певучая, прошла…»




                Не ты ль в моих мечтах, певучая, прошла
                Над берегом Невы и за чертой столицы?
                Не ты ли тайный страх сердечный совлекла
                С отвагою мужей и с нежностью девицы?

                Ты песнью без конца растаяла в снегах
                И раннюю весну созвучно повторила.
                Ты шла звездою мне, но шла в дневных лучах
                И камни площадей и улиц освятила.

                Тебя пою, о, да! Но просиял твой свет
                И вдруг исчез — в далекие туманы.
                Я направляю взор в таинственные страны, —

                Тебя не вижу я, и долго бога нет.
                Но верю, ты взойдешь, и вспыхнет сумрак алый,
                Смыкая тайный круг, в движеньи запоздалый.
                8 июля 1901



А.А. Блок. «Полное собрании сочинений и писем в двадцати томах. ДРУГИЕ РЕДАКЦИИ И ВАРИАНТЫ»:
«
Варианты публикации в Гриф –1914
   С делением. на три четверостишия и заключительное двустишие
   1            Не Ты ль в моих мечтах, певучая, прошла
   3            Не Ты ли тайный страх сердечный совлекла
   7            Ты шла Звездою мне, но шла в дневных лучах
   8            И камни площадей и улиц осветила.
   9            Я долго жду Тебя. Он просиял, Твой свет,
   13           Но верю: Ты взойдешь, и вспыхнет сумрак алый,
»

    Убрав заглавные буквы “Большое Т”, Блок подчеркнул, что героиня стихотворения – земная.

     – «Не ты ль в моих мечтах, певучая, прошла // Над берегом Невы и за чертой столицы?» – Здесь слияние двух образов –  земного «тебя» – Л.Д., конечно же, и небесного –Лучезарной Подруги.
     Имеем воспоминания, как «над берегами Невы»: «В конце января и начале февраля (еще – синие снега около полковой церкви, – тоже к вечеру) явно является Она. Живая же оказывается Душой Мира (как определилось впоследствии), разлученной, плененной и тоскующей…» и, как «за чертой столицы»: «К весне началось хождение около островов и в поле за Старой Деревней, где произошло то, что я определял, как Видения (закаты).»
     И эти воспоминания сливаются с другим из той же зимней весны 901-ого года: «В таком состоянии я встретил Любовь Дмитриевну на Васильевском острове (куда я ходил покупать таксу, названную скоро Краббом). Она вышла из саней на Андреевской площади и шла на курсы по 6-й линии, Среднему проспекту – до 10-й линии, я же, не замеченный Ею, следовал позади (тут – витрина фотографии близко от Среднего проспекта). Отсюда появились «пять изгибов».
     Его тогда поразило: «Я встретил ее здесь, и ее земной образ, совершенно ничем не дисгармонирующий с неземным, вызвал во мне ту бурю торжества.»

     – «Но верю, ты взойдешь, и вспыхнет сумрак алый, // Смыкая тайный круг…» – Из дневников 1918 года:  «Звучная тишина (наполненная звуками) предвещала внезапную встречу с ней где-то на путях ее сквозь алый сумрак, где целью ее было смыкание бесконечных кругов. Началось то, что «влюбленность» стала меньше призвания более высокого, но объектом того и другого было одно и то же лицо.»

     Технически, достаточно невдалый, на мой вкус, сонет… Чего стоит, к примеру канцеляризм «за чертой столицы» на фоне фразы словно из девичьего альбома: «тайный страх сердечный». Да и глагольные рифмы в сонетах, мягко говоря, не приветствуются.  Не говоря уж о сбое размера (александрийский стих – шестистопный ямб с цезурой после третьей стопы – в десятой строке сбивается на пятистопный ямб).
     Сюжетно сонет должен бы напомнить про сонеты из другой страны других времен и уравнять ту, которая «…прошла / Над берегом Невы», с той, что:

      « …Такой восторг очам она несёт,
        Что, встретясь с ней, ты обретаешь радость,
        Которой непознавший не поймёт…
                Данте – А. Эфрос»
 
     А также напомнить посреди лета, как все начиналось – как среди зимы пролился свет. Но для меня этот сонет напомнил… Напомнил про зажатый меж «сокровенными изгибами» «Средний храм».  Языческий храм, куда «ты взойдешь, и вспыхнет сумрак алый»:

      «…Пять стенаний сокровенных,
        Но ужасней – средний храм –
        Меж десяткой и девяткой,
        С черной, выспренней загадкой,
        С воскуреньями богам.
                10 марта 1901»

     И уж напомню слова А. Белого:
     «Появление сумрака – появление сумрака в храме, который трепещет сиянием "красных лампад"; распространяется розовый отблеск и смешивается с погасающей золотой лучезарностью 901 года в ту особую, розово-золотую, густую и пряную обрядовую атмосферу, в которой таится нетерпеливое ожидание встречи с ней, материализованной в образ, входящий в храм. Розовое, озаренное заменяет лазурь золотистую, лучезарную. Розово-золотое есть смесь света с тьмой; вместе с тем: это розово-золотое – нетерпеливость ее ожидания.»


*
*

вкратце о месте стихотворения в общем своде книги "Стихи о Прекрасной Даме"

     Ал. Блок : «Символист уже изначала - теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие».
     Теургия -  это человеческая практика по работе с божественными сущностями.  «Стихи о Прекрасной Даме» - рабочий дневник Александра Блока о ходе подобной практики.
     Спустя десять лет он напишет Андрею Белому: “Отныне я не посмею возгордиться, как некогда, когда, неопытным юношей, задумал тревожить тёмные силы - и уронил их на себя.”
     «Стихи о Прекрасной Даме» как раз об этом - о тёмных силах и о гордыни попытки справится с ними.
     Справиться не получилось. Спустя ещё десять лет, уже после смерти Блока, Андрей Белый резюмирует:
     «Первый том - потрясенье: стремительный выход из лона искусства; и - встреча с Видением Лучезарной подруги; и - далее: неумение воплотить эту встречу, обрыв всех путей»

     Для Блока было важно подчеркнуть рабочий, реалистический характер книги («к моим же словам прошу отнестись как к словам, играющим служебную роль, как к Бедекеру [путеводитель], которым по необходимости пользуется путешественник»), поэтому вместо трёх разделов с мистическими названиями "Неподвижность", "Перекрёстки", "Ущерб" первого издания  в канонической редакции их стало шесть, у которых вместо всякой философии теперь только указания на  место и время действия.

     Вот их краткая сводка:

     I. С.-Петербург. Весна 1901 года. Юный теург обретает свет, но появляется и «гадалка» из Тёмного храма .
     II. С. Шахматово. Лето 1901 года. Поэт учится работать с обретёнными силами, но постоянно путается меж Ясной и гадалкой, меж Солнцем и любимой. Меж Тобою и тобой.
     III. С.-Петербург. Осень и зима 1901 года. Грань богопознания: попытка – успешная! – увидеть  в любимой богиню, то есть раскрыть в «тебе» – Тебя! Но тут же появляются «двойники», которые искушают теурга россыпью миров.
     IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года. Видение Моисея, готовность к Акту, видение, как «мы странствовали с Ним по городам» – но что это все? – послания от Тебя или обманки «двойников»? И – снова видение Моисея, видение Неопалимой Купины, осознание, что Ты – Купина, то есть Ты –  прямой призыв Господен к действию, как  некогда к простому пастуху Моисею: «Иди! И соверши небывалое». Но опять вмешиваются акторы лиловых миров – гадалка, двуликий, двойник. И поэт срывается в открытые ему «двойниками» другие миры.
     V. С. Шахматово. Лето 1902 года.   Лето зимних кошмаров, лето расплаты… Но в ответ на прямой призыв:  «Приходи, Я тебя успокою», поэт  настаивает на своём праве на «каменные дороги».
     VI. С.-Петербург. Осень — 7 ноября 1902 года. Он выходит на Тропу миров – лиловых миров. Бродит по ней, отчаивается. Он, ставя на кон свою жизнь, прорывается к Храму, но, судя по всему, это – тёмный храм.

     Данное стихотворение относится ко СЕДЬМОЙ сцене ВТОРОГО раздела. Всего сцен в нем – двенадцать:

     1. Серафим.
     2.Визит к гадалке.
     3.Луна  –  Твои чертоги!
     4.Ты – Солнце!
     5.Холодный мир «В иной дали».
     6.Нет зиме!

     7.Темный храм.

     8.Снова у гадалки.
     9.Возвращение.
     10.Царственный путь.
     11.Роковая потеря.
     12.Надежда.


     К  сцене данного стихотворения относятся ШЕСТЬ произведений:

18. «Я жду призыва, ищу ответа…» ( http://www.proza.ru/2017/11/21/1095 )
Неудачная попытка вызвать еще одно «лазурное сновидение.

19. «Не ты ль в моих мечтах, певучая, прошла…»  ( http://www.proza.ru/2017/11/24/1440 )
Воспоминания из лета Шахматово о весенних видениях, воспоминания, в которых  «Ты шла звездою мне… И камни площадей и улиц освятила» – осветила камни Среднего храма.

20. «За городом в полях весною воздух дышит…»  ( http://www.proza.ru/2017/11/24/1448 )
Воспоминания из лета Шахматово о весенних видениях, противопоставление «Закатной Девы» «скудным сердцам» обитателей города.
21. «Входите все. Во внутренних покоях…» ( http://www.proza.ru/2017/11/25/1380 )
Воспоминания из лета Шахматово о весенних видениях. Описание Темного Храма.
22. «Ты прошла голубыми путями…» ( http://www.proza.ru/2017/11/25/1387 )
И вот лето, и «ты прошла…», но  прошла так, что напомнила «голубые пути» и «сокровенные линии» зимнего Санкт-Петербурга. Но «мне и темная церковь светла».
23. «Не жди последнего ответа…»
И еще одна  неудачная попытка вызвать  «лазурное сновидение.
*


*
предыдущее стихотворение —  http://www.proza.ru/2017/11/21/1095
следующее стихотворение  —    http://www.proza.ru/2017/11/24/1448