Зачем я живу?

Элла Лякишева
             Глава 4.
                ЗАЧЕМ Я ЖИВУ?
              Продолжение студенческого дневника (1963г.)

    Лицемерие рождает тщеславие, принося вред и горе. Человеку только кажется, что он держит вожжи судьбы в своих руках. Вновь вспоминаю Моэма. На деле человек просто песчинка. И у порога смерти какое это имеет значение: жил ты праведно или грешил – всё равно всех одинаково будут грызть черви.
 
     Что делать тем, кто не талантлив?  Вышибут тебя из седла – и мало кто заметит, и другой встанет на твоё место. Ведь если завтра я попаду под поезд или меня хватит кондрашка, что изменится в мире?  Абсолютно ничего! Зачем тогда я живу?

   Я пишу это на лекции и оглядываюсь вокруг на сидящих в актовом зале. Это мои товарищи, моё поколение. С некоторыми  дружу, с другими так-сяк, с третьими считались очень  близки (был идеал!), четвёртых совсем не знаю.

      -  Вот впереди сидит однокурсник, улыбается чему-то или мечтает. Люди очень разбаловали себя, им ещё и сочувствие какое-то нужно! Утешение…ласка…любовь…Чистейший эгоизм. А ведь это совершенно противоположно его природе, он не создан для этого. Он создан, чтобы в общении с другими – ХРАНИТЬ СВОЁ ОДИНОЧЕСТВО, хранить закрытыми створки своей души.

   Если же кто-нибудь поддастся соблазну или слабости и раскроет их – трагедия неизбежна, и каждый будет переживать её по-своему. Потом вступает в силу закон несовместимости. А иногда просто обманываешь себя, думаешь: «Ах, как всё прекрасно, свято, благородно!»  Но…оказывается мыльный пузырь, который сверкал на солнце радужными оттенками…и лопнул наконец – осталось мокрое место.

    Мы дружили втроём – лучше и благороднее не придумаешь! И вдруг – разрыв, непонимание, злость!  А нужно было всего лишь немного –  понимания… Но мы…  тут включилось самолюбие! Каждый считал, что виноват не он!  Разве  после этого можно верить по-прежнему? 

    - Мои однокурсники…Счастье соседа или соседки будет ли  им дороже собственного?   Смешно даже думать.  Предложи  красивейшее платье. Скажут ли: «Я могу обойтись, пусть лучше соседка возьмёт себе»? Вряд ли.    
   
   Да, коммунизм – светлая, но, увы, далёкая мечта. И будет ли когда-нибудь этот рай?  Для этого надо переделать человека полностью, до основания, а тем временем человек страшно консервативен.  Можно создать новую машину, заменить или изменить детали. А человеческий мозг не заменишь другим, да и сердце тоже.  Говорят о высоком смысле жизни, а сами цепляются за тёплые квартирки, за семейный уют – даже и наши преподаватели.  Я не хочу так жить А ты?
 
   Маша:  «Я не знаю. И вообще я не верю, что все живут спокойно, ни о чём не задумываясь. Может быть, они просто молчат, не хотят перекладывать свои проблемы на других. Разве ты знаешь всё досконально?»
 
   Люда: «Моэм здорово пишет! Но хочешь,  Эл, я скажу тебе, в чём твоё несчастье? Может быть, я одна из тех, кто заявляет категорически: не живи книгами!  В жизни ведь всё так и не так! Ты писала это после Моэма? Решила не верить людям, но потом поверила же! Ты заговорила со мной первая. Я этого не сделала, собиралась, но так и не собралась. Наташа тоже. А когда-то мы раскрывали друг другу тайники души… Но сегодня я почувствовала, что ты дашь мне твой дневник. Видишь, как я хорошо тебя чувствую!  Людям нужно верить, хороших – большинство!»

  - Ты так думаешь, Люда? Искренне или это?  Вот спорят сейчас, кого читать легче – Достоевского или Леонова? Зачем спорят?  Станет ли им спокойнее, что Достоевский легче? Жил в мрачном Петербурге Ф.М., страдал от жестокой истеричной тоски, тоже искал смысл жизни и писал об изломанных, страшных, полусумасшедших страдальцах и мучениках. Зачем писал? Прочтёшь, и плакать хочется, и страшно становится. И в этом его заслуга?!! …

    Наташа: «Удивительное чувство ты вызываешь во мне.  Иногда необходимо  поговорить, а иногда не могу быть с тобой рядом.   Люда тебе писала, что твоя беда – в книгах. Это так.  Но подумай: каждый человек живёт мечтой. И мне кажется то, о чём он пишет в своих книгах, - это его мечта.  А жизнь не так уж идеальна, но и не так уж плоха.  Изначально, до Моэма, ты была романтиком, который легко увлекается и верит, но расплачивается потом тяжело.
 
  Тебе сейчас тяжело, потому что поняла: жизнь – это не любимые книги. А в людей надо всё же верить! Мне в жизни пришлось тяжелее, чем тебе, но я верю людям, хотя не раз они делали мне подлости. Без веры жить нельзя!  Не думай, что это всё громкие слова (я давно от них отвыкла) Я очень хочу, чтобы ты вновь обрела веру в человека и в жизнь.
   Я не хочу никого оправдывать в той истории – видимо, мы все были не правы. Не хочу говорить напыщенных фраз. Время покажет, во что обратится наша дружба, но искренне хочется, чтобы и после института  мы не потеряли друг друга. Не обижайся, если я написала что-то не так. Но жить всё-таки интересно!»   
 
  Так закончилась эпопея с романом Сомерсета Моэма. Подруги  помирились. Новые авторы, новые жизненные события постепенно упорядочили  хаос мыслей, вызванных этой книгой. На смену Моэму пришёл солнечный и оптимистичный Константин Георгиевич Паустовский. Но ещё не раз,конечно, вспоминались сентенции и фразы  из этой, несомненно, замечательной книги.