На тему отцовства. Часть 5

Ольга Не
   (Окончание. Начало: http://www.proza.ru/2016/05/11/2137)
   …Тем более, что «сражаться» Сашке приходилось на два «фронта»: не секрет, что семейные заботы и работа «от и до» суть вещи практически несовместные. И, несмотря на щадящий режим (было такое благословенное время в нашем коллективе, когда можно было отпроситься по делам, возместив затем своё отсутствие ударным трудом), совмещать их Сашке не удавалось. И часто бывало, что…

   - Александр Иванович, что это за безобразие?! – глаза зам. начальника отдела метали молнии – что вы себе позволяете?! Вчера явились в половине одиннадцатого! Это ни в какие ворота…
   - Извините, - смущённо оправдывался Сашка, - обстоятельства…Я отработаю…С планом у меня всё в порядке, даже с опережением графика…
   - График – графиком, а дисциплину соблюсти надо! – начальник не унимался, – Глядя на вас, завтра и другие полдня будут дома сидеть. Ещё раз повторится, и…
   - Извините, Борис Львович, – голос подошедшего Володи был мягок, – Там командировочные приехали, надо им документы оформить. Я как руководитель проекта с дисциплиной сам разберусь.
   Проводив взглядом начальника, они с Сашкой переглянулись. Я, наблюдавшая сцену со своего рабочего места, удачно расположенного за аппаратурой, тихонько подошла и встала в сторонке: вдруг поддержка потребуется. Сашка это заметил.
   - Рассказывай, - голос Володи был усталым: подобных разговоров он не любил.
   - Ну, встали, как всегда, в 5:40, - начал Сашка, обращаясь больше ко мне как к сочувствующей, - приготовил себе и жене завтрак, пока она гладила: ей в 6:30 на работу. Проводил её, бельё догладил. Без десяти семь поднял девчонок: им к 8 в школу. Зарядка, умыться-одеться, то-сё. Стал кормить – у средней приступ: голова болит, сердцебиение. Померял давление: 140/90. Куда такое в 9 лет? Вызвал врача: иначе в школе заедят. Хорошо хоть, участковая с утра на дом ходила, а сердечников в первую очередь обходят, да и нас она давно знает. Двоих в школу отправил. Сделал укол (в те времена одноразовые шприцы были только в поликлиниках, да и то не везде – авт.), уложил. Ну, что делать? Врача надо ждать…Помыл посуду, взял готовые вафли, протёр клюкву с сахаром, намазал: и торт, и витамины. Дал дочке учебник, чтоб не отставала, просмотрел статью в «Радиофизике», тут и врач пришла. Написала справку: «Лекарства те же, укол – хорошо, что сделали, через год-другой – операция, вы же знаете». Ушла, я куртку надел – и сразу сюда.
   - Ну, что с тобой делать! – развёл руками Володя, - ты уж давай,    постарайся…
   - Конечно, с радостью согласился Сашка.

   Тем разбор опоздания и кончился. Правда, подобные случаи становились всё чаще: средняя Сашкина росла, нагрузки в школе тоже, организм справлялся плохо, придирки в школе учащались. Однажды утром…
   - Забрал я дочек из железнодорожной, - уныло вздохнул Сашка. - Жаль, конечно, но и терпеть такое нельзя: ладно бы, придирались только к успеваемости, так ведь ругают за то, что в старой спортивной форме ходят. А где новую взять? Зарплату–то не платят…
   - Забрал – и ладно! – отрезал Володя. - Чего воду в ступе толочь? Тоже мне, устроили благородный пансион! Им в другой школе лучше будет.

   В «другой» школе девочкам действительно было комфортнее, тем более, что средней, наконец, сделали операцию (мы, конечно, дружно сдали для неё кровь), но семейный бюджет продолжал трещать по швам: 90-е, хронические невыплаты зарплаты, а Сашкина квартирка всё более настойчиво требовала ремонта. И как-то утром Сашка, помявшись, сообщил: «Ухожу я, ребята». «Куда?!» - хором выкрикнули все.
   - На железную дорогу, - ответил Сашка, - обеспечивать связь.
Видно было, что восторга эта перспектива у него не вызывает: сменить работу хоть и рядового, неостепенённого сотрудника НИИ на рутинную – это не та карьера, о которой мечтают, но…
   - Зарплата выше и стабильная, – Володя, как всегда, «попал в точку».
   - Да, – грустно кивнул Сашка, - ещё билет бесплатный на меня и одну из дочек. И главное, – он улыбнулся, - квартиру дают, получше моей, хоть и ведомственную, но с возможностью приватизации.
   - Что ж, - вздохнул Володя, - уговаривать тебя, я вижу, бесполезно. Придётся корректировать планы, искать кого-то…
   Посидели, попили чаю с тортом, как положено. Вечером все пожали Сашке руку, и грустно-радостно улыбнувшись на прощание, он исчез из нашей жизни. Как оказалось, не навсегда.

   Года через два, несясь с работы в садик, я поравнялась с Сашкой, бегущим по улице.
   - Куда летишь? – был мой вопрос после обмена приветствиями.
   - Спешу к сыну, боюсь опоздать, - в глазах Сашки горел огонёк лукавства, в голосе была гордость.
   - ???! Сашка, вы…,- я чуть не села на тротуар.
   - Да нет, - к гордости примешалась капля сожаления, - на эксперимент не решились. Понимаешь, у жены брат…

Я вспомнила о неблагополучной семье Лизы, о брате, с юности поселившемся «на зоне».
   - …опять сел, дурень. И срок-то дали небольшой, но жена его запила-загуляла, то ли с горя, то ли…, - Сашка безнадёжно махнул рукой, - родила девчонку, нормальную, нет ли, - не знаю, оставила в роддоме, а старшего, Санька-то, - куда? Дед  не лучше папы, бабка больная. Одна дорога – в детдом. Ну, я возмутился: «Моего племянника – и в приют?! Не будет этого!Где трое – там и четверо.» Лиза, конечно, обрадовалась: жалко парня-то.
   - Стали документы собирать – а у него диагноз: ЗПР, чуть не олигофрения под вопросом. Я посмотрел-посмотрел – хороший парнишка, только очень запущенный, не занимался с ним никто. Перво-наперво, достал из сарая старые коньки, почистил, наточил, ботинки подшил. Он так радовался! «Спасибо, говорит, папа!» Родного-то он плохо помнит: то сидит, то целыми сутками пропадает. К зарядке приучил, чтение с ним подтянули, почерк исправили. С математикой хуже, но работаем. Вот, на родительское собрание бегу. В обычную школу!
   - Ты привет всем нашим передавай, скажи, что у меня всё хорошо!
По глазам видно было, что о прежней работе Сашка всё же жалеет.
Передала. Порадовались. Погордились, что есть мужики в русских селеньях.
   И опять о Сашке почти не вспоминали.
                ***          
   Мир, однако, тесен, а город наш ещё теснее. Прошло много лет, и вновь выпал нам шанс помочь Сашке.
   Он позвонил мне. По городскому: мобильные тогда были редкостью.После обмена приветствиями и радостных восклицаний Сашка посерьёзнел.
   - Понимаешь, у внука порок сердца.
   - Ну, бывает. От мамы, наверное, передалось.
   - Нет, у средней с ребёнком всё хорошо. Это у старшей. Может, доноров    поищешь?
   - Конечно, и сама приду.

   В положенное время явились в больницу. Кровь у меня не взяли (О, наша медицина! «У вас давление!». Будто не кровопусканием его лечили!), но я увидела и Лизу, по-прежнему прекрасную красотой зрелого возраста, и её красавиц-дочерей, и приёмного сына, студента ПТУ, гордо именуемого колледжем, будущего сварщика. Уходя, пожелала им счастья и удачи.

   Счастья тебе, Сашка!