На тему отцовства

Ольга Не
   - Ну, где ты видела хороших отцов?! Таких, чтоб детьми занимались? Оглянись вокруг - да плевать они на детей хотели! Всех интересов –футбол по телевизору с бутылкой пива. Да ещё налево сходить, если повезёт! – соседка была явно раздражена: она, куратор группы студентов колледжа, только пришла с родительского собрания (о, времена, о нравы! У 20-летних – родительские собрания! Моя бабушка в этом возрасте третьего ждала). Особого понимания моя соседка не нашла: на встречу пришли 2-3 заплаканные бабушки с причитаниями: «Да что же я могу! Он (она) совсем меня не слушает!», да несколько мамаш, уверенно заявивших, что им некогда заниматься воспитанием: работать надо, на жизнь зарабатывать, время-то сейчас какое! Отцы мероприятие дружно проигнорировали, все, как один.

   Моё возражение, что хорошие отцы в природе существуют, например, мой папа, было с гневом отметено: «Все знают, что он у тебя святой! Ты среди нынешних видела таких?! Ну, хотя бы не в этом поколении, а среди наших ровесников?! Исключая наших с тобой козлов, конечно».
   Я задумалась…
   - Знаешь, может, мне везло, исключая наших козлов, разумеется, но среди моих коллег хороших отцов много было. Вот, например, Сашка.
                ***
   Познакомилась я с ним на наших внутриинститутских курсах повышения, где вела группы компьютерной грамотности. Психологически сложно читать лекции людям старше и опытней себя, если не считать знания программирования. Все силы на занятиях уходили на то, чтобы, не ударив лицом в грязь, ответить на заковыристые вопросы. Инженеры на них не скупятся, если они настоящие инженеры.

   Сашка (тогда он числился в моём списке как Александр Иванович Л.) и был настоящим и вопросы задавал посложнее, чем другие, но не было в его голосе того, что прорывалось иногда у многих, - желания поставить на место девушку, да к тому же не физика, а математика. Его карие глаза так и лучились доброжелательностью и интересом к предмету. Впрочем, до экзаменов я не особо выделяла его из «обучающихся масс».

   Но вот чтение курса окончено, пора и проверить, кто как что усвоил. Экзамены я по старой университетской привычке принимала всерьёз, с дополнительными вопросами и примерами программ. Уже зная наперёд, кто на что способен, кого надо «потерзать», ибо будет вплотную работать с изученным материалом, а кому курсы нужны лишь «для галочки», чтобы расширить кругозор.

   Против ожидания, Сашка, всегда отлично справлявшийся с заданиями, на экзамене «плавал», отвечая невпопад, краснея и теребя бороду, в которой уже пробивались сединки, путаясь в материале последних лекций, которые пропустил. Я не смогла скрыть разочарования: один из лучших студентов на курсах – и вот…
   - Увы, Александр Иванович, хотела, но не могу вам поставить 5, слишком много ошибок в ответах.
   Сашка был расстроен не меньше моего, не потому, что не будет пятёрки – стыдно было за плохой ответ.
   - 4 вас устроит, или будете пересдавать?
   - Что вы! Конечно, устроит! – он и 4 был рад-радёшенек, - вы извините, - его лицо приняло ещё более виноватое выражение, - некогда было готовиться: тему сдавали, работали допоздна, а потом младшая заболела, пришлось занятия пропустить, сидеть с ней.
   Все знакомые семьи были однодетными, и я, не подумав, ляпнула:
- О, у вас и младшая есть! А я думала…
   Он улыбнулся снисходительно, прощая мою наивность: «Да что там, у меня ещё и средняя…»
   Наверно, у меня стало какое-то не такое лицо, потому что Сашка проговорил с сочувствием к моему состоянию: «Это что! У жены двоюродный брат после шестой запил. Еле вылечили».
   - Ничего, главное, были бы здоровы! – пролепетала я, приходя в себя.
   - С этим хуже, - сокрушённо покачал головой Сашка, - у средней порок сердца. Болеет всё время, а операцию, говорят, делать рано.
   - Ну, ничего, - попыталась обнадёжить я, - кардиологи у нас хорошие. Всё будет нормально!
   - Будем надеяться! – оживился он.
   На этой оптимистической ноте мы и расстались на целых несколько лет. Я уже забыла об отце трёх дочерей, но…

   Мир тесен, а институт наш ещё тесней. Судьба вновь свела нас с Сашкой уже в начале 90-х в работе над одной темой. Я и мой коллега, тоже программист, были откомандированы к Сашке в отдел. Он и его друг и начальник Володя – инженеры-электроники, мы их программно обеспечивали.
   Нет ничего лучше для инженера, чем тема – крепкий орешек, который раскалываешь в компании друзей. Не работало, не работало – и вдруг…! Вот это счастье! А для инженера, только что сбежавшего из последекретного отпуска, - счастье вдвойне. Правда, в ожидании его такого приходится натерпеться!
   Тестовое оборудование работало со сбоями. Самое гнусное, что ошибка была плавающая: то появится, то надолго исчезнет. Но наука наша точная: неважно, 1 сбой или 1000 – всё равно система не работает.
   - Ищите причину и побыстрее! – пилил нас Володя. Мы и без его напоминаний искали, но источник ошибки тщательно маскировался.
   Вот день, другой проходит…Алгоритмы выверены до последней операции, в программах каждый оператор как рентгеном просвечен. Всё правильно, но в самый неподходящий момент – бац! Возникает прерывание, как гром с ясного неба. Ему ведь неоткуда взяться!
           (продолжение: http://www.proza.ru/2016/06/01/2176)