16. Становление 15-летнего юноши

Михаил Самуилович Качан
Саша написал о себе:

– Я стал достаточно свободолюбив и не скрывал своих убеждений.

Поскольку речь шла о 13-летнем мальчике, я спросил:

– Вряд ли у Вас уже были «убеждения». Скорее «точка зрения» на отдельные вопросы? Вы же ещё многого не знали тогда… Или я ошибаюсь?

– Ошибаетесь, – ответил мне Саша. – Как я много раз говорил, знания много не надо. Достаточно механизмы понять. С возрастом я разве помягче стал да соображаю медленнее. Знания немного компенсируют упадок сообразительности.

Конечно, удивительно, что у мальчика (ещё не у юноши) уже сложились такие убеждения. Вот, что он пишет об этих пресловутых механизмах:

«Теперь о «нашей системе»: есть разница между кухонными репликами (которые меня не занимали) и пониманием механики.

Для меня в речах Вышинского (а потом в многотомном издании документов КПСС) наиболее фантастической была механика происходящего. Я бы сказал, мне открылись механизмы лжи.

Тут есть забавная аналогия. В фантастике есть такой блуждающий сюжет: представители иной культуры (дельфины, реликтовые народности или инопланетяне) не умеют врать. Они сталкиваются с человечеством (обычно со спецслужбами) и после некоторых забавных или трагических ситуаций открывают для себя феномен лжи...

Я был воспитан в идее чести как главного достояния.  Нельзя сказать, что совсем не мог соврать, но за любую детскую ложь мне было безумно стыдно. (До сих пор помню первую «ложь во спасение» где-то в 4-5 лет). То есть практически не врал.

Для этой системы я был тем самым инопланетянином. (Увы, в нашем мире с взрослением эта детская честность смягчается)».

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2017/09/05/368