17. Близкий друг Саша Даниэль

Михаил Самуилович Качан
НА СНИМКЕ: сын известных диссидентов и политзаключённых – Ларисы Богораз и писателя Юлия Даниэля, – сейчас он живёт в Москве, ведущий эксперт «Мемориала».

 
В физматшколе Саша обрёл друга – Сашу Даниэля.

Саша Горбань:

«Саша Даниэль – близкий друг по ФМШ. Наша дружба продолжалась и после его возвращения в Москву.
 
Я летал к нему в гости, останавливался в их квартире на Ленинском (как сейчас помню, дом 85 кв. 3), много и подолгу общались. Это целая жизнь и ответить, вкратце, что он мне рассказывал, невозможно. Ближайший друг моей юности. Наша дружба мне многое дала».

И ещё:

«Там, в Академгородке, я познакомился и подружился с Санечкой Даниэлем, он был в то время мой самый близкий друг. «Даниэль не рассказывал долго о делах отца (он о них вообще почти не рассказывал – он, как и мы потом, прошёл хорошую школу молчания, точнее, контроля за речью). Я читал Бухарина в 13 лет – примерно тогда же, когда узнал о процессе Даниэля и, по-видимому, в контексте этого процесса».

Дружба с Сашей Даниэлем много значила в жизни Саши Горбаня. Услышав его рассказ о процессе над его отцом Юлием Даниэлем и Андреем Синявским, он, конечно, поверил своему другу сразу и полностью. И, конечно, у него возник вопрос, на который он не мог сам себе ответить, – знает ли об этом мама? И если знает, почему молчит? Это «почему», наверное, долго мучило Сашу…

А вот что говорит о встрече с Сашей Даниэлем Дебора Яковлевна:

«Вообще, ирония в юношеском возрасте по отношению к «предкам» вполне понятна. Но один эпизод я не могу забыть. С ним там учился Саша Даниэль – сын известного литератора и диссидента Юлия Даниэля. В это время отец его уже сидел. Я же была в совершенном неведении и как-то, приехав в Академгородок, попыталась выяснить, кто его родители. Они с сыном переглянулись, и Саша Даниэль мне говорит: «А папа мой работает в системе КГБ, в тюрьме, что ли, комендантом».

Это они так «беззлобно» посмеялись надо мной, понимая, что я из другого совершенно мира. Конечно же, я ничего не знала о Саше Даниэле и о его отце, передо мной сидел умнейший мальчик, он был на два года старше Саши, такая разница тогда много значила: 14 лет и 16.

И вообще, он, мне казалось, на десять голов выше нашего. У него было другое окружение, он воспитывался не так по-дурацки, как наш сыночек.

Даниэль был один из тех, кто вводил нашего сына в истинную настоящую жизнь. Сам же он, конечно, воспитывался по-другому, он не был, в отличие от нашего, замурован. С детства варился в общественной среде, и всё ему было открыто, ему были понятны общественные механизмы, ясны детали политической жизни».

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2017/09/06/171