3. ФМШ в те годы. Член-корр. А. А. Ляпунов

Михаил Самуилович Качан
Геннадий Фридман так характеризует физматшколу того времени:

«Новосибирская физматшкола в то время, когда в ней учился Саша Горбань, развивалась, если говорить о её духовном стиле, на высочайшем накале.

Тот же Ляпунов, тот же Будкер – великие учёные – разговаривали с ребятами как с равными, т.е. так, как и должен разговаривать человек с человеком. И что интересно – разговаривали только на «Вы». Ни разу тот же Ляпунов за всю историю нашего общения не назвал меня на «ты». Хотя я, естественно, не возражал бы. Но должна была соблюдаться абсолютная симметрия. Своего внука он называл на «ты», потому что тот его тоже называл «дедом» и говорил ему «ты». А раз я не могу к нему обращаться на «ты», значит и он меня, в свою очередь, так не имеет права называть».

Далее Геннадий Фридман пишет о выдающейся роли член-корреспондента АН СССР А.А. Ляпунова в создании физматшколы:

«Главную роль в создании физматшколы сыграл выдающийся учёный – Алексей Андреевич Ляпунов. Он – первый председатель Учёного совета физматшколы, это его детище.

Он создавал идеологию школы (было много споров, – какой она должна быть – прикладной или неприкладной, чему надо учить), сам читал лекции, причём он первый стал читать курс лекций по теме «Землеведение», а ведь сам Ляпунов – математик. Но он был универсально образованный человек.

Например, после его смерти геологическая коллекция Ляпунова была перевезена в Геологический музей, и оказалось, что там не было до этого многих экспонатов, которые были у Ляпунова.

Он уникальный человек – один из создателей мировой кибернетики, у него есть классические работы по математической биологии, глубокие философские труды. И он понимал, что образованный юноша не может обойтись без науки о Земле.

Это подход Вернадского, если хотите. Речь шла о биогеоценозе, и Ляпунов был первым лектором по этому курсу, он его сам придумывал. Цель этого курса – научить понимать взаимосвязь вещей и явлений, понимать, в каком мире мы живём.

Таков был дух физматшколы. И он совпал с внутренним настроем юного Саши Горбаня. Это дало мощный толчок его дальнейшему развитию. Вся атмосфера физматшколы была такая – праздник ума, пиршество духа».

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2017/09/05/237