Отступление. О марионетках

Елена Шувалова
     О куколках-марионетках писал ещё древний греческий философ Платон.

     Правда, нам не удаётся добиться, - как же Платон их называл?

     Ведь название "марионетка" пришло в христианскую эпоху  вместе с образом Богоматери - Девы Марии.

    "Марионетка" - это "маленькая Мария".  Марионетки - это куколки, с помощью которых разыгрывали Рождественские представления.

     У Платона есть образ пещеры, на стене которой отражаются тени тех предметов, что проносят люди на земле, в солнечном мире; эти тени на стене похожи на выставленных кукловодами кукол-марионеток. Вернее, на тени их.


     Тени куколок-марионеток пляшут на стене в сказке А.Н. Толстого "Золотой ключик, или Приключения Буратино". Пьеро читает про них стихи:


Пляшут тени на стене, -
Ничего не страшно мне.
Лестница пускай крута,
Пусть опасна темнота, -
Всё равно подземный путь
Приведёт куда-нибудь...


     Эти тени на стене, - наверное, - взяты Толстым непосредственно из стихотворения А.А. Блока, которое так и называется  - 

«Тени на стене».

Вот прошел король с зубчатым
Пляшущим венцом.

Шут прошел в плаще крылатом
С круглым бубенцом.

Дамы с шлейфами, пажами,
 В розовых тенях.

Рыцарь с темными цепями
На стальных руках.

Ах, к походке вашей, рыцарь,
Шел бы длинный меч!

Под забралом вашим, рыцарь,
Нежный взор желанных встреч!

Ах, петуший гребень, рыцарь,
Ваш украсил шлем!

Ах, скажите, милый рыцарь,
Вы пришли зачем?

К нашим сказкам, милый рыцарь,
Приклоните слух...

Эти розы, милый рыцарь,
 Подарил мне друг.

Эти розаны - мне, рыцарь,
Милый друг принес...

Ах, вы сами в сказке, рыцарь!
Вам не надо роз...
               
                1907.



       Платон говорил, что и мы, люди - тоже марионетки, у которых две нити - чёрная нить Дьявола, - наших страстей,  и золотая нить - Бога, божественного разума.


        В марионетки люди начали играть давным-давно. В них играли ещё в Древнем Египте. Есть мнение, что именно в Древнем Египте они и появились впервые, - для того, чтобы изображать мистерию Исиды и Осириса. Люди боялись изображать богов, - вдруг Они разгневаются на бедного актёра? А кукле - что сделается?


       Интересно, что большое значение марионеткам придавал Наполеон Бонапарт. Собираясь со своей армией в Египет, он берёт с собой кукол-марионеток.


        Но, может быть, никогда и никто  не был так влюблён в эти милые "живые" куколки, как русские поэты Серебряного века.

        (Хотя пришло к нам это увлечение - с Запада, - возможно, -  от  бельгийского драматурга-мистика  Мориса Метерлинка).

      
        Увлечение марионетками пережили А.А. Блок, Андрей Белый, М.А. Кузмин, В.Я. Брюсов, Николай Гумилёв, Георгий Иванов, Алексей Николаевич Толстой.

        Поэт Андрей Белый хотел благодаря марионетке оживить древние ритуалы.

       Через марионетку пытались понять тайные смыслы бытия.

        15 февраля 1916 года впервые в России открылся Театр марионеток, - в двусветном зале особняка художника-пейзажиста Александра Гауша (Английская набережная, 74) собрался «весь Петроград».
       Театр возглавили режиссер драмы Петр Павлович Сазонов и его жена,  исследовательница сценического искусства Юлия Леонидовна Слонимская

        О символизме куколок-марионеток Слонимская писала следующее:
          
      «Актер идет от общего к частному, давая зрителю постичь общечеловеческое лишь сквозь живую сеть личных чувств  и  болей.  Марионетка  идет от частного к общему, в ткани явлений показывая лишь вечный основной рисунок. Творчество  марионетки  является художественным синтезом – творчество актера является анализом поэтического образа. В этом основная разница, делающая невозможным сравнение реального  и  условного актера».

         
    Марионетка считалась чище, духовнее плотского человека; связанной напрямую с Богом, - то есть, у марионетки предполагалась только одна - золотая - нить.

   После Революции Театр Слонимской и Сазонова закрылся; руководители его эмигрировали.

   А в 1918 году в Петрограде открылся Театр марионеток Л.В. Шапориной-Яковлевой. Дебютом в Петроградском театре марионеток, размещавшимся по адресу Литейный проспект, 51, стали «Вертеп» М. Кузмина и «Сказка о царе Салтане» А. Пушкина, которые шли как два одноактных спектакля.

   Любовь Васильевна Шапорина-Яковлева - высокообразованная дама, дворянка, жена композитора Ю.А. Шапорина, долгое время была соседкой А.Н. Толстого по Детскому (б. Царскому) Селу и другом его семьи (с её мужем - Шапориным - Толстой тогда писал оперу "Декабристы").

   В 1930-е годы Шапорину-Яковлеву уволили из Театра, руководство которым принял на себя Е.С. Демменни. Любовь Васильевна осталась без работы и мечтала создать новый театр марионеток. Именно для этого нового театра она попросила у Толстого новую пьесу для марионеток.

  И - как бы в ответ на эту просьбу хорошей знакомой - Толстой написал сначала сказку о Буратино, а потом - на её основе - и пьесу "Золотой ключик".

  Буратино - это марионетка.
  Насколько мы понимаем, хотя в итальянском языке "буратино" буквально -  "деревянная кукла", - этим словом - burattinо - называют именно марионетку; марионетку-мальчика: burattino {noun masculine}; а марионетку-девочку - собственно марионетка - marionetta {noun feminine}.

  Сказка Карло Коллоди называется "Lе avvеnture di Pinocchio. Stоria di un burattinо"  - "Приключения Пиноккио. История марионетки".

  Толстой сначала хотел оставить своей кукле имя Пиноккио, но потом отказался от него, и его герой остался просто Буратино, - просто марионеткой, но - с большой буквы.

  Удивительно то, что марионетки в СССР не были репрессированы. Ведь они явно были из  б ы в ш и х; эти куколки - представители культа Девы Марии, - участники Рождественских представлений.  Как т е р а ф и м ы  - миловидной Рахилью, - они были перенесены из одной страны в другую, - и никакой грозный Лаван этого даже не заметил.

  Маленькие куколки, на золотых ниточках Бога представлявшие божественные мистерии, как ни в чём не бывало, обосновались в стране официального атеизма.

  Здесь они предстали как маленькие дети, - или как их куколки, - столь похожие на своих хозяев, - и стали манифестантами Страны Детства.

   
Продолжение:http://www.proza.ru/2016/09/24/1482