Клад. О царе Атлантиды

Елена Шувалова
   
   
  Ещё в "Детстве Никиты", - как мы поняли, - Толстой говорит о кладе, связанном именно с Александром Сергеевичем Пушкиным - золотом колечке с синим камушком, - под которым, - по нашему мнению, писатель имел в виду Талисман Пушкина - кольцо первых писателей России.

  К Алексею Николаевичу Толстому это колечко уже не попало. Последним его владельцем был замечательный русский писатель Иван Сергеевич Тургенев, - по созданному Максимом Горьким литературному мифу, - предок А.Н. Толстого.

  Таким образом, - по этому мифу, - именно А.Н. Толстой был наследником - не только по литературной, но как бы и по родственной линии, - наследником "Хранителей Кольца", рыцарей русской литературы, творивших под эгидой великого Пушкина.

  Кольцо на самом деле пропало - в феврале 1917 года, - из музея Царскосельского лицея, - в который его отдала Полина Виардо после смерти Тургенева.

  Но символическое колечко, - которому Толстой придал новалисовские приметы - золотой и синий цвета, - было помещено в заветную повесть о детстве. Оно  положено в вазочку с головой льва над дедовскими часами - как пушкинская заговорённая свирель среди пелён...


  В "Детстве Никиты" клад - это "новалисовское" колечко (у Новалиса не колечко, а камень - карбункул, - которого недостаёт в короне короля Атлантиды - короля Поэтов); в "Приключениях Буратино" - золотой ключик, - который, как открыла внучка Толстого - Елена Дмитриевна Толстая, - так же взят у Новалиса, из концовки романа "Гейнрих фон Офтердинген".

 Таким образом, и колечко (камушек), и ключик связаны с немецким поэтом-роматиком Новалисом, провозгласившим новую Атлантиду - Атлантиду Поэтов, новый Золотой век - Золотой век Поэзии.

  Новалис, умерший в 1801 году, надеялся и ожидал, что этот Золотой век будет в его родной Германии; но - он начался в другой стране - в России. В марте 1801, когда двадцати восьмилетний немецкий гений тихо скончался от туберкулёза, под музыку, наигрываемую его братом, будущему королю будущей Атлантиды не было и двух лет...

  Золотой век начался, но не развился. Пушкин не был понят ни современниками, ни потомками. Потомки только оценили, что это был - великий поэт, - и поставили ему памятник. Рукотворный. И написали на нём строчки о том - непонятном - нерукотворном - памятнике, который Поэт, якобы, создал себе сам.

  Потомки, в общем, откупились от того беспокойства, которое Пушкин вызывал в них своей небывалой гениальностью и своей трагической гибелью. Вот тебе - памятник, - и спи спокойно, дорогой товарищ!

  Литературный русский язык, уже объединивший у Пушкина в себе весь русский народ - дворян, крестьян, мещан, духовенство, - снова был расщеплён, разделён - на элитарный - литературный и подлый - "народный". Русская политическая (Октябрьская) революция стала апофеозом этого рокового разделения, - когда в одной стране люди различных классов общества перестали понимать друг друга.

  (Мы здесь высказали те мысли, которые восприняли из публицистических статей А.Н. Толстого).

  О русском языке как кладе говорил (как раз!) И.С. Тургенев:

 "Берегите наш  язык, наш прекрасный  русский   язык  – это  клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками, в челе которых блистает опять-таки Пушкин!" . / "По поводу "Отцов и детей". Впервые опубликовано: Сочинения, 1869, ч. I,  с . ХС - СП. Подпись: "Ив.  Тургенев ". Эту цитату в основном приводят обрезанной - без упоминания Пушкина.
 
  У Тургенева - как видите - "звезда - Пушкин" горит во лбу (челе) русских писателей; у А.Н. Толстого - в сердце - и не писателей, а - простых людей (хотя среди них есть и писатели) ...


  И - наконец, мы должны сказать, что думаем: что клад в "Приключениях Буратино" - это не волшебный театр и не волшебная книга, а - возвращение в мир, уже открытый нам А.С. Пушкиным. Это - возвращение в пушкинскую систему координат. Это - начало отсчёта пушкинского времени.

  В отношении нового (старого) кукольного театра, - дело не в самом театре, а в том, что он стоит на глубине в сорок ступенек в пещере, в которую светит откуда-то - через заветное круглое окно - солнце. Там всё то же самое, но - другая система координат.

 Там есть волшебство. Волшба - Волос - Велес. Поэты - Велесовы внуки. Велес-Лев - покровитель поэтов. Кольцо Никиты лежало в вазочке с головой льва...


  До сих пор и критики, и читатели, пытаются втиснуть явление Пушкина в привычную  - "линейную" - систему координат, - которой гений Пушкина не органичен.

  Гений Пушкина из неё ускользает, и нам остаётся взамен чугунный памятник.

  Пушкин сам вполне сознавал неорганичность, трение между своим абсолютным прекрасным Гением и "миром, лежащим во зле". Ему самому, чтобы сблизиться со своим гением, чтобы стать подобным ему, - пришлось бороться с собственным человеческим несовершенством - почти всю жизнь.
  Но за полгода до смерти он мог уже сказать о себе: "Я памятник себе воздвиг нерукотворный"... На наш взгляд, эти слова значат: "Я слился со своим Гением, дорос до него".

  Но так же, как высшие духовные сущности воплощаются на земле с определённой долей несовершенства и могут быть представлены как марионетки, - так и высокий и красивый Гений Пушкина здесь, на земле, - при жизни Поэта - предстал как маленький Пегас-уродец, - Конёк-Горбунок.

  Расколдовав Конька-Горбунка, мы расколдуем пушкинский Гений. Мы запустим вновь остановившееся пушкинское время. Мы вернёмся в Золотой век.

  Поэтому можно сказать, что Буратино и компания нашли за холстом с нарисованным очагом ... - эскиз марионеток С.Д. Лебедевой "Конёк-Горбунок".

  Ведь именно в этом эскизе проводится мысль о двух Пушкиных, - вернее - двух памятниках - памятнике с чугунной головой - в привычной реальности и памятнике - коньке-горбунке, - из которого на наших глазах воплощается новый царь Атлантиды - прекрасный и высокий. Если приглядеться (или увеличить картинку), то сквозь ушастый - явно шутовской - колпак на голове "Конька" проступает царская корона, в серёдке которой обозначен драгоценный камень - видимо, тот самый заветный карбункул - Талисман. Тот самый новалисовский талисман, которого недоставало в короне короля Атлантиды.


   В русской традиции - начиная с Иоанна Четвёртого, - верховного правителя было принято называть "царь". В официальной этимологии слово "царь" восходит к эпитету римских верховных правителей - "цезарь", - и к самому Юлию Цезарю.  В неофициальной есть версия, что слово "царь" восходит к слову "заря". Нам очень симпатична именно эта - неофициальная - версия о сближении царя и зари.

 





Продолжение: http://www.proza.ru/2017/06/26/2265