Пушкинская заря

Елена Шувалова
   
    Утренняя звезда, предшествующая восходу солнца - это Венера.

   Число Венеры - шесть. Шесть часов в сказке о Буратино бьют заведённые папой Карло часы на башенке. Шесть - и число Звезды Рождества, - а языческая Венера в христианстве стала Девой Марией - Богородицей, - то есть, той самой "духовной Венерой", или - Психеей.

   
   Нам не нравится, - скажем честно, - фильм Александра Лукича Птушко "Конёк-Горбунок" с обаятельнейшим артистом советского кино - Петром Мартыновичем Алейниковым. Не нравится. Мы  привыкли по-другому воспринимать эту сказку - с подачи нашего замечательного дедушки. К тому же, от  текста ( и - частично - даже сюжета) сказки в этом фильме  мало что осталось.
   Но то, как называют в этом фильме Царь-Девицу, нам очень нравится.

   Называют её - Зарёй-Заряницей.

   Наверное, её переименовали оттого, что советское государство ещё нервировало тогда само упоминание слова "царь"?.. (Хотя, - в то время вышел фильм "Пётр Первый" и готовился фильм "Иван Грозный"...). Ах! Кажется мы поняли: это - для того, чтобы Иван не смог назваться царём! В этом фильме весь упор делается на его женитьбе на чудесной девушке Заре-Зарянице - дочери Месяца, - но - не царице. Артист Пётр Алейников был для советского зрителя "своим парнем", "Ваней Курским".  Советский зритель ассоциировал себя с ним. Царём такой парень не мог сделаться...

  Но, - отчего бы не заменили сценаристы Царь-Девицу Зарёй-Заряницей, - это лишь подчеркнуло исконную сущность этого персонажа.

   Зарёй-Заряницей было принято называть Богородицу. ("Заря-заряница, Красная девица, Мать Пресвятая Богородица!". / Ф. Сологуб).


    В сказке о Буратино часы заводят с шести, а в эскизе марионеток Сарры Лебедевой Царь-Девица держит руки на "без четверти три". 

    Фотография марионеток размещена на 29-й странице, и среди марионеток находится двуликий Янус, - таким образом обозначена дата - 29 января; по старому календарю - день смерти Пушкина. Поэтому ручки Царь-Девицы показывают не четверть девятого, а именно без четверти три - время смерти Поэта.

    Ручки Царь-Девица загнула так, как будто обозначила ход часов - по часовой стрелке.

   Царь-Янус протягивает ей яблоко - как "телесной" Венере, - но она машет ручками в другую сторону от старого царя, - запуская другую историю.

    Это - история Русской Литературы.

    А с яблока (раздора) началась литература Западная, родоначальник которой - великий старец Гомер, - стоит у нас, - как мы открыли, -  с левого края группы марионеток - в виде "Старика-отца".

    Сближение Пушкина с Гомером есть - на наш взгляд -  у А.Н. Толстого, в коротенькой заметке "О Пушкине" (1924):

    "Пушкин более чем национален. Пушкин это ощущение языческого, истинно аттического бытия".

    Между тем, история, выраженная марионетками, - получается, - отражает историю христианскую - только в литературе, а не в религии.

    В религии яблоко - символ грехопадения Адама, которое искупил смертью на кресте Иисус Христос.

    В литературе яблоко - символ рокового выбора Парисом прекраснейшей Венеры (Афродиты, - послужившее в свою очередь совращению Парисом жены царя Менелая и началу Троянской войны.

   Это яблоко, эти "страсти роковые" так же оказались искуплены - русским гением Александром Сергеевичем Пушкиным.

   Вы думаете, он ради забавы изобразил себя в виде пса Соколко, съевшего отравленное Царицей (Венерой) яблочко? Нет, наш Пушкин ради одной забавы ничего не изображал, - на это у него не было отпущено времени. Он действительно съел это - Венерино - яблоко. Он - родоначальник принципиально новой литературы. "Татьяна - присягну - милей Елены пакостной твоей!" - восклицал он в черновых стихах своего "Онегина", обращаясь к "божественному Омиру". Татьяна - это его, пушкинская, Муза, его Мёртвая царевна.

  В пятой повести Белкина - "Барышня-крестьянка" - повести,  снова, - о Музе-Психее, - восход солнца как бы задержан во времени, - он всё длится, всё происходит - и никак не произойдёт, - хотя облака давно выстроились,"как царедворцы в ожидании государя" ...

  Пятой повести (сказке) Белкина, - как мы угадали, - соответствует в "Коньке-Горбунке" сказка о "Царь-Девице".

  И вот,  - как будто по мановению рук пластилиновой Красавицы, - взметнулся ввысь Конёк-Горбунок, - из нескладного туловища которого начал вылезать прекрасный царь, - как из туловища Троянского коня - войско Одиссея. И царь этот - Гений Пушкина. Вернее, - Пушкин-Гений, ибо, - как мы уже поняли, - он при жизни уже дорос до своего гения и слился с ним.


 
   Обо всём этом прекрасно догадались - как видите -  гораздо раньше нас. Если задуматься, - то обязательно до всего этого догадаешься.

   Вот марионетки эскиза С.Д. Лебедевой и отражают мысли А.Н. Толстого о Пушкине и его "Коньке-Горбунке", и о "Повестях Белкина", и о восхождении Поэта - как царя нашей литературной Атлантиды.

   Мы ведь, - получается,  - двести лет(!) не можем догадаться, кто такой Пушкин и для чего он был в России...

   Но, - если бы он сразу подписал "Конька-Горбунка" своим именем, - у нас не было бы повода задуматься надо всем этим - никогда!

   
 


Продолжение: http://www.proza.ru/2017/06/28/886