Царь Эдип в театре Вахтангова

Наталья Анатольевна Шлемова
                Субъективные заметки дилетанта (вместо рецензии)


Софокл. Царь Эдип. (Перевод с древнегреческого Сергея Шервинского.)
Сценическая редакция театра.
Совместная постановка Театра имени Евгения Вахтангова и Национального театра Греции.
(Спектакль молодой, идет около года.)

Режиссер-постановщик Римас Туминас. Это имя говорит само за себя.
Сценография, костюмы – интересны и профессионально безупречны.
По-моему, очень сильная музыка (мертвого поднимет), написанная к спектаклю Фаустасом Латенасом. (Продолжительность спектакля 1 час  40 мин. без антракта.) Философский Арбат (не только сувенирно-торговый), «намоленное» место, прекрасный театр.

Хор фиванских старейшин исполняют на греческом греческие артисты (природная музыкальность греков налицо).
Первое и главное впечатление от спектакля – аутентичность классике. Никаких излишеств, эпатажа, мера, точность, высокая культура современного прочтения Первоисточника, принадлежащего Осевому времени. Действительно – Школа, великая русская театральная школа, живая Традиция, внутри которой только и можно быть свободным. В лучшем смысле слова (без нафталина) – академический театр – мастера.

В главных ролях: Эдип – Виктор Добронравов, экспрессивная актерская работа, требующая к тому же большой физической подготовки (прыжки через голову и пр.), на контрастах, в напряженном ритме – штопор внутрь себя: глаза зрачками в душу… пограничность психологических состояний, предел самопознания, внутренний ад. Но, в случае с Эдипом, мне не хватило диапазона голоса.

Чего нельзя сказать об исполнительнице роли Иокасты – Людмиле Максаковой. При ее появлении на сцене зал ушел в медленный транс…был взят в фокус, исходящим от Иокасты (транслируемым через Максакову), высоким энергетическим потоком. Напряжение спектакля держала именно Она – как всегда Женщина, Жрица…носительница Тонких энергий, царственная натура.  Максакова – это тот, крайне редкий сегодня тип актера, в ауре которого сразу бросается в глаза присутствие трагического начала, врожденного, не приобретенного (иначе говоря, отголоски кармы древнегреческого трагика).
Правда, когда Л.В. Максакова, величественно выйдя, только стала произносить первые монологи, чувствовалось, что ее внутреннее состояние нынче «всмятку», возможно, сказывается, на всех, нестабильность, ураганность московской погоды. И я подумала: ну, вот опять, московский быт, вместо бытия… Однако вскоре Иокаста вытеснила из Людмилы Васильевны – Максакову, и она развернулась в полную силу! – гипнотическая Актриса. Браво! Сдержанная мощь, воля, сила, мудрость, ум. Всё при ней. Без возраста Актриса. Стать. Это больше, чем красота.

Великолепен и Тиресий – чудный, тонкий и мистический Евгений Князев, богатейшая палитра артистических данных, виртуозный рисунок роли, он наслаждался игрой и вместе с ним наслаждались зрители. Евгений Князев – тоже трагик.
То же самое можно сказать и об исполнителе роли Креонта – Эльдаре Трамове – в нем какая-то необычная оккультная гибкость, создающая подтекст всех его движений (для меня эта артистическая индивидуальность – открытие).
Необычайно сильно и тоже гипнотически была сыграна малая роль домочадца Эдипа – Максимом Севриновским: «свыше…безумие ниспослано ему», - свидетельствует он о страдании Эдипа, казнящего себя.
И пастухи, да и все действующие лица – великолепны. Чувствуется большая, трепетная любовь к этому сложнейшему спектаклю всех его участников.

Единственная деталь – на русской сцене паузу держать умеют слабо. И не знаю почему, опыт экзистенциальный есть у всех… закрытость, граничащая со страхом?.. – возможно, мешают. Но пауза – это центр всего, фокус, собирающий и отдающий энергию: и по вертикали - Дионису, и по горизонтали - зрителям.

Символ неумолимого рока на сцене (а рок – главное действующее лицо в трагедии) достаточно удачный, точный по существу, - некий вращающийся гигантский брус (даже не знаю, как назвать эту геометрическую фигуру) – полая турбина, или каток, на который опираются, вспрыгивают и под которым, как под жерновами, оказываются… Его вращение/перемещение вперед-назад, под удары магической музыки и дым/туман… - едва ли не кульминационное действие, удерживающее внимание зрителя, как медитация, создающее напряжение – ожидание – вопрошание – вслушивание в волю Богов, в иррациональную поступь Рока, в глубины самосознания. Мысль о жизни-смерти, судьбе беззащитного человека, заброшенного в этот мир, о вечности…о столкновении иррационального и рационального в земном сознании и бытии. Это состояние создано в спектакле. И это главное – задуматься, пропустить через себя, пережить катарсис. Вообще, данному спектаклю характерен сплав спонтанности и математической точности, выверенности ходов и режиссерских решений.

Царь Лай, родной отец Эдипа, не смог обмануть судьбу, обойти волю Аполлона. Но произволом умножил количество жертв.  Фатализм? Или надо уметь держать удар судьбы?!
Карму необходимо исчерпывать до дна, погашать, обнулять – по счетам следует платить, а не убегать от расплаты. Антитеза Лаю – сама Иокаста, повесившаяся в знак раскаяния, и Эдип, искупающий непреднамеренную вину – самоослеплением, страданием, изгнанием – честным самопознанием!

Спектакль удался, в спектакле есть своя неповторимая атмосфера/энергия/энергетика. Режиссером и актерами – выстрадан.
Жесты Иокасты-Максаковой (застывшая рука к запрокинутому лбу убитой горем царицы и др.) стоят перед глазами, врезались в память навсегда. Статуарно, информационно нагружено и гипнотично.

Спасибо всем! (я всех вас люблю!)

Эдип есть в каждом из нас. Сюжет трагедии, как архетип, неисчерпаем.
Эволюция человеческого сознания и драматического искусства возвращаются к жанру Трагедии на новом этапе.
Актуальна сегодня трагедия как никогда, ибо абсолютна по смыслу.
Прыжок в будущее возможен, только оттолкнувшись от Первооснов!

На поклонах зал, стоя, и актеры стали одним организмом. Воодушевление, сердечное единство – вот она сила Искусства!
Римас Туминас, Вам, трижды поклон! (Пожалуйста, не прекращайте свой контракт с Россией!) Ваш «Царь Эдип» не статичен, не бутафорен, не вульгарен, а благороден по смыслу и воплощению. Он живет и действует.

Театр всегда будет  н а д  кинематографом и никогда ему не проиграет.

С почтением,
Наталья Шлемова, 31 мая 2017.

См.: "Царь Эдип" в Эпидавре:  http://www.vakhtangov.ru/upload/media/b1944ac48c.pdf
* * * * * * *
[P.S.  Согласно Эзотерической традиции, древние греки-посвященные это знали, спать с матерью, для избранного, означало получить власть над миром, и действительно, правление Эдипа было очень успешным. Но после раскрывшейся трагедии и расплаты, Эдип превращается в слепого старца-прорицателя. Таким предстает благочестивый Эдип в последней софокловой трагедии «Эдип в Колоне».]

* * * *
См.: моя статья "Актуальность жанра трагедии в наши дни": http://www.proza.ru/2014/06/18/1268
___________________________________________________________
___________________________________________________________

Приложение

Отклик со страницы Форума театра им. Ев.Вахтангова:
"Анна Москвина 10 марта 12:54
После «Царя Эдипа» долго не могла прийти в себя – бродила по полутемному фойе театра, пытаясь уложить в себе, осмыслить увиденное. Очень трудно давать характеристики спектаклю столь глубокому. Не могу сказать, что трагедия Софокла меня тронула, но, вместе с тем, что-то необъяснимо важное и серьезное во мне происходило. Уже не первый раз выхожу со спектакля Туминаса с ощущением незначительности, бессмысленности собственного бытия перед Вечностью - чем-то несоизмеримо большим, чем мое собственное существование. Поражает смелость режиссера – он не боится говорить со зрителем, показывать и анализировать сложные и страшные стороны Бытия как такового и места Человека в нем, используя при этом нетривиальные образы и метафоры, и отказавшись в режиссуре от поверхностного пафоса, суетности и упрощений. Совершенно не представляю, как теперь после спектакля такого уровня смотреть и оценивать иные современные постановки. Актеры изумительны, держат сознание зрителя в состоянии абсолютного гипноза. Греческий «Хор» - одновременно и народ, и суд, и комментатор происходящей трагедии – неимоверно! И среди всего – огромный каменный «жёрнов», «перемалывающий» судьбы героев в ничто, и останавливающийся, грозно нависая, у самого края сцены...".// http://www.vakhtangov.ru/forum/messages/287