Среди эскиза марионеток С.Д.Лебедевой "Конёк-Горбунок" сидит на Кобылице марионетка Ивана Дурака с головой Пушкина. Голова эта - от памятника Пушкину, а не от живого Пушкина. Памятник этот, - получается, - профанный (дурацкий) памятник. Это - тот памятник, тот пьедестал, на который вознесли Пушкина люди. Это - тот памятник, который поставили Пушкину в 1880 году в Москве, - опекушинский памятник. И вообще - памятник - как особое место А.С.Пушкина в Русской литературе. Место, которое свято охраняют "рыцари" Русской Литературы; вы видите, что многие марионетки Лебедевой - в рыцарских латах?
Марионетка Пушкина у Лебедевой распадается: голова его - от памятника, туловище его - это жёлудь, который должен упасть в почву и прорасти новым дубом. Ручки и ножки - ничтожные, тленные части марионетки. Они повёрнуты назад - в прошлое.
На эту марионетку машет кулачками злобный критик (Д.И. Писарев), грозясь скинуть её с пьедестала. Но всех других "рыцарей" она, - по-видимому, - устраивает. А прекрасного Коня с раздвоенным хвостом тщательно загораживает фигурка маленького рыцаря (музейного смотрителя).
Но над всей этой марионеточной группой парит фигурка Конька-Горбунка, из которого уже начал расколдовываться другой Пушкин - в виде прекрасного принца и будущего царя.
Знаете, что это такое в данном контексте - этот Конёк-Горбунок?
А это - истинный памятник Пушкину, - тот нерукотворный памятник, который поэт сам себе создал, - его Душа в заветной лире, что переживёт его прах и тленья убежит.
А мы всё удивлялись: отчего в лице Принца есть что-то женственное? Но Душа ведь всегда - Она...
Душа в заветной лире
Мой прах переживёт
И тленья убежит...
В этом ведь и заключается Пушкинский - нерукотворный - памятник.
А люди - литераторы прежде всего, "рыцари литературы", - придумали сделать ему другой памятник - осязаемый. Рукотворный. И написали на этом рукотворном памятнике пушкинские строчки о том памятнике, - нерукотворном, - как бы объединив эти два таких различных памятника... Вернее, - подменив один памятник - другим. Как будто так и надо.
Как будто для того, чтобы помнить Пушкина, надо непременно видеть его забронзовевшие кудри и бакенбарды...
Двуликий Янус означает собой и человеческую жизнь: с одной стороны - юность, с другой - старость. Старик Царь предлагает Царь-Девице яблоко, чтобы начать заново вечный сюжет. Снова разойдутся в ревности красавицы богини, снова воспылает страстью к Елене прекрасный принц Парис, снова будет сдана Троя, и Эней будет плыть с ларами к берегам будущего Рима...
Но - произошло что-то, после чего этот сюжет уже не должен больше повторяться. Начнётся что-то принципиально другое... Старик Гомер зовёт кого-то посмотреть на это - Другое.
Другое - это вознёсшийся надо всеми Конёк-Горбунок. Это - парящий пушкинский гений, "душа в заветной лире".
* * *
И - ещё мысль! Не потому ли этот эскиз марионеток Лебедевой числится именно под 1936 годом (а это может быть - условно взятый год), - что 1936 год - год столетия пушкинского "Памятника"?..
Продолжение:
http://www.proza.ru/2017/05/29/2043