Голова Пушкина и лицо Конька-Горбунка

Елена Шувалова
   И здесь, в эскизе марионеток "Конёк-Горбунок", конёк с человеческим лицом с заботливой любовью взирает на Ивана-Пушкина на Кобылице. Так, по крайней мере, видится на первый - второй - третий взгляды на картинку.

  Но - ведь мы уже увидели (см. выше), - что лицо Ивана с пушкинскими бакенбардами - оно какое-то не живое лицо, какое-то забронзовевшее... Голова, вернее. Голова как будто взята от памятника, а не от живого человека.

  А у Конька-Горбунка вместо морды - прекрасное человеческое лицо.  Лицо как раз очень живое, одухотворённое. Изо всех лиц этих марионеток самое живое лицо - у Конька-Горбунка.

  Мы уже догадывались, что авторский замысел Лебедевой объединил в этом Коньке самого Горбунка и преображённого Ивана, ставшего красавцем. То есть, живое лицо Горбунка - это живое лицо самого Пушкина. Прекрасное лицо Пушкина, - отражающее его прекрасную душу. (И какая-то накладка сзади сделана так, что имитирует бакенбарды на щеках Горбунка, - чтобы мы не сомневались, что это - так же Пушкин.)

 Конёк-Горбунок Сарры Лебедевой - это начавший своё превращение прекрасный принц, у которого голова уже человеческая, а туловище ещё пока лошадиное. И у него на плечи накинута пелеринка - как крапивная пелерина Элизы в сказке Андерсена об 11 (так же - 11) диких лебедях. То есть, он расколдовывается -на наших глазах.

  Под дурацким колпаком принца-конька скрыта царская корона - очертания её проступают сквозь  колпак, и даже драгоценный камень в середине её темнеет.  Так же ушки колпака торчат подобно хвостикам прапора - личного знамени знатных бояр, - которое - по мнению Пушкина, - держал царь Николай I, - будучи по преимуществу прапорщиком.

  А у марионетки царя на лысой голове никакой короны нет.

  Когда принц-Пушкин расколдуется окончательно, он предстанет красавцем с короной на голове, а форма конька-горбунка отпадёт - как не нужная. Так же случается и в сказке - только мы этого не фиксируем при чтении. Для испытания котлами нужна была ВСЯ ДРУЖБА Конька-Горбунка. Он обещал Ивану, что скорее сам он сгинет, чем покинет его - своего хозяина. И ведь так и случается - после того, как Иван преобразился в котлах, - о Коньке не говорится ни слова.

  Это и уловила и передала своими марионетками скульптор Сарра Дмитриевна Лебедева. И ещё, - получается, - она передаёт этими своими марионетками мысль о том, что, - пока не расколдован Конёк-Горбунок, - мы имеем дело с Пушкиным забронзовевшим. И только после расколдовывания Горбунка Пушкин станет для нас по-настоящему живым; и достигнет для нас какого-то нового, прекрасного уровня, - которого ещё никогда не достигал.


Продолжение: http://www.proza.ru/2017/05/18/1073