Армейские зарисовки Тундра

Геннадий Маврин
начало:http://www.proza.ru/2017/04/20/896
Пришла весна, снег растаял, и появились проблемы с водой. Вначале ездили на море и там выковыривали лед, но потом лед начал таять и этим заниматься стало опасно.  Приходилось брать воду прямо из близ лежащих луж.

Наконец наступило лето и за водой стали ездить на ближайшее озеро, благо этих озер в тундре большое множество. Для этих целей использовался гусеничный трактор С-100, к которому прицеплялись сани. А на сани ставилась большая железная бочка.
 
Один раз я ездил на это озеро. Ехал в кабине трактора вместе с трактористом. Трактористом тогда был Вахнин.  Сначала ехали по зеленому ковру тундры как по обыкновенной земле, но вдруг трактор встал на месте и начал буксовать, как  по льду. Вот тогда я увидел, что из себя представляет вечная мерзлота. После трактора оставался уже не зеленый ковер, а месиво из грязи. Трактор начал передвигаться рывками и очень медленно. Наконец с горем пополам мы добрались до озера и ведрами начали наполнять бочку. В бочке было литров 500 и нам пришлось долго провозиться и изрядно попотеть. Назад с груженой бочкой было ехать еще труднее.

- Я стараюсь ездить одним и тем же путем, - пояснял Вахнин, - а то так всю тундру можно из безобразить, а эти грязные раны от трактора очень долго не заживают.
- А ты оказывается эколог, - пошутил я.

Второй раз с тундрой пришлось познакомиться после дуратского приказа откуда-то сверху. Этот приказ предписывал, чтобы около каждой станции был вырыт окоп. Зачем понадобился окоп неизвестно, но в армии любые приказы, согласно  устава,  необходимо было выполнять. Провозиться нам пришлось изрядно. Вначале мы с Борей Хромовым лопатами сняли верхний слой земли сантиметров двести. Затем начиналась вечная мерзлота, и мы начали долбить ее ломами. Но это оказалось бесполезным занятием. От лома отлетали лишь мелкие кусочки.

- А давай разведем в этой яме костер, - предложил Боря.
Я согласился.  Мы натаскали дров, полили соляркой и подожгли. Это было приятнее, чем долбить ломами, так как подул холодный ветер, а у костра мы быстро согрелись. Костер прогорел, и после него осталась грязная жижа. Ведрами мы отчерпали эту жижу. Оказалось, что мы продвинулись не больше пяти сантиметров. Вновь развели костер и вновь вычерпывали. Так мы проделали много раз. К концу дня мы выкопали всего лишь полметра.

Пришел лейтенант и мы доложили о проделанной работе.
- Да, - почесал он затылок, - это не берег Черного моря, а Заполярье. Но чего же делать, приказ нужно выполнить. А давайте, знаете чего, - загорелся он, - вырубите в железной бочке верхнюю часть,  вставьте ее в эту яму, и по бокам засыпьте.  Вот и будет окоп.
Мы так и сделали, окоп был больше похож на наблюдательный пункт, но зато приказ был выполнен.

А вообще-то летом в тундре бывает красиво, особенно в хорошую погоду. На зеленом травяном ковре  появляются цветы над которыми порхают куропатки.

   продолжение: http://www.proza.ru/2017/04/26/793