Армейские зарисовки. Вступление

Геннадий Маврин
В молодые годы я, как и все мои сверстники призвался в армию. Меня послали служить в Заполярье, как говорят туда, где Макар телят не пас.
Место нашейние. службы был Эклипс, на котором  были полностью изолированы от внешнего мира, да еще сильные морозы, страшные пурги, полярные ночи. Все это давило на психику и  воспринималось, тогда как жуткий сон.

 Года через три после окончания службы я вдруг поймал себя на том, что мне вновь хочется побывать на Дальнем севере, и я испытываю страшную ностальгию по тем диким местам. Вновь захотелось увидеть Северное сияние, пройтись по берегу Карского моря и по тундре, побывать на мысе Вильда, где захоронены знаменитые полярники. Мне часто начали сниться сны именно такого содержания. И вот спустя много лет я заинтересовался, что же сейчас делается в тех краях. В поисковике интернета  я набрал слово «Эклипс» и вот получил эту информацию.

"Есть на Берегу Харитона Лаптева два залива с красивыми и необычными для этих мест названиями «Эклипс» и «Бирули». Первый получил свое название в честь полярной шхуны «Эклипс», команда которой под руководством Отто Свердрупа зимовала на здешнем мысу Вильда в 1914–1915 годах.
В 1914 году российское Гидрографическое управление организовало экспедицию для поисков ушедших двумя годами ранее в Арктику русских экспедиций старшего лейтенанта Георгия Седова, Владимира Русанова и лейтенанта Георгия Брусилова. Согласно плану участников поисковой экспедиции, и было приобретено в Норвегии старое, но очень добротное полярное китобойное судно, построенное из дуба и весьма твердого грин-хирта еще в 1867 году на шотландской верфи, которое получило столь звучное название.

6 августа 1914 года «Эклипс» вышел из Александровска-на-Мурмане и 12 сентября дошел до мыса Штеллинга, где уперся в невзломанный лед, окончательно остановивший дальнейшее движение экспедиции. Морякам пришлось вернуться и зазимовать у мыса Вильда.
Зимовка прошла успешно благодаря тому, что значительная часть продовольствия, ранее приобретенная Руальдом Амундсеном для собственной экспедиции и переданная на «Эклипс», отличалась большим разнообразием.
11 августа 1915 года экспедиция Отто Свердрупа покинула место зимовки и продолжила движение на восток На мысу Вильда был оставлен большой продовольственный склад, который, как показало время, и через четверть века, когда его нашли германские подводники, надежно хранил продуктовые консервы готовыми к употреблению.
Из всех здешних достопримечательностей, которые обязательно показывают гостям, — это 300-метровая гора Оленья и 5-метровый крест лейтенанта Колчака (на мысе Вильда, в 4-х километрах от заставы). Этого исполина будущий адмирал поставил во время Большой Карской экспедиции еще в 1905 году.
Но главное здесь — изумительная природа, особенно на берегах, впадающих в соседние с Эклипсом бухты — Воскресенского и Ломоносова — речки Гранатовая и Каменная, и впадающей собственно в бухту речки Атта.
Берега бухты низкие, с широкими песчано-галечными пляжами. Возможно, именно эти красоты и привлекли изначально сюда гитлеровских подводников, которые летом 1943 года впервые появились в речных берегах. Их незамеченное появление было совершенно реально.

 Бухту Эклипс, в районе между шхерами Минина и архипелагом Норденшельда, природа словно бы специально создала для отдыха подводных экипажей. Неудобство лишь в одном, что пляжи, расположенные между мысами Вильда и Домашний, покрыты многолетними залежами плавника. Правда, рассмотреть их можно только в августе — сентябре, когда снежные заносы освобождают эти многометровые залежи. В иные месяцы, даже в мае — июне, случайно оказавшийся здесь путешественник с изумлением увидит себя на высоком обрывистом берегу. В действительности же он будет стоять на плавниковом завале.
Среди этих завалов немногие счастливчики из числа местных жителей и пограничников и наблюдали неизвестную субмарину. Но и сегодня она надежно бережет свою тайну и тайну груза, находящегося в ее трюмах и цистернах.
Еще одной тайной берегов бухты Эклипс на сегодня остаются две безымянные могилы с приметными крестами. Какие люди навсегда здесь погребены? И почему те, кто их укрыл здесь камнями от хищников, не оставил на крестах каких-либо гуриев или элементарных надписей?

Берега бухты низкие, с широкими песчано-галечными пляжами. Возможно, именно эти красоты и привлекли изначально сюда гитлеровских подводников, которые летом 1943 года впервые появились в речных берегах. Их незамеченное появление было совершенно реально. Бухту Эклипс, в районе между шхерами Минина и архипелагом Норденшельда, природа словно бы специально создала для отдыха подводных экипажей. Неудобство лишь в одном, что пляжи, расположенные между мысами Вильда и Домашний, покрыты многолетними залежами плавника. Правда, рассмотреть их можно только в августе — сентябре, когда снежные заносы освобождают эти многометровые залежи. В иные месяцы, даже в мае — июне, случайно оказавшийся здесь путешественник с изумлением увидит себя на высоком обрывистом берегу. В действительности же он будет стоять на плавниковом завале.

Меж тем хотелось бы обратить внимание читателей, что рядом с мысом Вильда имеется бухта с весьма любопытным названием — бухта Слюдяная. А рядом… озеро Слюдяное и речка Слюдяная. Почему они названы именно так, вероятнее всего, скажут только специалисты узкого профиля. Но может, здесь действительно есть залежи слюды или алюмосиликатов, столь необходимых по меньшей мере для изготовления стекол манометров паровозов и кораблей?
После окончания Великой Отечественной войны этот район, как большая часть районов Севморпути, был засекречен. Более того, его даже «забыл» включить в свой великолепный справочник «Морская карта рассказывает» известный советский топограф Борис Масленников. Ни в его первое издание, увидевшее свет в 1973 году, ни во второе, дополненное, которое появилось в 1986 году.
С конца 1960-х годов на берегу бухты Эклипс была размещена пограничная застава, которая стала одним из подразделений Отдельного Арктического пограничного отряда. До 1994 года рядом с ней находилась отдельная рота ПВО. Чтобы понять, какой здесь «медвежий угол» России, стоит узнать, что сегодня вертолет из отряда прилетает на Эклипс не более 2–3 раз в год. А прежде офицер-пограничник мог свободно отправить свою жену в «город», то есть в поселок Диксон, чтобы та могла побродить по местным магазинам. В последнее время на эту заставу прилетают служить только холостые офицеры".

Как же так, возмутился я!  Что же случилось?  В этой хронике и слова нет о том, что раньше в начале 1960-х годов на Эклипсе был не такой уж «медвежий угол» и тогда самолеты туда летали на много чаще.
И мне захотелось рассказать о своей службе на Эклипсе.

продолжение:http://www.proza.ru/2016/06/22/699