(глава из сказки "ТЕЛИКвидатор Ванюша")
« В супрематическом зеркале
все явления сведены к нулю.» (К. С. Малевич)
- Удивительные они люди- сквозь ухмылку продолжал бес, лапой тыкая в сторону Ивана,- особенно те кто «культурный», те, кто «со вкусом», кто понимает в красоте, как ему кажется особенно тонко и сверхчувствительно, как никто, кроме него, и не понимает в мире! Вот представь ему некое произведение, неважно что- картину, фильм, текст или песню, он немедленно включает поисковик в своей голове и ищет файл –« а на кого похоже?» Как только находится нужная инфа, он, вздохнув облегчённо, солидно расправляет плечи и сообщает своё мнение: « Ну что же …не дурно! Совсем даже ж не плохо! В стиле Светлого Ангела, етого, как ево!...но не он! ..не Микельанджело , конечно, я то его знаю!».
-Или « Ну это провинциальное подражание Караваджу»... Если же случается , что информации в голове никак не находится, он начинает нервничать, истерить…приставать к людям у которых есть файлы вообще на всё искусство…дёргать их за рукав, лебезить пред ними… « А расскажите мине дорогой товарисч, и что это такое и сколько оно стоит, ценное оно или нет… что это вообще…в мейнстриме мирового искусства?.» И «специалист» , чаще всего из тех, кто работает «голосом за кадром» в каком- нибудь захолустном музее, или галерее, начинает ему …
Конечно, если бы он спросил об этом человека некультурного, непросвещённого искусством, тот бы ему ответил : « Та ну пля, ето как его это жеж гавно какое-то на холсте размазано!». А знаток искусства авторитетно ему объяснит, зачем это гавно, почему, и в русле какого современного течения оно тут появилось!»
В ход идут более или менее убедительно-гадательные интерпретации. Тут-то и начинается восприятие искусства по доверенности.«Любитель прекрасного» доверившись, благодарно успокаивается, давит на «сохранить как…». И чувствует себя ещё более культурным, более просвещённым, одним словом - знатоком прекрасного…
Но понимать и наслаждаться искусством это ведь тоже духовная работа, и этому учиться надо. Так же и в храмах вон, мало надеть крестик и взяв в руки свечку «быть духовным»… там работа нужна, работа души ежедневная. Я бы сказал БЕСконечная духовность!.
Тут он , совсем не понятно зачем, стал подробно рассказывать Ивану, что настоящего человека убить невозможно, потому что у настоящих людей – душа вечная… А его , беса , как и их всех- запросто можно, даже очень просто. Иногда, даже вовремя сказанным нужным словом, потому, что они все бездушные, БЕСчеловечные сволочи, и что живут они даже совсем мало…
Сказав это, он разревелся . Громко навзрыд. Как-то, даже показательно.
Неумело, по-взрослому поплакав минуту, он вполне успокоился и продолжил речь, с того ,что таких художников с мировыми способностями как Казимир Северинович единицы, и что он , Малевич,
явно не любил дураков, даже сильнее чем он, ваш покорный слуга – лектор!…
Тут же извинившись, признался.- Мы, - шмыгая носом, откровенничал бес, - чаще всего в церквах , да в музеях и вселяемся в вас, в людей. Взбесить человека в храме искусства, это… Он опять полюбовался картиной на стене, произнёс уверенно и громко - в этом «ЧК» не имеет себе равных! … Тут и с крестиком на шее, и без, и обрезной , и бритый!!!...всякий бесится. Потому как это образец настоящего бесценного беспредметного искусства! А искусство , это…
Искусство Ваня, оно...оно...- бес помолчал, как бы что-то припоминая, затем торжественно сказал- " Искусство принадлежит народу!"
Тут же кто-то, со злобой в голосе, добавил - Так ему, народу этому, и надо!
И ещё кто-то, там наверху, но без эмоций, монотонно , приятно картавя, закончил цитату: "...Оно- должно уходить своими глубочайшими корнями в самую толщу широких трудящихся масс. Оно должно быть понято массами и любимо ими!"
Данунах кивнул согласительно и продолжил:- Через искусство мы бесы, пытаемся пролезть в ваш мир! не каждому это удаётся, конечно, ведь это высший пилотаж! Через кабаки, пивнушки, дискотеки, телевидение, кинематограф, рок-фестивали...это давно уже наше.!.. А тут!- он показал на "ЧК"...тут проход! Он, Северинович, вложил сюда всю свою душу! Как в Завет Грядущему! в Завет Супрематизма!... Ведь он мечтал установить супрематическое единомыслие на Руси! Страшно подумать какая это безнадёжная задача, но ещё страшнее было бы представить, что было бы, если бы это ему удалось! - Завет БЕСпредметности!...
Невидимый хор бесов завыл " Мыыы Вольныеее! Разбитое сооолнце! Здравствуй тьмааа!"*
*«Победа над Солнцем» — футуристическая опера Михаила Матюшина и Алексея Кручёных,в оформлении К.С.Малевича.
продолжение http://www.proza.ru/2017/04/11/838