Глава 34 О Чёрном Квадрате замолвите слово...

Жека Махно
или "Мы все из ЧК" ( сказка "ТЕЛИКвидатор Ванюша")

      «- Кто написал «Чёрный Квадрат»?
        - Малевич!
        - А что ещё он написал?
- Не знаю, не читал…»
                (анекдот)

Зал ожидания был просторным, настолько , что ряды кресел, сцена с кафедрой, большие окна были видны как на ладони. Потоки мягкого неонового света с потолка заливали зал .

Когда наши герои вошли в него, лектор – старый бес, с вытянутым рылом ( и, надо отметить, что всё у него было какое-то вытянутое, даже речи растянутые) обвешанный различными феничками, кольцами, натыканный персингом, имеющий несколько седых косичек, стоя на сцене, вдохновенно выказывал слушателям своё восхищение картиной, висящей на главной стене зала.

Точнее восхищённо читал строчки великого Фридриха.
Горловой тембр голоса беса мягко расплывался по залу.

«Природе верен? Как это понять?
Посмел бы ты природе изменять!
Природа проявляется во всём,
А если ты рисуешь всё кругом,
То просто не умеешь рисовать! »*

Увидев вошедших , он замолчал, затем снял очки и  вынув платочек , стал их тщательно протирать.
Было много свободных мест.  Филя, Сеня и Царевич сели в первый ряд, как раз напротив кафедры лектора.
- Есть люди, - заговорил тот, закончив не сложные манипуляции с очками ,надел их и  продолжил, - которые считают, и я с ними бесподобно согласен, что  «ЧК» стала самой загадочной, самой пугающей людей, картиной на свете!»…
Рядом ,в соседнем с Иваном  кресле, дремал старый бес, а  поросячьего вида бесёнок в бейсболке, который был  по всей видимости внуком старика ,  жевал попкорн, громко чавкая, и визгливо , как показалось Ивану,  по-детски картавя, периодически будил старого беса вопросами, спрашивал:
- Деда, а что такое «ЧК» - чёрная курица?Чёрная Кошка? Чрезвычайная комиссия?- вопрошал бесёнок.
- Фу, ты  бестолочь! Вон на стене картина висит… «Чёрный Квадрат» называется…- сквозь зевоту протянул бес.
- Мы все из «ЧК»! – многозначительно произнёс дед, пожевал губами, сморщил свой скукоженный пятак и замолк теперь надолго, предавшись воспоминаниям… о своей пролетевшей молодости, своему сказочному полёту в сказочный город Юпитербург, где в доме, на Марсовом поле, и был впервые показан этот шедевр.

- Никогда ещё пресса не уделяла столько внимания ни одной картине как этой,- продолжал лектор, - и никогда живописи не было так мало на холсте!
Лектор приветственно кивнул  Царевичу головой, улыбнулся холодной улыбкой, легко повернулся к картине  и  продолжил – Это зеркало – проход в нуль! А с нуля всё и начинается!  Поэтому…  « Чёрный квадрат» не имеет цены, то есть , он является БЕСценным!.Это -Красота в квадрате!!!...

Он расходился. Его несло!

- С появлением «ЧК» пришёл конец умилённой, рассчитанной на обывателя философии « толстомясых красавиц», русалок и ковриков с лебедями - вещал бес - Покосился, оБЕСценился и сам образ салонной живописи, пресеклась линия производства «обоев» для интерьера….
«ЧК» заткнул голос за кадром, тьфу ты…за рамой- поправил себя бес, - Он поставил зрителя в неудобное положение, до этого полностью уверенного в своей правоте понимания живописи, поставил человека перед лицом Ничего и Всего.

- Моя самая любимая картина!- жеманно кривляясь, проблеяла старая крашеная бестия, со второго ряда. - Это какой-то Конец Света!...а не живопись!

- Именно! Ведь так оно и есть!- воскликнул очкастый «умник», довольный комментарием дамы, - Конец Света! …и Цвета! Именно так, дорогуша! Вот если попытаться себе представить в их, он опять кивнул на Ивана, художественных символах, понятие ,что такое «Конец Света», то окажется, что это  именно чёрный цвет!

А если теперь представить себе   «Конец Цвета»… то это и окажется сумма всех цветов,  то есть белый цвет!  Таким образом, - он даже облегчённо вздохнул, довольный, - получается  «Конец Света» в сочетании с «Концом Цвета» даст нам Чёрный Квадрат на белом фоне!

- А ведь таки правда!- тонким детским голоском восторженно пропищала дама, обольстительно улыбнувшись своему кавалеру. Тот восторженно ответил:- Ловко! Ей ,ей, чёрт меня побери!- верещал он в восхищении, теряя свою чопорность, и солидность.- Однако! Эх ва! Ловко, одним движением уложить многоцветность, колорит, гармонию… в гроб супрематизма и припечатать «Чёрным Квадратом»- "надгробной плитой живописи"**!- улыбаясь, закруглил речь кавалер крашеной бестии.

Лектор развёл лапами, будто не понимая, какие тут могут быть споры или сожаления, затем  снисходительно улыбнулся, и продолжал.
Он запросто перепрыгивал  из века в век, с эпохи в эпоху, с одного великого художника к другому.

 Приводил забавные случаи, истории, при этом по –свойски, называл Малевича – Казиком, Кандинского –Васькой… Татлина- Вовчиком… Ведь это всё его хорошие знакомые, его «старые друзья», как и Паблушка Руис де Пикассо… Он многое поведал не только об изобразительном искусстве, но и о музыке, о поэзии, о литературе.
..Даже «старина» Толстой был у него милым Лёвушкой, Чайковский – Петюней, Да Винчи- Леончиком…а Эйнштейн – Альбертиком…

- Кто это ? – указывая на лектора,  спросил Царевич у своих провожатых.
-Ну как же, Ваня! Это…- с интонацией доки пояснил Филя,- Это…Этот знаток беспредметности,  не кто иной, как известнейший доктор искусств Данунах, он в своё время прославился как автор БЕСселлера мемуаров « Как я был тормозом изобразительного искусства» , весьма популярной в Бессянии брошюры…

Он…- начал было расхваливать  искусствоведа, но Царевич сделав лёгкое движение рукой, как бы призывая его не тратить время в пустую, прервал его вопросом, - А что у него взгляд такой холодный, я бы даже сказал ледяной?
- Ну что же  ты хочешь, Ваня, у него одни очки по минус восемь диоптрий,… и   он столько всякого искусства насмотрелся , что…да и имя обязывает!  - по-простому прокомментировал Филя,- ты знаешь, нам, бесам, ваше искусство не на пользу, красота это борьба со злом. …

С заднего ряда зашикали и тут же попросили Ивана с Филей заткнуться, и не разговаривать , а внимательно послушать лекцию.

Так  не прекращающимся ни на секунду разговором об искусстве и ознаменовалось начало нового этапа, начало новой главы в Ванином сказочном путешествии.

*Ф.Ницше"Весёлая наука"55 Художник-Реалист1881г.
** М.Шемякин.
продолжение http://www.proza.ru/2017/04/11/834