4. Будкер Концентричность это излишество

Михаил Самуилович Качан
НА СНИМКЕ: Академик Герш Ицкович Будкер в кафе-клубе «Под интегралом».


Как преподаватель Новосибирского университета, я прекрасно понимал, что система образования в стране (и среднего, и высшего) нуждается в коренном изменении. Поэтому взгляды, изложенные Андреем Михайловичем Будкером (как его все всегда звали, хотя и знали, что его имя-отчество Герш Ицкович), были мне близки.

И физики, и химики, и биологи работали над изменением вузовских программ и школьных учебников. На мой взгляд, физики делали это более радикально и более быстро.  Это было связано, прежде всего, с тем, что школу физиков возглавлял академик Будкер, обладавший светлой головой и огромной эрудицией.

Некоторые идеи академика А.М. Будкера были им изложены в дискуссии, проведённой в кафе-клубе «Под интегралом», краткое изложение которой было помещено в газете ЗНВС №22 от 31 мая 1966 года. Вот эта статья:

«Сегодняшний наш разговор касается тех нововведений и чтения курса физики в НГУ, которые начнут осуществляться с будущего года.

Но тема эта такова, что её обсуждение неизбежно будет более широким, и чтобы осветить её, надо начать с постановки школьного образования, предшествующего университетскому.

Архаизм школьных программ хорошо известен, - продолжает своё выступление академик Будкер, - школьный курс математики ограничен вопросами, разработанными ещё в позапрошлом тысячелетии. Даже дифференциальное и интегральное исчисление, развитое более 200 лет назад и представляющий собой живой, наиболее динамичный раздел математического мышления, молодым людям приходится изучать только в университете.

Таким образом, не получая в школе самого необходимого, они в то же время тратят непропорционально много времени на совершенствование в тех областях знания, которые не будут полезны им в дальнейшей их жизни.

Считается, например, что школа должна выпускать абсолютно грамотных людей, не допускающих ни одной ошибки в своих сочинениях. Ставился эксперимент, который свидетельствует, что гораздо больший процент ошибок в тексте не мешает его прочтению.

Между тем, школа практически не обращает внимания на речь, основное средство общения людей в современном обществе. Так не лучше ли смириться с тем, что выпускник школы сделает по одной ошибке на странице, но зато будет хорошо и логично рассуждать и говорить.

Полемизируя со своими оппонентами, возражающими против обучения всех детей по усиленной математической программе, А.М. Будкер подчеркнул, что он вовсе не считает необходимым учить всех детей одинаковым образом.

Напротив, по его мнению, начальное обучение должно ограничиться восьмилетней школой, после чего молодые люди могут выбрать себе одну из профессиональных школ: физико-математическую или музыкальную, или гуманитарного профиля и т.д.

Недопустимо, что наша молодёжь с аттестатом зрелости в кармане всё ещё неспособна выполнять никакую работу, требующую профессиональной подготовки.

18-19-летний человек, физиологически и социально созревший, получивший право голоса, должен уметь самостоятельно зарабатывать себе на жизнь, не пребывая на иждивении у родителей или общества.

Совсем не обязательно обучать алгебре людей во имя призрачного «общего образования». Быть может, гораздо разумнее, допустим, обучать девочек домоводству, поскольку многим из них оно окажется полезнее в жизни, чем алгебра.

Физике и математике, и притом достаточно глубоко, должны обучаться лишь те, кто пойдёт работать лаборантами, радиотехниками, поступит в соответствующие вузы.

Академик Будкер выражает уверенность, что рано или поздно мы приведём нашу систему образования в соответствие с потребностями времени. Надо обучать детей тому, что им потребуется в жизни.

В этом направлении уже сейчас делается много, но пока что приходится считаться с тем уровнем подготовки, который имеют молодые люди, поступающие в университет.

Поскольку математическая подготовка первокурсника оставляет желать лучшего, чтение курса физики до сих пор строилось концентрически. Первые два-три года читался обыкновенный, поэтический, не обременённый формулами общий курс, и лишь затем физика преподавалась такой, какая она есть, - теоретическая физика.

Таким образом, к 10 годам, потраченным в школе, прибавлялось ещё пять, но выпускник вуза, приходя в лабораторию, не был способен приступить к практической работе и тратил на овладение экспериментальными навыками ещё несколько лет.

В Новосибирском университете с самого его создания была поставлена задача включить студентов последних курсов в непосредственную научную работу в институтах. Чтобы освободить необходимое для этого время, общий курс физики был значительно укреплён за счёт значительного сокращения теоретических курсов. Но это была лишь полумера.

В настоящее время мы вполне готовы к тому, чтобы читать студентам один-единственный курс физики, кончающийся на третьем году обучения, который включает в себя весь необходимый для практической деятельности багаж знаний.

При таком решении вопроса преподавание физики в университете становится столь же последовательным и ответственным, как и преподавание математики, в котором концентричность отсутствует.

Некоторые из присутствующих возражали докладчику, считая, что широкое общее образование является необходимым, так как способные люди зачастую даже до 10 класса не могут определить круг своих интересов, и надо сохранить за ними возможность выбирать.

Полемизируя с этими возражениями, А.М. Будкер указал, что при очень широком составе учащихся нашей средней школы преподаватели физики неизбежно ориентируются, если и не отстающего, то уж, во всяком случае, на среднего ученика.

Преподаватели литературы ориентируются на ученика со средними гуманитарными способностями и т.д.

В результате, все вместе получают образование ниже того уровня, которое могла бы дать современная школа, будь она иначе организована. Но часы или годы, отнятые у отдельного человека – это в сумме тысячи и миллионы жизней, отнятых у общества.

Мы не можем позволить себе такую расточительность. Наука всё время движется вперёд, а школьное образование очень консервативно.

Долг учёных помочь учителям в разработке таких программ, которые помогли бы устранить существующий разрыв между современным уровнем знаний и степенью подготовки учащихся в средней школе».

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2017/03/24/389