Барнаул. Старообрядец

Ольга Коваленко-Левонович
В конце 19 века, после отмены крепостного права, во время столыпинских реформ, было переселение на свободные земли.
В центральных районах России, в том числе в Вятской губернии, был голод, не хватало пашен. В эти-то времена и приехали из Вятской губернии (ныне Кировская область) семьи Ивана Степановича Шумихина и брата его жены (шурина), Артемона Иосифовича Волкова. Даже адрес есть, где проживал Волков Артемон Иосифович - город Барнаул, ул. Большеолонская, 31.

Прадед мой, Шумихин Иван Степанович, и Артемон Иосифович Волков были активными старообрядцами, кроме того, Иван Степанович был церковным старостой.

Нашла в интернете интересный и обширный материал.
«Зарегистрирована старообрядческая община церковного прихода во Имя Честнаго и Животворящего Креста Господня в Барнауле». И там несколько раз упоминаются имена прадеда и его шурина Волкова.

... К концу 1890-х гг. Крестовоздвиженская община, что придерживалась одного из основных направлений в старообрядчестве – белокриницкого (современное название: Русская Православная Старообрядческая Церковь), уже достаточно крепко стояла на ногах.

Около 1897 года, неподалеку от будущей церкви, был выстроен двухэтажный дом. В верхнем этаже дома устроили моленную, возможно, с походным алтарем, внизу — квартиру для священника. Вскоре стали проводиться регулярные церковные службы

Первым священником, насколько известно, был о. Стефан Шумихин (как подтверждается, отец моего прадеда), наезжавший из находившейся недалеко от Барнаула д. Полковниково. Первым постоянным священником станет барнаульский мещанин о. Антоний Пучков, а с 1912 года станет служить о. Иаков Чучалин, происходивший из крестьян д. Н-Каянчи, и служивший до этого епархиальным диаконом.

На одном из церковных собраний 1907 г. было принято решение о регистрации собственной общины и тогда же – решение о постройке каменного храма во Имя Честнаго и Животворящаго Креста Господня.

… В 1911 г. строительство не было окончательно завершено. Сказывалась нехватка средств, старообрядчество всегда рассчитывало лишь на свои собственные ресурсы и возможности. Немалую часть доходов община тратила на организацию как общинной, так и епархиальной деятельности.

В сентябре 1912 года избрали церковный Совет общины, в него вошли: К. А. Волков, И. С. Шумихин, П. И.Черкасов, А. И. Волков, И. Ф. Симеонов, Е. М. Астраханцев, И. С. Копысов, Н. П. Самохвалов.

В здании храма должны были свободно размещаться прихожане Барнаульской общины, которая до конца 1820-х гг. постоянно росла, и вместе с входившими в ее состав верующими деревень Конюхи, Казенная Заимка, Гоньба и других пригородных населенных пунктов, включала свыше 670 человек, не считая несовершеннолетних.

Помимо богослужений, в храме проводились собрания членов общины, заседания церковного совета, а также съезды Томско-Алтайской белокриницкой епархии.

Предположительно, в подвальном помещении храма располагались епархиальный свечной завод и склад товаров культового назначения.

…Организация строительства – составление и подача соответствующих прошений, сбор денежных средств, деловая переписка и пр., – была возложена на членов церковного совета общины, который в данный период возглавляли Киприан Афанасьевич Волков, Иван Иович Черкасов, Иван Степанович Шумихин: именно эти люди вложили наибольшие усилия в сложное и хлопотное дело создания Крестовоздвиженского храма.

Списки жертвователей возглавляют фамилии наиболее состоятельных прихожан, жертвовавших сотни рублей: К. А. и А. И. Волковых, И. И. Черкасова, А. Г. Кунгурова, И. С. Шумихина, М. Е. Астраханцева, М. Т. Афониной, Т. В. Горина. Другие прихожане также жертвовали, кто сколько мог, хотя бы по 1–3–5 рублей.

Особенно много пожертвований было собрано в 1915 г., когда нужно было выплатить большие суммы за работы по изготовлению иконостаса и написанию икон; несомненно, эти сборы были нелегким бременем для барнаульских белокриничан, зато в результате они получили действительно замечательное произведение религиозного искусства.

Барнаульская община являлась центром третьего благочиния белокриницкого согласия Томско-Алтайской епархии. Практически все епархиальные съезды начала XX в. проходили в Барнауле. Организация и проведение съездов целиком лежали на прихожанах Крестовоздвиженской общины.

Так 20–24 июля 1917 г. в Барнауле прошел 5-й епархиальный съезд, в рамках его – съезд старообрядцев всех согласий с представителями общин беглопоповцев, поморцев, часовенных. Съезд обсудил земельный вопрос, а также вопросы о государственном строе, об отношении к войне, Учредительному собранию. Наиболее активные томско-алтайские деятели епархии во главе с епископом Тихоном присутствовали на Освященных соборах «боголюбивых епископов, честных иереев и благоговейных христиан», проходивших в Москве на Рогожском – духовном центре русского старообрядчества. Среди них – члены приходского совета барнаульской Крестовоздвиженской церкви А. И. Волков, К. К. Балакин, И. С. Шумихин.

Вспоминает моя тётя, Августа Павловна: «Часто бывали в церкви старообрядческой. Делали для церкви свечи. Было оборудование, покупали воск, нить протягивали, вытягивали свечу – длинный прут, и нарезали потом… Отец, Иван Степанович, давал деньги на свечи для церкви..»

Отец о бабушке: «Мать очень религиозная была, ходила в старообрядческую раскольническую церковь…»

Продолжение: http://www.proza.ru/2017/03/20/2128   

На фото: Храм во имя Воздвижения Креста Господня. Взорван в 1967 г.