Запретное пиво сладко

Анна Штомпель
Личное мнение. Ограничения на продажу алкоголя напоминают историю с домашними заданиями в школе


Пострадают любители выпить – профессионалы приспособятся


«Пшик!» – открыли баночку. А она ледяная, холодит пальцы. И вот уже янтарный напиток с пеной заполнил бокал. Сейчас уйдет усталость и жара, и на какое-то, пусть короткое, время наладится жизнь. Ну, вздрогнули!.. Подождите, что это? Где мое пиво? Почему мне подсунули лимонад?! А Голос с небес отвечает: «Сухой» день и час. Смирись, дочь моя!»


В 14 лет за водкой

Я выросла в семье, где спиртное не употребляли даже по праздникам. Возможно, это связано с антиалкогольной компанией 80-х (мое детство пришлось именно на них), возможно – с территориально-культурным фактором: в Грозном всегда в этом смысле царила воздержанность. Не будет преувеличением сказать, что ребенком я не видела ни одного пьяного человека. Пьяницы, конечно, были, но они не разгуливали с бутылкой по городу, не коротали время у детских песочниц, не валялись на остановках и т. п. Такое даже представить было дико.

Любители дули горькую по домам. Настоящие выпивохи встречались столь редко, что о них слагали легенды. Один такой жил в нашем доме на пятом этаже. Все знали, что он пьет, потому что слышали, как «под этим делом» он распекает жену (звукоизоляция, а точнее ее отсутствие, позволяла всему подъезду дружить семьями). Он был чем-то вроде местной достопримечательности, словно горбатый уродец в средневековом селении.

Начало 90-х я встретила уже в Самаре. Смена декораций была разительной. Вырвавшись из-под родительской опеки (из-за войны в Чечне меня пристроили в общежитие к старшей сестре), я вкусила свободу, в том числе в виде глотка спиртного. Пиво я первый раз попробовала в 13 лет, водку – в 14. ЭТО БЫЛО АБСОЛЮТНОЙ НОРМОЙ. Мои друзья, 14-15-летние мальчишки, спокойно покупали алкогольную продукцию в любом магазине. Никто из продавцов и не думал протестовать. Ни о каких ограничениях и речи не шло. За исключением, разумеется, финансовых.

Когда я смотрю на сегодняшнюю молодежь, продвигающую идеи ЗОЖ, мне так и хочется назвать нас, подростков 90-х, потерянным поколением. А ведь в моем окружении, поверьте на слово, были далеко не худшие его представители. Но некоторые из них к совершеннолетию делались уже алкоголиками. 

К счастью, меня подобные забавы не увлекли. Может, в силу хороших генов, может, потому что увлекало другое – интересные книжки и собственные пробы пера. Многие заполняют алкоголем пустоту собственной жизни и эмоциональную скудость. Хотя есть и обратный вариант: пьют, чтобы снять стресс от переизбытка событий и эмоций. Так сказать, нагрузиться, чтобы разгрузиться. Кто этого не испытывал!..

Ограничение «18+» на алкогольную продукцию я полностью приветствую. Согласна с теоретической пользой и других ограничений. Но... Вы будете смеяться, но это напоминает мне историю с домашними заданиями в школе: чем больше задает учитель, тем больше корпят отличники и хорошисты, а двоечники и троечники как ничего не делали, так и не делают.

От серии ограничений, включая последний закон, больше всего пострадают любители выпить изредка, под настроение. Профессионалы же этого дела изучат антиалкогольный закон, словно уголовники – судебный кодекс, повесят календарь на самом видном месте, отметят в нем красным «сухие» дни и часы и приспособят свой график под новые условия. Заметьте, график не питья, а закупок товара. Ну, или еще проще – наплевав на все графики, найдут лазейки и обходные пути. Марьиванна выручала в 80-е и сейчас не откажет!..



Жертва ограничений

Год назад я сама пала жертвой ограничений. Скажу сразу: сильно не расстроилась. Но случай запомнился. Было это 27 июня, на День молодежи. После жаркого дня захотелось немного пива – извиняться не собираюсь. На кассе меня с банкой завернули: «Не положено». Новые ограничения вступили в силу за месяц до того. Не успела я порадоваться, что выгляжу моложе восемнадцати, как продавщица нервным жестом (видать, не я первая) ткнула мне в объявление с перечнем «сухих» дней. Я еще попыталась отвоевать пиво, которое, став запретным, сделалось привлекательней во сто раз: «Я не студенчество, я рабочий класс!» К чести магазина, номер не прошел. Но у выхода меня деликатно остановил один из сотрудников (явно по личной инициативе): «Девушка, если вы хотите пива, могу подсказать...» – «Да я что, алкоголичка? – со злостью ответила я. – Нет так нет. По городу за банкой бегать не стану». Парень сочувственно улыбнулся: «Мы сами в шоке».

В тот день я утешилась мороженным, как Золушка. По пиву не горевала, но осталось неприятное послевкусие. Кто-то решил за меня, поставил перед фактом, и я еще должна умилиться возрождению нравственности. Хотя алкоголь я пью раз в полгода, к студенчеству отношения не имею, к молодежи – все менее близкое. Никакого вреда обществу бы не нанесла, потому что собиралась выпить пиво дома за ужином. Не сомневаюсь, много было нас таких, «добропорядочных взалкавших», которые ушли ни с чем.

Но еще больше тех, кто купил пиво, и не одну банку, и не только пиво – в местах, которыми хотел со мной поделиться сочувствующий сотрудник магазина.

За что боремся, господа?


Опубликовано: Самарские известия от 1.07.2015


Как мы жили без попкорна? http://www.proza.ru/2017/03/01/1596

Куда спешат бабушки?.. Несколько слов в защиту водителей. http://www.proza.ru/2017/02/18/1858