Все мы немножко ленты Мебиуса

Кенга
Главы из романа - эпистола "Осенние листья"
                2002 год       
Читать предыдущую главу  http://www.proza.ru/2017/02/20/1276 

                Давид - 25.11.02.
Я себя отругал и поставил в угол за то, что заставил Вас оправдываться за свои "ошибки"! Я ж говорю - зануда я. Впрочем, что касается желаний - так Вам и надо.
Примеры, параллельные с Вашей "полуподругой", я привести не могу, так как признаюсь, не до конца понял материю. Но только знаю, что и у вашей сестры и у нашего брата одинаково перестают блестеть глазки, если кончаются желания (любые). Какие уж тут глазки. Тогда ложись и помирай.
Но Вы и так меня утешаете, Вы моя врачевательница - письма такие насквозь, целебные. Этак я разбалуюсь, и мне понравится "болеть" - и глотать сладкие лекарства.
Да нет, я не особенно сейчас поддаюсь "грустям" - стало некогда. (И даже Гете сдвинулся с места! вот на душе полегчало!) Просто какая-то ассоциация разбудила мысли о маме. А оба всегда спят у меня в глубине души, и, по сути, никогда не стихает боль ни от их смерти, ни от их жизни, вот такая странность. Вы абсолютно правы в своих рассуждениях - но ведь это не на разумном уровне, а на чисто эмоциональном. И к этому примешивается вина - п ч только во второй половине жизни, примерно, я ощутил невероятную близость и боль за них - взамен эгоистического обыкновенного отдаления. 
Давик, и правда, совсем на меня не похож, скорее на мать. Хотя за бородой и ее теперь не увидать. Завтра он приезжает, будем обсуждать глобально –философские проблемы.

                Галя - 26.11.02.
Совершенно определенно, у Вас совесть в порядке, если так чистосердечно раскаиваетесь и ставите себя в угол. Надеюсь, ненадолго. А со мной дело хуже. Только Вы меня поблагодарили за отпущение грехов, только поспали разок с чистой совестью, как я  забрала частичку индульгенции, мерзавка, за Ваше: "Что касается желаний, так Вам и надо".  Мы в расчете.
Однако взваливайте, взваливайте на меня ваши проблемы, тогда мне меньше останется заниматься своими. Не говоря о том, что я постигаю Вас. Открываю новое и новое. К сожалению - хорошее. Почему к сожалению? Опять парадокс. С одной стороны - зачем общаться с плохим? Незачем. Но тут и таится главное противоречие. Будь что будет. Оно никому, кроме меня не вредит. Значит, так ей и надо, нечего было.  А что "нечего"? Это словно из космоса, ничего не поделаешь.
Гуляя возле реки с собакой, думала, думала…  О космосе. О необъяснимом предчувствии, много… много лет тому назад. Может неосознанно, Вы произвели на меня впечатление, но оно было именно неосознанным. Я никогда не думала о Вас, однако неизменно соприкасаясь с упоминанием Вас, с пьесами, на которых было Ваше имя, что - то всегда пробегало во мне. Почему я так запомнила наш  визит к Вам? Дом, в котором была один раз и так давно. Даже общий вид квартиры. Словно уже тогда что-то вело меня к более глубокому знакомству. Словно предначертано.  У меня есть картина  "Вероятность".  Чьи-то Руки в космос выбрасывают шестеренки, в центре которых, в позе, как у Леонардо Да Винчи, вписана фигура человека. Зацепятся шестеренки своими ответными зубчиками или нет. Космос велик, столкновения так маловероятны, и, можно  удивляться, что иногда неплохо получается. Пусть, как у нас. Каждому свое. А могли  проскочить мимо.  И другая "Вероятность 2" - где женщина (контур), сидя, ловит свою судьбу  из того же космоса в символах, цифрах, знаках... Тут мы совсем ничего не можем поделать. Только надеяться. Завтра допишу.
Ваша противноречивица.

Думаю, что  мужчине (почему то женщинам я в этом отказываю),  важно заниматься тем, что ему предначертано. Женщине от бога предназначено быть при очаге. Это теперь, своего рода современное извращение, когда нам необходимо зарабатывать самим, ну, и тогда лучше иметь свое любимое дело.  На секунду представила, что я реализовала  бы себя на одном из поприщ (художника, допустим).  Стала бы "профессионалом". Появилось бы тщеславие, зависть, раздражение, что не обо мне, о ком-то другом упомянули в моей области. "Я же лучше ..."  Сколько бы потратила нервов, стала бы склочной и злобной. А так, я знаю себе цену и довольна этим. У меня  свой зритель и поклонник в пределах дома. Но это при условии, что муж обеспечивает мою жизнь. Что и случилось со мной.
Все эти условия сохранились до сих пор, кроме одного и главного. Зрителя и поклонника, я и лишилась. Мое любимое дело – забота о нем, ушло от меня. Я скоро разучусь хорошо готовить. Стану эгоистичной и злой. Потом придет ханжество. Перестану понимать других. Веселенькая перспектива. Надеюсь, что я  слегка развлекла Вас болтовней, которая ничего не значит и не стоит.
Звонил один из любителей ананасов в шампани. Сказал, что наш вечер произвел на него такое впечатление, что он не спал ночь. Помню, что он в тот вечер все смотрел на часы и говорил, что жена не ляжет спать, пока он не вернется. И вот тебе, на!
А еще, вчера я как-то ударилась левым мизинцем, теперь он распух и посинел. Несмотря на боль, мне приходится нажимать им на клавишу shift. Вспомнила, как в детстве мама целовала ушибленное место, приговаривая: У кошки боли, у собачки боли, а у Гали - заживи. Повторите, пожалуйста, эту приговорку для меня.

                Давид -  26.11.02.         
Галочка, дорогая, как я Вам благодарен за хлопоты насчет Лени!
Так вот, во-первых, мне очень понравилось, как Вы мило исправили мою "куротчку" на Вашу "кутрочку" - повеселился! А насчет Нины, что же Вы удивляетесь - ведь это ее профессия: художник по костюмам, модельер, но она и шить может преотлично. Хотя мне, к сожалению, шили ее девочки. Когда-нибудь я покажу кассету с нашим спектаклем - чтобы Вы увидели ее костюмы, их там сто штук, разных эпох.
Ну, Вы фантазерка, ну, у Вас воображение! Это я насчет левой-правой сторон...
Между прочим, я сегодня показал Давику ваши фото в компьютере - он прямо зашелся от восторга.
Да, я  согласился с Вами насчет наших родителей. Но главная правда - по большей части именно так, как Вы говорите: человек формируется дома. Я, по крайней мере, давно знаю, что все лучшее во мне - от них.

Галочка, Вы собираетесь изучать мою жизнь по моей "прозе"? Вы ничего там не найдете.  Это же не автобиография. Там использованы только некоторые детали, а главное - даже не детали, а внутренние ощущения и понимание проблемы. Но там совсем не я! Так что бросьте это занятие. О себе я лучше сам расскажу - без прозы. А то уж вот и отпущение грехов наполовину забираете обратно. Вон чего вздумали! А я уж было вздохнул... и пошел грешить заново.
Галочка, я прощаюсь. Иссяк. А еще до постельки ой-ой-ой! А надо. 
У кошки боли, у собачки боли, а у Галочки - заживи. Целую бедный пальчик. И Вас в придачу, золотой моя дружок, дорогой человечек! - Ваш Д.

                Галя - 27.11. 02.
Получила ваше письмо с приговоркой,  сразу начало заживать, хотя еще  трудно делать большие буквы, во время прогулки беседовала по телефону со своей утешительной Ниной. она меня погружает в свой мир. развлекает байками. а заодно возвращает к жизни. если чувствует спад настроения. и вот к какому выводу мы пришли. я получила в жизни необыкновенный подарок. это именно то. о чем я писала про наших родителей. так совпало. что и мы с Ниной примерно об этом говорили. но только уже обо мне. изъяв меня из светской жизни. в том понятии. когда надо светиться, работая, общаясь по необходимости с людьми. а не по выбору. я оказалась в совершенно другой атмосфере. где не  сломала свой природный характер. где мне не надо было приспосабливаться. как приходится.   хотя бы нине. «ты королева. ты не от кого не зависишь. это видно сразу по твоему облику. знаешь себе цену и не ждешь ни от кого ничего». (она не совсем права. я жду писем). подумайте. - я королева. да. я так себя и чувствую. меня сделали королевой. правда без придворных. но двор есть. Потом  говорили о ней. Все таки она начала сниматься у какого-то Кокшенова (сначала  было, отказалась, но соблазнилась, да и подработать не прочь).
подумайте. вашему дитятке понравились фото. значит он не чужд грешной обычной земной жизни, значит не безнадежен в эстетическом восприятии жизни. соблазняйте его жизнью. авось прорастут всходы. еще не поздно.
нежно обнимаю. целую. ваша г.   письмо без шифта  берегу мизинец.

                Давид - 28.11.02.
Вы во вчерашнем письме придумали очень смешное слово: противноречивица, я очень смеялся. Но кто из нас не противноречивец? свойство человеческое. Но Вы, думаю, меньше чем кто бы то ни был - так кажется со стороны. Вы очень цельная. Правда, со стороны и я многим часто казался "цельным", но я-то знаю...
Облик Вашего "Удачливого" удивительно соответствует данной ему Вами "кличкой"! Ну, просто цветет человек! очень симпатичный. Замечательно, что у Вас есть близко люди, с которыми вам хорошо и которые любят Вас. Вот например как Нина. Она очень правильно Вас определила. Но это непросто подарок судьбы - это характер, судьба - это характер, точнее наоборот. Потому Вам и выпало. Вот насчет "вероятности" - это очень верно, она всегда мала, что наткнешься на то, что надо. Вот Вы же оба толкались не раз и все мимо - и вдруг! Случилось! Но все равно - чтобы случилось, надо два ТАКИХ характера, чтобы - случилось. (Все это я знаю, мне кажется, на своей шкуре - только в отрицательном плане. Может, и случалось - но характер не тот. Значит и судьба не та).
А знаете, я в отличие от Вас, на вопрос - хотел бы я, чтобы все повторилось, как было, сказал бы, наверно - да. Ведь вот и Вы сказали о детстве (война) - интересно. А я так в жизни ничего интереснее военных лет вспомнить не могу, хотя они были м б самыми тяжелыми (физически). (Я бы только не хотел, чтобы сестра ушла так рано - но торговаться не приходится.)
Мать честная ... уже спите, спокойной ночи. Не все написал, что хотелось. Но еще ведь есть завтра! (Уже сегодня.) Целую Вас (и бедный пальчик). - ВД.

                Галя - 28.11.02.
Спасибо за заботу. Видите, я  уже могу нажимать "бедным пальчиком" шифт.
Конечно, мы часто противоречивы, это от настроения в данный момент. Кстати, об этом же пишет Эккерман про Гете.  А что такое "цельность"? Это и есть сочетание противоречий характера. Так что Вы такой и есть. А меня Вы назвали в день 8 марта "лентой Мебиуса". Прекрасное сравнение.
Накануне у меня получился день еврейской культуры. Сначала увлеклась фильмом "Рай", снятым у вас. Заинтересовалась, когда увидела пейзажи, ну,  совершенно мои фотографии - белый снег и на нем травинки полупрозрачные. И так долго - долго экспонировали. Мне даже стало тревожно, словно плагиат. Только кто у кого? Здорово сделали! Потом песок и тоже травинки - это уже пустыни. Я поняла, что и у меня значит неплохо. Далее повествование уходит в 1939 - 40 год. Война и судьба евреев, на земле предков. Героиня не слишком хороша, но так прозрачно чисто показывают ее молодое лицо, что она кажется ангелом.  Какая то борьба то ли с немцами, то ли с англичанами. Муж уходит на фронт. Тут и арабы… Самодельные бензиновые бомбы.  Фильм хорош отдельными сценами, зарисовками.
 Потом переключила на канал, где некий Гордон по ночам беседует с разными интересными людьми, обнаружила господина из Израиля, благостного профессора "каббалы"  в бороде и кипе, некоего М. Лайтмана. Выслушала умную беседу об этой науке и поняла, что можно погрузиться в нее, если будешь эгоистом, то есть очень сильно захочешь постичь себя. Но это не религия, а наука. И что у нас есть шанс начать свою жизнь сначала, уже в который раз, если она не слишком удалась в этот. И предначертано заранее многое, что происходит с нами. Вот тут я сильно оживилась и стала настолько эгоистичной, что подумала про нас. Если все предначертано, то зачем сопротивляться? Есть же такие хорошие науки!  Можно постичь каббалу за три года, если хороший учитель, но судя по всему, они редки, тогда от 7-15 лет. Ну, это не для меня, так долго.
 Что Вы знаете о каббале?

                Давид -  28.11. 02.
Я подумал, как Вы правы, когда написали, что образ жизни "вне света" сохраняет характер и душу. Особенно я это в связи с театральными людьми - их гадюшечье окружение хоть кому испортит характер, и ангела, если не превратит, то приблизит к черту.  Конечно, не поголовно, но надо иметь оччень стойкий характер, чтобы не дать себя поесть моли. Но и просто "вращение" деловое, скажем, в писательских кругах, имеет свою подобную прелесть.
Не знаю, чего это я,  немножко все же волнуюсь - а вдруг что-то с Вами случилось, Вы же всегда утром почту открываете? Почему нет письма?
У меня только два верных корреспондента: Вы и Володя. С ним у нас получилось вообще смешновато: мы здесь никогда особенно часто не общались и особенно глубоких разговоров не вели - оба "сдержанные". (Особенно последние годы - но тому медицинская причина: после операции ему очень трудно разговаривать.) Но он оказался таким же "писучим", как я, на бумаге он легче открывается и не скупится. 24 января он прилетает сюда на пару недель (соскучился по стране?!), так я ему уже написал: приезжай! будем здесь переписываться! Ехидный я человек. Но он с юмором.
Я нашел фотку свою, с которой "снята" копия - Ксеня. Только мне там уже двадцать. И ища, наткнулся на те фотки, которые Вы мне прислали - у Вас на веранде в 98 году. По моей роже видно, как мне хорошо было там сидеть (на вашем месте!)
Вообще. кто-то недавно изрек - а, мудрец Табаков - что вспоминать вредно, п ч стареешь. Черт его побери - пусть он себе ходит молодым, старый хрыч, а я люблю вспоминать и, между прочим, любил всегда, когда еще и не боялся постареть. Я и теперь не боюсь - а просто потому, что куда же денешься, дорогой Лелик! Вспоминай не вспоминай! Между прочим, я заметил, как изменилось его лицо за последние два года - видно, руководство МХАТом не прибавляет ни здоровья, ни благородства в чертах... (С ним недавно беседовала Уфимцева и у меня осталось двоякое впечатление. Он умен и обаятелен и искренен... как хороший артист.)
Братец мой исчез из поля зрения – замолк, придется звонить хоть и ненавижу телефон - но должен же я знать хоть чуть-чуть, что у него происходит. (Я - патриарх нынче.)
Я надеюсь, что когда буду отправлять почту - появится и Ваше! как ваш пальчик? Прощаюсь, нет, до свиданья.  - Ваш Д.

                Галя - 29.11.02.
Мой дорогой Давик,  боюсь, что Вы останетесь и завтра без утреннего письма. Я так залюбовалась вашими портретами, что не могу глаз отвести. Какие прекрасные лица. У меня даже сердце забилось тревожно. Надо же, что бы такое сходство! Хорош Вы невообразимо. Особенно выражение лица слегка сдержанное. Доброе. А ямочка на щеке! А Ксеничка - удивительно хороша. Вы знаете, как странно, глядя на Вас молодого, я вдруг забыла о своем возрасте,  я смотрела на вас глазами той, Вашей ровесницы. Ах,  вдруг я захотела вернуться в прошлое, но чтобы повидать Вас. Тогда согласна на повторение. Да, торг неуместен. Я совершенно выбита из колеи, даже не пойму, почему так подействовал на меня возврат к молодости Вашей и сходство с дочкой. Сижу и глотаю слезы. Обязательно напечатаю оба портрета и поставлю возле себя. (Чтобы глотать слезы).
Не могу найти тон, все вдруг показалось таким пустым вокруг. Понимаете, ведь улыбка осталась, просто лицо повзрослело. Нет, что то со мной не то. Словами не решаюсь выразить. Мне лучше сегодня не писать. Просто беда.  Ваша Г.

Друг мой!  Что это я так поддалась чувствам? Даже и сама не знаю. Наверное, и не стоило бы посылать, да уж коли написала, значит, так тому и быть. Нельзя поперек себя ходить.
Легла вчера в Ксенину комнатку (я там сплю, пока готовят мою спальню), и снова была полна разными думами. Утром подумала, что я должна благодарить судьбу за её благосклонность ко мне. Заслужила ли я её? - Стараюсь.
Вот только что услышала шум на террасе.  Выглянула и увидала, что Барри пытается схватить  большую птицу, С трудом увела его в дом и стала смотреть в окно, что и кто там. Оказалась прекрасная птица из соколиных, с широким веерообразным полосатым хвостом, среднего размера, с загнутым книзу клювом. Надо сходить в Вашу светелку, там у меня есть атлас птиц и определить. Птица   сидит на тахте и осматривается, поджав одну лапу.  Рядом осколок стекла. Разбили, паршивцы, окно. Пошла к холодильнику и оттаяла кусок мяса, но когда принесла - птицы уже не было. 
Я так поняла, что Володя для Вас в некотором роде открытие? Вроде меня? Легче переписываться, чем говорить. С ним - по причине его здоровья. Со мной - частично из - за расстояния, но, главное - по другой причине. Я рада, что Вы снова повидаетесь с ним. Как же мы нуждаемся в дружеском общении. (Смешное слово "писучий"). Но далеко не во всяком. Должно быть совпадение в чем-то главном. Совсем трудно, как у нас. (Женщина-мужчина). Одной дружбы не достаточно. Хотя бы с одной стороны. Должна быть пружина. Интерес. Я так и не пойму в чем тайна наших совпадений. Но и не надо понимать. Есть и всё. Я уже не представляю себе жизни без ежедневного общения. И мне не кажется, что воспоминания - это старость. Да, физиологическая - есть. Но духовная, душа - просто жаждет  осмысления прошлого. Может быть, чтобы оставшееся время использовать с пониманием. Хотя по–прежнему, наступаем на те же грабли. Ну, спрашивается, зачем мне, прожившей долгую разнообразную и счастливую жизнь, на старости лет чего-то снова желать? Бред. Даже неловко как то. Но она, душа, видимо думает иначе. Она не сознает, что стареет. Да она и не стареет. Вот в чем тайна. Тогда можно понять и кабалистику. Если душа не стареет, то, когда тела не будет, куда-то она должна пристроиться? Эк, меня заносит. Кстати, она так себе и продляет молодость. А отсюда вывод, что не у всех она так долго молодится. Кабалистика и об этом говорит. Тогда не очень то ей следует надеяться на следующую реинкарнация  (Я, вроде ученой Совы).
Да, Борис прав был, уйдя от света. Он тихо занимался своим Гёте, на жизнь зарабатывая, тоже с удовольствием, поэзией для детей.
 
Ну, комната моя приобретает нарядный вид. Совершенно дикий цвет стен, которым удивили мои труженики, постепенно стал нравиться, и так каждому, кто входит. Сначала ужас, как это можно, но постояв, немного начинают удивляться:
 - да, это очень красиво!  Ваша  Галочка.

                Давид - 29.11.02.
А я сижу и тюкаю себе. Обещали еще в воскресенье подкинуть неожиданно работенку на компьютере - очень хорошо. Не помешает. И еще я хочу издать махонькую книжонку Ксенькиных стихов к ее дню рождения. Занятый человек!
Все мы хорошие ленты Мебиуса... И все мы замечательно цельные. Целиком составлены из кусочков - но в результате что-то вытанцовывавывавается. Что-то в этом роде.
Вы там вдарились в израильский кинемат. А немцы тут в 39-м вряд ли наблюдались - все больше англичане, которые заведовали этой землей. А евреи, борясь за свое будущее государство, изредка их подрывали - да-с, терроризмом не гнушались. Вот и учатся арабы у нас, только ученики далеко превзошли. Как и положено. Вчера слышали?
И вообще у вас там сплошной Израиль на экране. Вот уже и до каббалы докатились, скоро талмуд начнут преподавать. Что бы сказал товарищ Сталин? Об этих талмудистах, начетниках и каббалистах? О каббале я почти ничего не знаю - обхожу ее стороной.  Я как-то редактировал русский перевод одной из книг по каббале - не самой первичной. Ну не понять ни фразы! там свой мир, свои понятия и все очень мистически и условно. Уж не знаю, что там можно понять за три или семь лет - и жизни не хватит. А главное - склад (не в смысле большой, а в смысле особый) такой надо иметь мозгов. Чтобы плавать в полных абстракциях. А я режиссер - мне подавай конкретное, пусть и образ - но опирался, чтобы, на реальность. Правда - это очень сложно... А рав Лайтман известен здесь очень - говорят мудрый и всякое такое.
И абсолютный факт, что если жизнь удалась, то повторить ее не позволят: получил - проходи, и так на всех не хватает "удачных". Справедливо. Так что когда будут раздавать повторно, я притворюсь неудачником!
А то, что нам все предначертано, я давно знаю. Почти с детства. Поэтому и сижу всю жизнь на печке - а чего рыпаться? Чего надо, то и будет. А не будет - значит не надо. Там в Большой Книге все расписано. Как теперь выражаются? "Не дергайся!" А Вы почему-то решили, что если предначертано - то зачем сопротивляться. А зачем сопротивляться вообще? Главное - не стремиться. И так будет предначертанное на блюдечке с золотой каемочкой. Впрочем, да - и сопротивляться не нужно. Помните князь Гвидон - сидел в своей бочке, и плыло куда-то его – потом - вышиб дно и все-то у него было!
Вы как хотите, можете протестовать - но я Вам очень сочувствую. Как это они в зиму въехали и вас ввезли с ремонтом!
У вас там грядут морозы! берегитесь! А в Питере уже кажется 25. Бедная Ксенька - хоть и москвичка, но больше человек пустыни.
Целую Вас, Галочка, золотая душа.

                Галя – 29.11.02.
Повеселили отменно. Письмо необыкновенно славное.
Вчера я  любовалась вами. И грустила. А выпить в компании я не прочь. Давно не приглашали.
Нет, представляете, значит я постигла в самой сути каббалу. То есть поняла, что ничего не поняла. Действительно, чем больше слушала рав Лайтмана, тем труднее было понять суть. Вот пудрят тему. Но ведь если говорить нормальным языком, то тогда зачем нужны учителя, и без них люди своим умом дойдут до сути. А так - мудрено, значит верно.
Ну, с этим ясно, но мысль, что я могу не сопротивляться - мне кажется, верна. В том то и дело, что я должна сопротивляться, а мне не хочется, мне нравится мое состояние. Я решила плыть по течению. И плыву. Раньше я не могла понять, доплыву или утону, и пыталась выяснить свои шансы, а теперь поняв (спасибо Вам), что шансов доплыть у меня нет, решила не сопротивляться. Так легко и хорошо, бросившись в воду, радоваться воде, наблюдая природу вокруг, мечтая о конце пути. Не хочу думать о плохом конце. А вдруг доплыву, постепенно избавившись от всех проблем. А может, доплыву счастливая? В пути все может случиться. Вот она, какая Каббала.
Стремиться или нет - это смотря к чему и ради чего. Вот летом я стремилась быть красивой. Я начала загорать еще в марте.  Стала худеть – ездила  на массаж. У меня была цель. Я достигла многого, я даже влюбила в себя своих соклассников и, кого-то, нестоящего еще. А сейчас я не стремлюсь. И это сказывается. Вот и ответ на незаданный вопрос.
На часах ровно 10 вечера. Пью за Вас, чтобы была работа, чтобы, чтобы… Целую, дорогой. Голова пошла ходуном. Так хорошо и легко. Грустно немного, но не очень. Просто хорошо. Боже, спасибо Тебе. Ваша Г.

                Читать след главу http://www.proza.ru/2017/03/02/2037