Задачи и упражнения по философии, ч. 3

Лев Балашов
ОКОНЧАНИЕ. НАЧАЛО И ПРОДОЛЖЕНИЕ См.: Задачи и упражнения по философии, ч. 1, 2: http://www.proza.ru/2017/02/23/1319

К РАЗНЫМ РАЗДЕЛАМ
===================

130. Верите ли вы в судьбу? Что такое судьба?

131. Что такое, по Вашему, притча? Два примера:
А. (Притча о самаритянине) "И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?
Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь? Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего как самого себя.
Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай и будешь жить.
Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний?
На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставивши его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился. И подошед перевязал ему раны, возливая масло и вино; и посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем (...) Кто из этих троих, думаешь, ты, был ближний попавшемуся разбойникам?
Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Ииcус сказал ему: иди, и ты поступай так же" (Евангелие от Луки 10; 25-37).
Б. (Притча “Буриданов осел”) Некий философ, которого звали Буридан, уезжая, оставил своему ослу две одинаковые охапки сена. Осел не мог решить, с какой охапки начать, и умер с голоду.

132. Прокомментируйте
“Когда начинается война, первой жертвой надо считать истину” (Р. Киплинг)

133. Прокомментируйте следующее утверждение:
“Во всем нужна мера, даже в том, чтобы соблюдать ее”.

134. Какое из двух мнений Вас больше устраивает? Почему?
А. “Не в силе правда, а в правде сила”.
Б. “Кто сильнее, тот и прав” (вариант: “Сильный всегда прав”).

135. В чем изъян следующего утверждения:
“С ними человечно — быть жестоким, жестоко — быть человечным” (так сказала Екатерина Медичи, мать французского короля Карла IX, в оправдание резни гугенотов, устроенной в Варфоломеевскую ночь).

136. В чем противоречивость, логическая некорректность следующего рассуждения:
"Наслаждение — антипод любви, и не потому, что оно не может сопровождать любовь, а потому, что их сущность отличается (например, объект любви может постареть, любовь — нет, она неподвластна времени)" (цитата из книги).

137. Прав ли Бисмарк, говоря: "Это только дураки учатся на собственном опыте. Я же предпочитаю учиться на опыте других". — Оцените и прокомментируйте.

138. Как Вы объясните видимое противоречие между двумя утверждениями:
А. «...ничто великое в мире не совершалось без страсти» (Гегель. Соч. Т. VIII. С. 23-24)
Б. «Сильные страсти — слабые нервы» (из кинофильма). Или: «Под сильными страстями часто скрывается только слабая воля» (В. О. Ключевский).
— Дайте развернутый ответ.

139. Прокомментируйте, насколько правильно употребление слов “материалист” и “идеалист” в следующем анекдоте:
В суде разводится пожилая пара.
Судья спрашивает у мужа о причинах развода.
Муж отвечает, что причины чисто философские и поясняет, что он материалист, а жена идеалистка.
В разговор вступает жена: “Я отдала ему всю свою романтическую возвышенную душу, а он говорит, что ему нужно молодое тело”.

140. Как Вы объясните видимое противоречие между двумя утверждениями:
А. Не то, что мните вы, природа,
     Не слепок, не бездушный лик —
     В ней есть душа, в ней есть свобода,
     В ней есть любовь, в ней есть язык. (Ф. И. Тютчев)
Б. «Красота — в глазах смотрящего» (народная мудрость). Или: «В пустыне нет красоты. Красота в душе араба» (А. М. Горький).

141. Правильно ли утверждение:
«Мы не замечаем прекрасного до тех пор, пока не лишаемся его» (из кинофильма).
      — Дайте развернутый ответ.

142. Что означает выражение “золотая середина”? Приведите примеры, поясняющие это выражение.

143. Один автор сказал: «Добродетель кончается там, где начинается глупость». — — Прав ли он?
Рассудите и приведите примеры, подтверждающие Вашу точку зрения.

144. Платон в 4-м веке до н.э. утверждал: «тело — темница души». Мишель Фуко в ХХ веке сказал нечто противоположное: «душа — тюрьма тела». — Рассудите.

145. Как Вы объясните видимое противоречие между двумя поговорками:
«Своя воля страшней неволи».
«Хоть тяжелая доля, да всё своя воля».
— В каких случаях эти поговорки справедливы? Приведите примеры.

146. Существует расхожая фраза: «Спрос рождает предложение». С другой стороны, умные предприниматели убеждены: «Спрос надо формировать», опираясь на прямо противоположное «предложение рождает спрос».
— А Вы как считаете? Дайте развернутый ответ.

147. Древнекитайский мыслитель говорил: «Не дай вам Бог жить в эпоху перемен» (приписывается Конфуцию).
С другой стороны, Боб Парсон, президент известной американской компании, столь же категорично утверждал: «Стабильность — для мертвецов».
— Кто из них прав? Рассудите.

148. Существует целый класс высказываний, которые носят характер дилеммы «или-или» («либо то, либо другое; третьего не дано»). Это либо поговорки, либо устойчивые выражения, либо высказывания известных авторов.
   Примеры:
   1. «Пан или пропал».
   2. «Хвост вытянули — нос увяз, нос вытянули — хвост увяз».
   — Приведите другие примеры.

149. Вы часто слышали поговорку «лучше синица в руке, чем журавль в небе».
— Приведите аналогичные и противоположные по смыслу высказывания. Прокомментируйте их.

150. Как Вы объясните видимое противоречие между двумя утверждениями:
А. «Хоть горшком назови, только в печку не ставь»
Б. «Как вы лодку назовёте, так она и поплывет» (вариант: «Назвался груздем – полезай в кузов»).
__________________________________

Задачи со звездочкой взяты из: Рабочая тетрадь студента. М.: МИРЭА, 2002. Составитель Л. Ф. Матронина.


УПРАЖНЕНИЯ, ТРЕНИРУЮЩИЕ ПАМЯТЬ И УМ
=====================================

1. Какое самое известное высказывание Гераклита?

2. Кто сказал: «Я знаю, что ничего не знаю»? 

3. Кто выдвинул идею атомов, атомного строения материи?

4. Кто автор высказывания «Человек — мера всех вещей…»? 

5. Кто  автор высказывания «Всё есть вода»? 

6. Кого называют первым философом на Земле?

7. Кто является автором теории идей как образцов вещей? 

8. Кто является автором следующих строк:
Нет, весь я не умру — душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит.

9. Кто является автором высказывания «Если Бога нет, то всё позволено»?

10. Кто является автором теории непротивления злу насилием

11. Какой философ сказал: «Платон мне друг, но истина дороже»? 

12. Кто был автором идеи множественности миров?

13. Кто является автором высказывания «Я мыслю, следовательно, существую»?

14. Кто является автором высказывания «Самое страшное из зол, смерть, не имеет к нам никакого отношения, так как когда мы существуем, смерть еще не присутствует; а когда смерть присутствует, тогда мы не существуем».

15. Кто является автором выражения «война всех против всех»?

16. Кто является автором высказывания «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его»?

17. Кто является автором категорического императива «Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла стать всеобщим законом». («Поступай лишь согласно такому правилу, которое ты мог бы желать возвести в общий закон»).

18. Кто является автором идеи совпадения противоположностей?

19. Кто является автором высказывания «Противоречие — корень всякого движения и жизненности»?

20. Какое самое известное высказывание Р. Декарта?

21. Кто был самым выдающимся пантеистом среди философов?

22. Философы какого направления заявляли «Бог есть всё или Всё есть Бог» («Бог есть Природа или Природа есть Бог»)?

23. Назовите философов-материалистов (не меньше трех).

24. Назовите философов-идеалистов (не меньше трех).

25. Родоначальником какого направления философии был Огюст Конт?

26. Кто был автором «Философических писем»?

27. Кто называл Землю колыбелью человечества?

28. Ученый-геофизик В.И.Вернадский известен в философских кругах как автор одной идеи. О какой идее идет речь?

29. Назовите хотя бы одного известного славянофила.

30. Кто был автором идеи «русской идеи»? (Ответ: В.С.Соловьев).

31. Кто из русских философов написал роман «Что делать?»

32. Кто в русской философии был наиболее ярким выразителем концепции персонализма?

33. Как называют мыслителей, утверждающих принцип «Человек для человека — высшая ценность»?

34. Назовите хотя бы одного гуманиста эпохи Возрождения.

35. Назовите самого известного мыслителя Китая.

36. Назовите трех русских философов XIX века.

37. Назовите философские категории, отображающие разные стороны объективной реальности (не менее 4-х).

38. Назовите не менее трех пар противоположных категорий (пример: возможность и действительность).

39. Какой философ дополнил формулу Д. Локка «Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах» словами «кроме самого разума»?

40. Как называется направление мысли, которое провозглашает «Всё относительно».

41. Кто автор теории «чистой доски»?

42. Самое известное высказывание Ф. Бэкона.

43. Как называется позиция тех, кто утверждает: «политика вне морали», «экономика (бизнес) вне морали», «наука, искусство вне морали»?
 
ПОЯСНЕНИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

1. Предлагаемые задачи и упражнения не носят специфически учебного характера и поэтому могут использоваться для самых разных целей, в том числе: 1) для написания эссе, небольших философских работ, 2) в качестве тем для обсуждения, дискуссий, 3) для конкурсных заданий.

2. Задача по философии указывает на философскую проблему и/или помогает ее решить (устранить).

3. Упражнение по философии тренирует мыслительные способности, развивает и совершенствует ум, способствует закреплению знаний (сведений) по философии.

4. Распределение задач и упражнений по разделам учебного курса. Задачи и упражнения для удобства преподавания распределены (с известной долей условности) по пяти разделам учебного курса («что такое философия?», «история философии», «философское понимание мира», «философия человека», «философия деятельности» ). Кроме того, в отдельный раздел «Разное» помещены задачи и упражнения, которые трудно отнести к какому-то одному разделу учебного курса.
Распределение задач и упражнений по разделам учебного курса не означает автоматически, что они предлагаются студентам в том же порядке, по разделам. Допустимы самые разные варианты.
На экзамене по философии рекомендуется давать задачи и упражнения без указания их принадлежности к тем или иным разделам учебного курса.

5. Критерии оценки ответа:
   1) обстоятельность (от нескольких предложений до 1-3 страниц; ответы типа “да”, “нет” не принимаются);
   2) аргументированность (логическая обоснованность, связность, использование примеров);
   3) точность (ответ именно на этот вопрос и ни на какой другой).

6. Ответы на задачи и упражнения можно давать как в письменном, так и в устном виде. В последнем случае ответы могут стать предметом обсуждения-дискуссии на семинарском занятии.
Письменные ответы-работы студенты могут готовить непосредственно на семинарском занятии (10-30 минут в зависимости от характера задачи и наличия достаточного времени) или как домашние задания.

7. Задачи могут использоваться как материал для проведения диспутов. В этом случае назначаются или выбираются участники диспута, выступающие «за», «против» и занимающие третью позицию. В случае альтернатив участники распределяются между альтернативами. По каждой позиции или альтернативе выступает один студент; у него могут быть помощники или совыступающие.

8. На зачете или экзамене студенту следует предоставить право выбирать как минимум из двух вариантов задач/упражнений. В остальных случаях — по усмотрению преподавателя.
 
ПРИЛОЖЕНИЕ
===========
ВОПРОСЫ ОБЩЕКУЛЬТУРНОГО ХАРАКТЕРА

Эти вопросы позволяют оценить степень духовного, культурного развития студента. От культурного уровня студента зависит напрямую его способность к постижению философии.

1. Кто автор романа «Дон Кихот»?
2. Какая самая известная скульптура Микельанджело?
3. Какая самая известная картина Рафаэля?
4. Какая самая известная картина Леонардо да Винчи?
5. Как называется 3-я симфония Бетховена?
6. Как называется 2-я симфония А.П. Бородина?
7. Как называется 6-я симфония П. И. Чайковского?
8. Как называется первая опера М. И. Глинки?
9. Кто автор Аппассионаты?
10. Кто автор картины «Боярыня Морозова»?
11. Кто является автором высказывания «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли»? 
12. Кто изобрел телескоп?
13. Кто автор теории эволюции?
14. Чем прославился А. Эйнштейн?
15. Что изобрел Александр Попов?
16. В какой стране жил Рембрандт?
17. В каком году Колумб открыл Америку?
18. Кому принадлежат строки:
     «Что может собственных Платонов
      И быстрых разумом Невтонов
      Российская земля рождать!»
19. Какая картина Александра Иванова висит в Третьяковской галерее?
20. Кто автор «Илиады»?
21. Кто автор картины «Апофеоз войны»?
22. Кто автор «Математических начал натуральной философии»?


СЛОВАРЬ ФИЛОСОФСКИХ ТЕРМИНОВ И ПОНЯТИЙ
(список слов и терминов, значение которых необходимо знать студентам, сдающим экзамен по философии)
========================================

Агностицизм — 1) концепция, утверждающая непознаваемость мира; 2) агностиками называют еще людей, которые на вопрос «есть ли Бог?» отвечают «не знаю».

Альтруизм — забота о других в ущерб, во вред себе, самоотверженность, самопожертвование.

Анархизм — отрицание позитивной роли государства (государственной власти) в жизни людей; вместо власти самоуправление (никакой власти сверху, люди сами собой должны управлять, с помощью органов самоуправления).

Атеизм — отрицание существования бога (богов).

Гуманизм — осознанная установка на человечность без границ. С точки зрения гуманизма человек для человека — высшая ценность. Эта ценность приоритетна по отношению ко всем другим ценностям: материальным или духовным, природным или социальным.

Деизм — (от лат. deus — бог), религиозно-философская доктрина, которая признает бога как мировой разум, сконструировавший целесообразную "машину" природы и давший ей законы и движение, но отвергает дальнейшее вмешательство Бога в самодвижение природы (т. е. "промысел божий", чудеса и т. п.) и не допускает иных путей к познанию бога, кроме разума. Получил распространение среди мыслителей Просвещения, сыграл значительную роль в развитии свободомыслия в 17-18 вв. (Из Энциклопедического словаря).

Дискурс (фр. discours, англ. discourse, от лат. discursus "бегание взад-вперед; движение, круговорот; беседа, разговор"), речь, процесс языковой деятельности; способ говорения. Многозначный термин ряда гуманитарных наук, предмет которых прямо или опосредованно предполагает изучение функционирования языка, – лингвистики, литературоведения, семиотики, социологии, философии, этнологии и антропологии. (Из энциклопедии КРУГОСВЕТ).

Добро в моральном смысле — сознательная установка на служение жизни и само это служение жизни, понимаемой не только как личная жизнь, но и жизнь других, жизнь человечества и жизнь вообще. Конкретно добро выступает в виде бескорыстного благодеяния, за которое человек не ожидает вознаграждения.

Дуализм — (от лат. dualis — двойственный), философское учение, исходящее из признания равноправными двух начал — духа и материи. Противостоит монизму, разновидность плюрализма. Термин введен Х. Вольфом. Один из крупнейших представителей — Р. Декарт. (Из Энциклопедического словаря).

Зло в моральном смысле — неспровоцированное нанесение вреда, ущерба кому-либо вплоть до убийства.

Золотое правило поведения (нравственности). В положительной форме гласит: поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой. В отрицательной: не делай другим того, чего не хотел бы, чтобы делали тебе.

Идеализм. Главным объектом внимания идеалистической философии являются высшие формы человеческой, духовной, социальной жизни. Если за основу берется духовная жизнь человеческого общества — то это — объективный идеализм. Если же за основу берется духовная жизнь индивидуума, то это — субъективный идеализм. Идеалисты идут от явлений человеческого духа, от мышления и на их основе объясняют всё остальное. Короче, они идут от человека к миру, пытаются объяснить низшее через высшее. Идеалисты рассматривают реальное как слепок-продукт идеального. Они абсолютизируют управляюще-преобразующую способность человека (в управляюще-преобразовательной деятельности мы переводим идеальное в реальный план; реальное, полученное в результате такой деятельности, лишь повторяет идеальное, соответствует ему; в управляюще-преобразовательной деятельности мы приспосабливаем мир к своим потребностям, пытаемся подчинить его себе, господствовать над ним, очеловечить, одухотворить его).

Имморализм — позиция непризнания значимости морали в тех или иных сферах деятельности или в отдельных делах. Некоторые, например, утверждают, что «политика вне морали», «бизнес (предпринимательство), экономика вне морали», «искусство вне морали», «наука вне морали», любовь вне морали».

Иррационализм — акцентирует внимание на ограниченности человеческого разума, на том, что разум меньше самого человека, меньше жизни. Иррационалистам близки шекспировские слова: “есть много, друг Гораций, на свете такого, что и не снилось нашим мудрецам”.

Категорический императив — высший закон морали по И. Канту: "поступай так, чтобы максима твоего поступка могла стать всеобщим законом".

Коммунизм — (от лат. communis — общий), общее название различных концепций, в основе которых отрицание частной собственности (первобытный коммунизм, утопический коммунизм и др.). В марксистской концепции исторического процесса общественно-экономическая формация, сменяющая капитализм и проходящая в своем развитии две ступени (фазы) — низшую, называемую социализмом, и высшую, называемую полным коммунизмом. (Из Энциклопедического словаря).

Либерализм — духовное течение, провозглашающее свободу высшей ценностью жизни, а движение к большей свободе — насущной задачей государственных и иных институтов.

Материализм. Объектом материалистической философии является природа и все остальное она рассматривает через “призму” природы. Материалисты идут от природы, от материи и объясняют явления человеческого духа на основе материальных причин. Короче говоря, они идут от мира к человеку и его разуму, пытаются объяснить высшее через низшее. Они рассматривают идеальное как слепок, отражение реального. Иными словами, абсолютизируют познавательную способность человека (ведь в познании реальное мы переводим в идеальный план; идеальное, полученное в процессе познания, лишь повторяет реальное, соответствует ему, разделяет то, что разделено в объекте и соединяет то, что соединено в объекте; в познании мы приспосабливаемся к миру, пытаемся слиться с ним, раствориться в нем).

Методология — (от метод и  ...логия, буквально учение о методе), учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности; методология науки — учение о принципах построения, формах и способах научного познания. (Из Энциклопедического словаря). Философы-методологисты осмысляют преимущественно формы и средства человеческой деятельности. Это — кантианцы, позитивисты, неопозитивисты, прагматисты, представители лингвистической философии, философы науки.

Мистика — (от греч. mystikos — таинственный) — стремление к таинственному или боязнь таинственного, страх перед таинственным. Таинственное, таинственность, таинство — все эти слова происходят от слова “тайна”. Они так или иначе абсолютизируют тайну. Последняя — то, что мы не знаем, но предполагаем, что она может оказывать влияние на нас.

Мистицизм — мистическое умонастроение или мистическая философия, провозглашающая тайну главным элементом отношения человека к миру.

Монизм — (от греч. monos — один, единственный) способ рассмотрения многообразия явлений мира в свете единой основы (субстанции) всего существующего. Противоположность монизма — дуализм (признающий два независимых начала) и плюрализм (исходящий из множественности начал). (Из Энциклопедического словаря).
Монизм — ошибка сведения многого к одному. В принципе все монистические учения являются односторонними. Монизм абсолютизирует единство, цельность, что-то одно, пусть это будет начало, первоначало, сущность, первосущность, субстанция и т. д. и т. п. Это тот случай, когда «за лесом не видят отдельных деревьев», когда превалирует валовой подход. Монизм склонен монополизировать какое-то одно видение мира, жизни, человека и навязать его другим, всем. К монистическим абсолютизациям относятся позиции, когда мир рассматривается как целое, единое, субстанция, система, материя, дух.

Объективизм — позиция, утверждающая возможность минимизации или полного устранения субъективного элемента из процесса познания или оценки чего-либо. Философы-объективисты акцентируют внимание на мировоззренческих проблемах, на осмыслении внешнего (объективного) мира. К ним относятся натурфилософы, материалисты, онтологисты.

Пантеизм — философская концепция, согласно которой Всё есть Бог, а Бог есть Всё (Бог есть Природа, а Природа есть Бог). Пантеизм растворяет Бога в Природе.
Патернализм рассматривает отношения правителей и граждан, начальников и подчиненных, священнослужителей и простых верующих как отношения родителей и детей.

Плюрализм — ошибка сведения одного (единого) к многому.

Прагматизм — (от греч . pragma, род. п. pragmatos — дело, действие), философское учение, трактующее философию как общий метод решения проблем, которые встают перед людьми в различных жизненных ситуациях. Объекты познания, с точки зрения прагматизма, формируются познавательными усилиями в ходе решения практических задач; мышление — средство для приспособления организма к среде с целью успешного действия; понятия и теории — инструменты, орудия; истина толкуется в прагматизме как практическая полезность. Возник в 70-х гг. 19 в. в США; основные идеи высказал Ч. Пирс, доктрину разрабатывали У. Джемс, Дж. Дьюи, Ф. К. С. Шиллер, Дж. Г. Мид. (Из Энциклопедического словаря).

Психоанализ — психотерапевтический метод лечения неврозов, основанный на построении свободных ассоциаций и анализе ошибочных действий и сновидений как способов проникновения в бессознательное.

Рационализм — концепция, утверждающая верховенство разума в жизни человека (он объявляется или признается последней инстанцией, которая может разрешить те или иные вопросы).  Рационалисты любят декартовское “я мыслю, следовательно, существую”.

Религия — особый тип общественного сознания, воли и бытия. Она — та или иная форма коллективного верования. Как общественное сознание выступает в виде веры в сверхъестественное, прежде всего, в бога (богов). Как общественная воля выступает в виде тех или иных норм-правил поведения, частью моральных, частью правовых, частью сугубо религиозных. Как форма общественного бытия выступает в виде системы обрядов и религиозных действий (молитв, крестного знамения, поста и т. д.).

Релятивизм считает, что «всё относительно», нет различия между верхом и низом, между периферией и центром, между истинным и ложным, между знанием и заблуждением, между добром и злом, т. е. в одном отношении — одно (например, добро), в другом отношении — другое (зло).

Сенсуализм утверждает: чувственный опыт («потрогать-пощупать») — единственный источник знаний.

Социализм (фр. socialism от лат. socialis общественный) — 1. То же, что коммунизм или низшая ступень (фаза) коммунизма (по К.Марксу) 2. Концепция устройства жизни людей, основанная на приоритете общественных интересов, предполагающая, в частности, перераспределение доходов в сторону укрепления и развития социальной сферы.

Справедливость. Не существует какой-то одной справедливости. Есть справедливость, порождаемая различием людей (по происхождению, условиям жизни и способностям-делам), и есть справедливость, порождаемая сходством людей (природным равенством, равенством как представителей рода homo sapiens, как граждан государства, как сынов отечества и т. п.). Одна форма справедливости выражается в древнеримском изречении: “каждому свое”. Другая форма справедливости выражается в идее равенства. Абсолютизация одной из этих форм справедливости приводит к общей несправедливости.

Субъективизм — мировоззренческая позиция, игнорирующая объективный подход к действительности. (Из Энциклопедического словаря). Философы-субъективисты акцентируют внимание на проблемах человека и общества. К ним относятся идеалисты, философы жизни, экзистенциалисты, постмодернисты.
Теизм (от греч. theos – бог) — вера в Бога, согласно которой он существует вне и над миром, является сверхъестественным личным существом, творцом и властителем мира.

Тоталитаризм — крайняя форма этатизма, государственничества, всеохватное вмешательство государства в частную жизнь граждан, попытка органов государственного управления контролировать практически все аспекты жизни граждан. Тоталитаризм был невозможен до 20-го века, поскольку у органов государственного управления не было эффективных материальных средств контроля всех аспектов жизни граждан. В 20-м веке они появились, а именно, появились мощные транспортные средства (железные дороги, городской транспорт, авиация, автомобиль, речной и морской транспорт), средства связи (почта, телеграф, телефон), средства массовой информации (радио, телевидение, газеты и журналы).
 
Футурология — наука о будущем.

Эгоизм — это когда человек заботится о себе в ущерб, во вред другим, за счет других, когда в конфликтной ситуации «или-или» (столкновения личных интересов и интересов других: или то или другое, третьего не дано) человек делает выбор в свою пользу и во вред другим. Эгоизм — это когда человек рассматривает себя как цель, а других — только как средство. Не путать с любовью к себе, с заботой о себе.

Экспликация — уточнение, определение.

Эмпиризм — философия опыта или убеждение, что единственной реальностью является опыт. Эмпиризм выступает в двух формах: сенсуализма и прагматизма. Сенсуалистический эмпиризм акцентирует внимание на чувственном опыте (sensus — чувство, ощущение), чувственном познании. Прагматический эмпиризм акцентирует внимание на двигательной активности человека, на физических действиях, приводящих к успеху. Сенсуализм пассивен, созерцателен; прагматизм активен, деятелен.

Этатизм (государственничество) — абсолютизация роли государства в жизни людей.
Этика — учение, наука о морали (нравственности)

Этический релятивизм — различие между добром и злом относительно, в моральных вопросах каждый по-своему прав.

¬——————————————————————————¬
 
КНИГИ, РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ДЛЯ ЧТЕНИЯ
(для студентов, изучающих философию)
========================================

1. Гомер. Илиада. Одиссея
2. Платон. Диалог «Пир»
3. Сенека. Нравственные письма к Луцилию
4. М.Монтень. Опыты
5. Шекспир. Гамлет
6. Сервантес. Дон Кихот
7. Д.Дефо. Робинзон Крузо
8. Дж.Свифт. Путешествия Гулливера
9. Гете. Фауст
10. В.Скотт. Айвенго
11. Ч.Диккенс. Оливер Твист
12. А.Шопенгауэр. Афоризмы житейской мудрости
13. Д.Карнеги. Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей
14. Кун. Легенды и мифы Древней Греции
15. А.С.Грибоедов. Горе от ума
16. А.С.Пушкин. Евгений Онегин
17. А.С.Пушкин. Стихотворения. Поэмы
18. М.Ю.Лермонтов. Герой нашего времени
19. М.Ю.Лермонтов. Стихотворения. Поэмы
20. Н.В.Гоголь. Мертвые души
21. Н.В.Гоголь. Повести
22. А.И.Герцен. Былое и думы
23. И.С.Тургенев. Отцы и дети
24. И.С. Тургенев. Записки охотника
25. И.А.Гончаров. Обломов
26. Н.Г.Чернышевский. Что делать?
27. Н.А.Некрасов. Стихотворения
28. Ф.М.Достоевский. Преступление и наказание
29. Ф.М.Достоевский. Братья Карамазовы
30. Л.Н.Толстой. Война и мир
31. Л.Н.Толстой. Анна Каренина
32. А.П.Чехов. Рассказы и повести
33. И.Е.Репин. Далекое-близкое
34. К.С.Станиславский. Моя жизнь в искусстве
35. А.М.Горький. Трилогия «Детство», «В людях», «Мои университеты»
36. А.Грин. Алые паруса
37. А.С.Макаренко. Педагогическая поэма
38. Б.Полевой. Повесть о настоящем человеке
39. Н.И.Павленко. Петр Первый (ЖЗЛ)
40. К.М.Симонов. Живые и мертвые
41. Н.М.Амосов. Мысли и сердце
42. Д.Гранин. Зубр