Задачи и упражнения по философии, ч. 2

ПРОДОЛЖЕНИЕ. НАЧАЛО См.: Задачи и упражнения по философии, ч. 1

К РАЗДЕЛУ «ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА»
================================

30. Кто, по Вашему мнению, прав и почему?
А. Человек есть мера всех вещей (Протагор).
Б. Не надо мерить температуру общества, ставив градусник себе под мышки (современный политолог).
— Прокомментируйте.

31. Всё ли в жизни зависит от нас? Если нет, то в какой степени наша жизнь зависит от нас?
   — Дайте развернутый ответ.

32. Рассудите:
А. Песталоцци И.Г., знаменитый педагог, основоположник теории начального обучения, утверждал: «Человека образуют обстоятельства». Марк Аврелий советовал: «Если не можешь изменить обстоятельства — измени отношение к ним».
Б. Балашов Л.Е.: «Человек только тогда достигает чего-либо, когда он оказывается сильнее обстоятельств».

33. На вопрос «иметь или быть?» Э. Фромм, автор книги с таким названием, ответил:  «быть!». А как бы Вы ответили на этот вопрос? *
— Дайте развернутый ответ.

34. Кто, по Вашему мнению, прав и почему?
А. Как много есть на свете вещей, которые мне не нужны (Сократ).
Б. Если вещь не годна для одной цели, ее можно употребить для другой (Лао цзы).
Прокомментируйте.

35. Рассудите:          
Жизнь — это праздник, на который мы пришли. (Древнеиндийская мудрость)
Жизнь — не сад, в котором растут только одни цветы. (И.А. Гончаров, “Обрыв”)

36. Что хотел сказать Биант, один из семи греческих мудрецов, этой фразой: «Жизнь надо размеривать так, будто жить тебе осталось и мало и много»?
—  Попробуйте реконструировать ход его мысли.

37. С возрастом время жизни увеличивается или уменьшается? — Дайте развернутый ответ.

38. Что (чего) Вы ждете от жизни? — Дайте  развернутый ответ.

39. Как надо жить, чтобы нам было лучше? — Дайте развернутый ответ.

40. Существуют два полярных мнения о смерти.
А. Платон устами Сократа утверждал: «Те, кто подлинно предан философии, заняты на самом деле только одним — умиранием и смертью». (Федон, 63е-64a). А. Шопенгауэр в книге "Мир как воля и представление" (Т. 2, гл. XLI) главу о смерти начинает так: «Смерть — поистине гений-вдохновитель, или мусагет философии; оттого Сократ и определял последнюю как упражнение в смерти или подготовку к смерти».
Б. Спиноза: «Человек свободный ни о чем так мало не думает, как о смерти, и его мудрость состоит в размышлении не о смерти, а о жизни». (Б. Спиноза. Этика. — См.: Спиноза Б. Избр.произв. Т. 1, М., 1957. С. 576).
— Кто из них прав? Дайте развернутый ответ.

41. Кто, по Вашему мнению, прав и почему?
М. Монтень: «Конечная  точка  нашего  жизненного пути  —  это  смерть, предел  наших стремлений, и  если она  вселяет  в нас ужас,  то можно  ли сделать  хотя бы один-единственный  шаг, не  дрожа  при  этом,  как  в  лихорадке? Лекарство, применяемое  невежественными  людьми  —  вовсе не  думать  о ней.  Но  какая животная тупость нужна для того, чтобы обладать такой слепотой! Таким только и взнуздывать осла с хвоста… и нет ничего удивительного, что подобные  люди нередко попадаются в западню.» (Опыты, гл. ХХ).
Б. Спиноза: «Человек свободный ни о чем так мало не думает, как о смерти, и его мудрость состоит в размышлении не о смерти, а о жизни». (Этика)
— Дайте развернутый ответ.

42. А.С. Пушкин говорил в стихотворении “Я памятник воздвиг себе”:
Нет, весь я не умру
Душа в заветной лире мой прах переживет
И тленья убежит.
— Как понимать эти его слова? Мы знаем, что Пушкин умер давно, в 1837 году. А что же не умерло в нем, что осталось от него? Жив ли сейчас поэт Пушкин?

43. Смертен человек или бессмертен? Или он в чем-то смертен и в чем-то бессмертен?

44. Как Вы относитесь к идее отмены смертной казни? Ответ аргументируйте.

45. Что хотел сказать автор? Прокомментируйте:
Человечество не табун лошадей, который надо прокормить, а клуб, в который надо записаться (Честертон, англ. писатель).

46. П.Я.Чаадаев: «Любовь к отечеству — прекрасная вещь. Но еще более высокая — любовь к истине».
Мераб Мамардашвили: “Я люблю свободу больше, чем родину”.
— Дайте оценку этим высказываниям, прокомментируйте.

47. Прокомментируйте: Мудрому человеку вся земля открыта. Ибо хорошей душе отечество — весь мир. (Демокрит, V век до н. э.)

48. Какая разница между патриотизмом и национализмом? Приведите примеры того и другого.

49. Прав ли Ф. И. Тютчев, говоря:

Умом Россию не понять
Аршином общим не измерить
У ней особенная стать
        В Россию можно только верить

50. Россия: Восток или Запад? Или что-то другое?

51. Согласны ли Вы с утверждением «Мы не Европа и не Азия. Мы — русские» (Телепередача «Русский дом», канал Московия, 31.08.03). Прокомментируйте.

52. Объясните, почему золотое правило поведения называют золотым?
Справка. Отрицательная и положительная формулировки золотого правила: “не делай другим того, чего не хотел бы, чтобы делали тебе”; “поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой”.

53. Какое из следующих высказываний можно охарактеризовать как частный случай золотого правила поведения? Объясните.
1) Человек должен... довольствоваться такой степенью свободы по отношению к другим людям, которую он допустил бы у других людей по отношению к себе (Т. Гоббс).
2) Свобода заключается в праве делать все, что не вредит другим (Клаудиус).
3) О свободе надо судить по степени свободы самых низших (Дж. Неру). 
4) Делай, что хочешь, но так, чтобы не лишиться этой возможности в будущем (из сборника тюремных афоризмов).
Справка. Отрицательная и положительная формулировки золотого правила: “не делай другим того, чего не хотел бы, чтобы делали тебе”; “поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой”.

54. Можно ли считать следующее утверждение частным выражением золотого правила поведения?
“Не нарушая чужих прав, ты охраняешь собственные” (из фильма Жака Ив Кусто 1984 г.).
Справка. Отрицательная и положительная формулировки золотого правила: “не делай другим того, чего не хотел бы, чтобы делали тебе”; “поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой”.

55. Что хотел сказать Шекспир устами Катарины, героини своей пьесы?
            “Сила женщины — в ее слабости”.

56. Как Вы оцениваете утверждение:
“Если Бога нет, то всё позволено” (из “Братьев Карамазовых” Ф. М. Достоевского). — Дайте развернутый ответ.

57. Становятся ли люди лучше, существует ли моральный прогресс? — Дайте развернутый ответ.

58. Откуда в мире зло? Можно ли бороться со злом и если можно, то можно ли устранить зло совсем?
— Дайте развернутый ответ.

59. Как Вы считаете: человек по своей природе добр, зол или не добр и не зол? — Дайте развернутый ответ, аргументируйте.

60. Правилен ли толстовский тезис о непротивлении злу насилием или прав И. А. Ильин со своим антитезисом — о сопротивлении злу силою? И нужно ли вообще бороться со злом? — Дайте развернутый ответ.

61. Как Вы понимаете счастье? — Дайте развернутый ответ.

62. Что нужно для того, чтобы быть счастливым?
—  Дайте развернутый ответ.

63. Некоторые люди осознанно стремятся к самосовершенствованию. Как Вы относитесь к этой идее (самосовершенствования)? Нужно ли человеку совершенствоваться? И если нужно, то в каком направлении (каких направлениях)?
     —  Дайте развернутый ответ.

64. Как Вы думаете: существует защита от дурака  (можно ли защититься от дурака)? Варианты ответа: да, нет или как-то по другому.
    — Ответ аргументируйте, приведите примеры, подтверждающие Вашу точку зрения.

65. Почему добрым быть хорошо, а злым — плохо?
    — Дайте развернутый ответ, приведите примеры.

66. Как Вы считаете: доброта — редкое или обычное явление?
     — Ответ аргументируйте, приведите примеры, подтверждающие Вашу точку зрения.

67. Что такое зло в моральном смысле?
    — Дайте развернутый ответ, приведите примеры.

68. Рассудите:
А) Для Сократа добро совпадает с знанием и отсутствие знания является единственным источником всякого морального несовершенства;
Б) Кант утверждал нечто обратное: «Чтобы быть честными и добрыми и даже мудрыми и добродетельными, мы не нуждаемся ни в какой науке и философии».
— Дайте развернутый ответ.

69. Как Вы оцениваете тезис «цель оправдывает средства». — Ответ аргументируйте.

70. С одной стороны, существует расхожее мнение «цель оправдывает средства» (вариант: «для достижения цели все средства хороши»). С другой, многие убеждены в том, что «цель, для которой требуются неправые средства, не есть правая цель».  — Рассудите. Где правда? — Ответ аргументируйте.

71. Оцените и прокомментируйте утверждение Эркюля Пуаро: «Большинство из нас эгоисты; но не все в этом признаются» (к/ф «Пуаро Агаты Кристи»).

72. Ответьте на вопрос: можно ли быть злым и одновременно счастливым? или: может ли злой человек быть счастливым?
— Ответ аргументируйте.

73. Согласно Ф. Ницше любовь есть «выражение эгоизма» . В. С. Соловьев, напротив, утверждал, что подлинная любовь — перемещение центра «Я» в другого, преодоление эгоизма. А как Вы считаете? — Ответ аргументируйте.

74. Фихте утверждал: не должно быть брака без любви и любви без брака. А Вы как думаете?
    — Дайте развернутый ответ.

75. Что означает выражение «деньги не пахнут»? По латински оно звучит так: «Non olet peccunia». Это слова, сказанные римским императором Веспасианом сыну, который выразил неудовольствие по поводу обложения налогами общественных отхожих мест .
— Дайте развернутый ответ.

76. Прав ли автор этого утверждения: «Будем лучше думать о людях и они на самом деле станут лучше»?
— Ответ аргументируйте, приведите примеры.

77. Какая связь между призывом Жан-Жака Руссо «Назад к природе!» и лозунгом Французской революции «Мир хижинам; война дворцам!»?
— Дайте развернутый ответ.

78. Руссо называл далекое прошлое золотым веком.; он критиковал цивилизацию и прогресс. "Назад к природе!" – его призыв.
На это Вольтер ехидно заметил: “Когда я слушаю Руссо, мне хочется встать на четвереньки и бежать в лес”.
— Кто из них прав? Оцените и прокомментируйте.

79. Т. Гоббс утверждал: «пока люди живут без общей власти, держащей всех их в страхе, они находятся в том состоянии, которое называется войной, а именно в состоянии войны всех против всех» (Гоббс Т. Избр. произв. Т. 2. М., 1964. С. 152.)
 — Прав ли Т. Гоббс? Оцените и прокомментируйте.

80. Как Вы объясните видимое противоречие между двумя утверждениями:
Всякая власть развращает, абсолютная власть развращает абсолютно (лорд Актон). (Сравн.: Ш. Монтескье «Известно уже по опыту веков, что всякий человек, обладающий властью, склонен злоупотреблять ею, и он идет в этом направлении, пока не достигнет предела»).
Вообще власть не портит людей. Когда у власти дураки, то они портят власть. (Б. Шоу).
— Дайте развернутый ответ.

81. Куда движется человечество? К гибели, к лучшему или к чему-то другому?

82. В одной телепрограмме (ТВЦ, ноябрь 2005 г.) обсуждался вопрос: «Почему у нас не любят богатых?». — Как бы Вы ответили на этот вопрос?

83. Совместимы ли политика и мораль? — Ответ аргументируйте.

84. Совместимы ли бизнес (предпринимательство) и мораль? — Ответ аргументируйте.

85. А. В. А. Жуковский: «При мысли великой, что я человек, всегда возвышаюсь душой».
Б. Марк Твен: «Меня бесконечно поражает, что мир не заполнен книгами, которые с презрением высмеивали бы эту жалкую жизнь, жестокий и низкий род человеческий, всю эту нелепую, смехотворную канитель».
В. Диоген говорил, что когда он видит правителей, врачей или философов, то ему кажется, будто человек — самое разумное из живых существ, но когда он встречает снотолкователей, прорицателей или людей, которые им верят, а также тех, кто чванится славой или богатством, то ему кажется, будто ничего не может быть глупее человека.
 — Что Вы думаете по поводу этих трех высказываний и вообще разных мнений об одном и том же. Кто, по Вашему мнению, прав или  ближе к истине?

86. Супружеская измена: говорить или молчать? — Дайте развернутый ответ.

87. Иногда можно слышать: «добро должно быть с кулаками». — Прокомментируйте это  высказывание. Согласны ли Вы с ним?

88. Оцените высказывание  испанского художника Сальвадора Дали: «Я богат потому, что мир полон кретинов». Как его можно квалифицировать с моральной точки зрения?

89. «Не стoит она [высшая гармония] слезинки хотя бы только того замученного ребенка, который бил себя кулачонком в грудь и молился в зловонной конуре своей неискупленными слезками своими к «Боженьке». (Ф. М. Достоевский. Роман «Братья Карамазовы»). — Проведите анализ этого высказывания, дайте свою оценку.

90. Одни говорят «Честность — лучшая политика», другие утверждают, что «Политика — грязное дело». Кто прав (ближе к истине)? — Ответ аргументируйте.

91. Иногда можно слышать рассуждения типа "честный — глупый, а умный тот, кто умеет обманывать". Злодей Яго из трагедии Шекспира "Отелло" говорит: "Я предпочту быть умным. Честность — дура. И губит тех, кто с ней" (см. отечественный кинофильм "Отелло").
 — А Вы как считаете? Дайте развернутый ответ.

92. Оцените высказывание: «Свобода — это право делать всё, что не запрещено законом» (Ш. Монтескье). — Ответ аргументируйте.

93. Как Вы объясните видимое противоречие между двумя утверждениями:
«Сколько ни говори «халва, халва», во рту слаще не станет» (восточная поговорка, приписывают Ходже Насреддину).
 «Если человеку долго говорить, что он свинья, я вас уверяю, он захрюкает» (из рассказа А. М. Горького?)

94. Нельзя жить так подробно.
Любопытно сопоставление двух ситуаций:
1. Буддистский монах так любил всё живое, что когда ходил — подметал перед собой дорогу специальным веником, чтобы, не дай бог, не наступить на какого-нибудь муравья или жучка. Всё хорошо... вот только сколько муравьёв и жучков было убито и покалечено этим веником — никто не считал (из Интернета).
2. Лев Толстой и комар. Гуляют как-то Лев Николаевич с другом по парку (фамилия друга, кажется, Чагин). А тут комар впился в щеку Льва Николаевича. Тот возьми да прихлопни комара — аж кровь пошла. Чагин и говорит: «Как же так, Лев Николаевич, вы все непротивленье злу насильем проповедуете — а комара-то вон убили. Убили же!» Л.Н. и отвечает: «Дорогой друг, нельзя жить так подробно… (из Интернета)

 — Приведите другие ситуации-примеры, когда справедлива формула "нельзя жить так подробно".

95. Рассудите:
А. Шопенгауэр: «Есть одна только врожденная ошибка — это убеждение, будто мы рождены для счастья».
В.Г.Короленко: «Человек создан для счастья как птица для полета».

96. Как Вы относитесь к идее заключения брачного контракта?

97. А.С.Пушкин говорил о себе в стихотворении «Памятник»: «И милость к падшим призывал». С другой стороны, Ф.Ницше требовал: «Падающего подтолкни». — Рассудите.

98. Что такое совесть? Какую роль совесть играет в жизни человека? — Дайте развернутый ответ.

99. Русская поговорка утверждает: «Первый снег — не зима, первая зазноба — не невеста». С другой стороны,  распространено мнение, отраженное в таких словах песни: «А любовь всегда бывает первою и другою быть не должна \ Самой нежною и самой верною и всегда одна». (Песня М. Фрадкина, слова Е. Долматовского). — Рассудите.

100. Как Вы объясните видимое противоречие двух утверждений:
Хочешь освободиться от пороков, — сторонись порочных примеров (Сенека. Нравственные письма к Луцилию).
Каждый человек должен входить в жизнь, умея сопротивляться вредному влиянию. Не оберегать человека от вредного влияния, а учить его сопротивляться (А.С. Макаренко).

101. Из сериала «Богиня прайм-тайма». В разговоре с женой журналист Бахрушин сказал: «Когда дело доходит до жизни и смерти, кто думает про мораль?!»
Вопрос: Вы согласны или не согласны с этим утверждением и почему?

102. Вы обедаете один у себя дома. Вопрос: имеет ли какое-либо отношение этот Ваш обед к морали? Можно ли его оценивать с моральной точки зрения? Или он вне морали?

103. В чем сходство и различие двух поговорок:
 «В чужой монастырь со своим уставом не ходят»,
«С волками жить — по-волчьи выть»?

104. Рассудите:
 Т. Гоббс утверждал: «пока люди живут без общей власти, держащей всех их в страхе, они находятся в том состоянии, которое называется войной, а именно в состоянии войны всех против всех» (Гоббс Т. Избр. произв. Т. 2. М., 1964. С. 152).
Л. Н. Толстой же говорил: «Те, которые думают, что нельзя руководить людьми иначе, как насилием, пренебрегая их разумом, делают с людьми то же, что делают с лошадьми, ослепляя их, чтобы они смирнее ходили по кругу» — Л.Н. Толстой. Закон насилия и закон любви. III.
 — Кто из них прав? Или возможен другой ответ?

105. Как Вы объясните видимое противоречие двух утверждений, рассудите:
1. Хочешь мира — готовься к войне. (Древнеримское изречение)
2. Если в начале пьесы на стене висит ружье, то к концу пьесы оно должно выстрелить. (А.П.Чехов)

К РАЗДЕЛУ «ФИЛОСОФИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

106. Л.Н. Толстой любил изречение Бюффона “Гений — это терпение”. С другой стороны, В.Г. Белинский писал: “Гений не есть, как сказал Бюффон, терпение в высочайшей степени, потому что терпение есть добродетель посредственности”.
 — Кто из них прав? Или возможен другой ответ?

107. Как Вы объясните видимое противоречие двух утверждений:
А. Один ум хорошо, а два лучше.
Б. Лучше один плохой генерал, чем два хороших.

108. Рассудите:
А. Люди перестают мыслить, когда перестают читать. (Д. Дидро)
Б. Поменьше читать! Те, кто много читают, отвыкают самостоятельно мыслить. (Д. Гранин. Иду на грозу).
— Дайте развернутый ответ.

109. Что такое глупость? Приведите примеры глупости в словах и в поступках-делах.

110. Один знаменитый человек (Сократ) утверждал: “Я знаю, что ничего не знаю”. Другой не менее знаменитый человек (Д. И. Менделеев) возразил ему: "Древнегреческий мудрец говорил: я знаю, что я ничего не знаю. — Да он и не знал, а мы знаем..." (“Основы химии”)
 — Кто из них прав? Оцените и прокомментируйте.

111. Как Вы объясните видимое противоречие двух утверждений:
А. Правда хорошо, а счастье лучше.
Б. Платон мне друг, но истина дороже.

112. Рассудите, кто прав и почему:
А. «Наука удивительнее мифов». Из научно-познавательного фильма «Загадки природы» Би-би-си, 2005 г.
Б. «Реальные факты менее интересны, чем фантазии и заблуждения». Из телевизионной рекламы 1998-1999 гг.)
 — Дайте развернутый ответ.

113. Существуют пять состояний знания и незнания:
1) когда мы знаем, что знаем
2) когда мы знаем, что не знаем
3) когда мы не знаем, что знаем
4) когда мы не знаем, что не знаем
5) когда мы не знаем, но думаем, что знаем (когда незнание выдается за знание).
 — Приведите примеры каждого из этих состояний.

114. Попробуйте объяснить: в чем сходство и различие между истиной и правдой?

115. Попробуйте объяснить: в чем различие между знанием и верой? (под верой имеется в виду вера вообще, а не религиозная вера).

116. Что есть истина? — Попробуйте дать ответ, не заглядывая в учебники, словари и энциклопедии.

117. Как Вы объясните видимое противоречие двух утверждений:
А. Всё познается в сравнении.
Б. Сравнение всегда хромает. (Януш Корчак, известный педагог, говорил еще более резко: «Отбросим сравнения, они вводят в заблуждение»).

118. Как Вы объясните видимое противоречие между двумя утверждениями:
А. «...во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь» (библейский проповедник Экклезиаст).
Б. «Знание — сила» (Ф. Бэкон) (сравн. подобное: «знать больше сегодня — значит быть более сильным завтра» — Э. Теллер).

119. Рассудите:
А. Меньше знаешь — лучше спишь.
Б. Не зная броду — не суйся в воду.
Эти поговорки говорят об одном — о знании, но почему они по-разному оценивают значение знания в жизни человека?   
— Дайте развернутый ответ.

120. Одни считают интуицию высшей формой познания, другие — атавизмом, доставшимся нам от животных.
 — А Вы как думаете? Дайте развернутый ответ.

121. Прокомментируйте следующее утверждение, исходящее от Гегеля:
     Абстрактной истины нет, истина всегда конкретна.
     — Дайте развернутый ответ, приведите примеры.

122. В чем сущность дилеммы «сциентизм — антисциентизм», возможно ли ее решение? *
— Дайте развернутый ответ.

123. А. Эйнштейн утверждал: «Лишь теория решает, что мы ухитряемся наблюдать!». Примерно о том же говорил И. П. Павлов: «Если не имеешь в голове идей, то не увидишь фактов».
   — Что они имели в виду? Дайте развернутый ответ.

124. Кто, по Вашему мнению, прав? Прокомментируйте
А.: “...художественные произведения должны создаваться не для изучения и не для цеховых ученых, а они... должны быть понятны и служить предметом наслаждения непосредственно сами по себе. Ибо искусство существует не для небольшого замкнутого круга, не для немногочисленных очень образованных людей, а в целом для всего народа.” (Гегель. Соч. Т. XII. С. 280) [Сравн.: “Искусство принадлежит народу” (В.И. Ленин)]
Б.: “Глубоко ложен принцип “искусство для всех”. В нем выявляется ложная демократизация. “Искусство для всех” вовсе не подразумевает необходимой ясности и простоты, это было бы прекрасно, — нет, в нем есть гибельное требование об урезке роста мастера в уровень современными ему невежеством и дурным вкусом, требование “общедоступности”, азбучности и полезности. Искусство никогда не обращается к толпе, к массе, оно говорит отдельному человеку, в глубоких и скрытых тайниках его души.
Искусство должно быть “для каждого”, но отнюдь не для всех. Только тогда оно сохранит отношение индивидуальности к индивидуальности, которое и составляет смысл искусства, в отличие от других ремесел, обслуживающих вкусы и потребности множеств.” (М. Волошин. Заметки 1917 года)

125. Древние философы выдвинули девиз “Подвергай всё сомнению”. Что они имели в виду? Как можно истолковать этот девиз?

126. Герой одного фильма сказал: «Если хочешь учиться — будь готов считаться дураком и тупицей». Прокомментируйте это  высказывание. Согласны ли Вы с ним?

127. Справедливо ли утверждение «Практика — критерий истины»? — Дайте развернутый ответ.

128. Существуют две взаимоисключающие позиции в вопросах философии управления. Они выражаются в поговорках:
Каков поп, таков и приход (отрицательный вариант: рыба с головы гниет).
Свита делает короля. (Короля делает [играет] свита).
Рассудите.

129. Встречаются каратист и самбист. Кто из них победит? Ответ аргументируйте.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ


Рецензии