Спецчасть

Владимир Балашов
Валентина Ивановна Иванчикова, заведующая общим отделом Домодедовского горисполкома, по совместительству или по статусу отвечала за хранение и работу над секретными документами. Поэтому и материалы генерального плана города и детальной планировки его центральной части и топографические планшеты масштабов от 1:2000 и крупнее и многое другое, необходимое в деятельности отдела архитектуры, можно было получить только у нее. Как человек занятый, она не только для посетителей, но и для главного архитектора города, тоже устраивала очередь даже для того чтобы, например, посмотреть генеральный план города, почему это  приходилось делать значительно реже, чем это было необходимо  ...

В конце концов, мне пришлось прибегнуть к радикальному средству ... образовать (создать) - спецчасть отдела главного архитектора. Получив благословение председателя исполкома Третьякова Александра Константиновича, я обратился в отделение КГБ по Домодедовскому району, а уже от них - последовательность действий по ее оформлению.
Пришлось выполнить их обязательное условие, я сам лично стал почти на 5 лет ее начальником. Дверь в комнату без окон из моей приемной была обита железом, в нее дополнительно вставлен цифровой замок, и датчик охранной сигнализации, переданный на охрану Домодедовскому УВД. Для спецчасти была приобретена отдельная пишущая машинка, с которой был снят портрет - т.е. на листе бумаги для комитета была отпечатана каждая буковка и символ этой машинки. Изготовлены латунные печати для опечатывания дверей, пакетов, специфические резиновые штампы для делопроизводства, сварен металлический ящик с дырками в боку и стенках для сжигания бумаг. Пришлось изготовить и поставить в спецчасти стеллажи для топографических и проектных материалов с соответствующим грифом. Колесов Константин Васильевич, бывший моряк, мичман, секретчик главкома Северного Военно-морского флота, инженер отдела индивидуальной застройки, во многом в этом мне помог: в частности научил вести приемку, регистрацию бумаг, журналы учета материалов, готовить пакеты для отправки фельдсвязью, в общем практически всему, что было нужно. Но вот однажды произошел неприятный случай. Я оставил ключи от спецчасти на своем рабочем столе, а К.В. их спрятал, и вернул только через сутки, после того как я готов был уже лезть на стенку из-за их утраты. Этот урок им был проведен на славу! Кстати мой читатель с ним уже встречался - рассказик "Гектопаскаль" (http://www.proza.ru/2014/01/18/961). Под его техническим руководством составлялись акты на уничтожение корреспонденции и прочих утративших практическую ценность документов, дважды собиралась для этого комиссия и даже использовался ящик для их сжигания.
После создания спецчасти, все материалы, предназначенные отделу по делам строительства и архитектуры Валентина Ивановна с неописуемым удовлетворением, передала мне. Какое же было мое удивление, что еще масса неизвестных мне документов хранилась у нее просто в запечатанном виде, ровно в таком, в котором они были переданы Домодедовскому исполкому, отделом архитектуры Подольского района, 7 лет назад .

По фельдсвязи кроме инструкции от КГБ по ведению делопроизводства, от ГУГиК'а  (Главное управление геодезии и картографии при Совете Министров СССР) пришли:  Инструкция по определению и обеспечению секретности топографо-геодезических, картографических и аэрофотосъемочных материалов на территорию СССР (СТГМ-69), Москва, 1970, и Инструкция о порядке составления и издания планов городов и других населенных пунктов, предназначенных для открытого опубликования и "для служенного пользования" СПГ-73 (ныне СПГ-88, Москва, 1989).

Благодаря наличию спецчасти отрылось окно возможностей для пополнения информационной базы отдела исключительно важными материалами, влияющими на качество принимаемых градостроительных решений. В частности, Базалеев Николай Константинович, гл. архитектор ЛПЗП (Лесопарковый защитный пояс Москвы), оказал содействие в получении в МосГоргеотресте планшетов М 1:2000 по Домодедовской части охранной зоны музея-заповедника "Горки Ленинские", входивших в границы ЛПЗП, и пару планшетов (по моему выбору) с красными линями застройки, которые содержали наглядный образцы практики градостроительного регулирования застройкой г. Москвы. Позднее от территориальной инспекции Госгеонадзора были по фельдсвязи получены аэрофотоснимки по Домодедовскому району залетов разных лет, как мне кажется, 1948 и 1975 гг., копии планшетов накидного монтажа 1:5000, карты 1:25000, 1:50000, 1:10000 ГУГиК'а (Главное управление геодезии и картографии при Совете министров СССР) и Генштаба (Генштаб Советской Армии). Обустройство спецчасти, закупки оборудования и топографических материалов финансировались из спецсредств, заработанных производственной группой при главном архитекторе города.

Был приобретен также зеркальный стереоскоп - устройство с парой больших и малых зеркал, установленных под углом 45° к плоскости стола. Изображения двух аэрофотоснимков лежащих перед стереоскоп  отражается скачала в больших, а затем в малых зеркалах или призмах, а в мозгу наблюдателя сливаются в одно пространственное 3-х мерное изображение. Если правильно расположить аэрофотоснимки и глаза над прибором, то можно реально ощутить рельеф земной  поверхности с птичьего полета, а точнее как бы с борта зависшего вертолета или дрона. Этим я многократно пользовался для  изучения земельных участков перед или после выездов на место, для более детального изучения местности. Такие материалы предыдущих лет, выполненные 10, 20, 30 лет назад, кроме того дают возможность посмотреть на площадку в историческом аспекте, а это тоже часто бывало необходимо учесть.
Для оперативного использования аэрофотоснимков мне самому пришлось начертить картосхемы их расположения для быстрого поиска нужного снимка по номеру на схеме.
Наличие спецчасти помогло получению материалов проектов ВИСХАГИ (Всероссийский исследовательский сельскохозяйственный агрогеодезический институт, с 2016 года ОАО "Госземкадастрсъемка") на территорию сельхозпредприятий района и копий лесоустроительных планшетов того же масштаба (1:10000) Государственного лесного фонда, что в дальнейшем помогло, в частности, выпуску материалов внутрихозяйственной планировки на их территорию.

Не столько наличие качественных топографических материалы, сколько наличие, созданных на их основе, дежурных планов застройки, обеспечивает высокое качество градостроительных решений, но об это читайте далее.

P.S.
- ЛПЗП, Лесопарковый защитный пояс Москвы - несколько районов Московской области, прилегающих к МКАД, в которых градостроительное регулирование застройкой осуществлялось архитектурными властями г. Москвы, а не Московской области.
- Музей-заповедник "Горки Ленинские" - образован в 1972 г. постановлением  Совмина РСФСР на части территорий Ленинского и Домодедовского районов Московской области в целях сохранения памяти о В.И.Ленине, и полного воссоздания мемориальных ландшафтов и строений, которые окружали его в последние годы жизни в с. Горки.
- В качестве благодарности К.В. Колесову за его активную помощь, моя последняя поездка в Тартусский район в гости к Аапо Неемре (http://www.proza.ru/2017/01/09/326) состоялась на его машине с участием моего друга и главного архитектора г. Климовска Рафика Микаэляна. Эта поездка была совершена в отпускное время и совмещена с охотой в Эстонии, чем занимались Аапо и Константин Васильевич.