Судьба мудрее. Глава 16. Куда пойти учиться

Марина Клименченко
      После окончания десятого класса вопрос о том, куда пойти учиться дальше, меня не беспокоил. Всё было заранее обдумано, взвешено и окончательно решено. Я желала стать педагогом и в новом качестве вернуться в любимую школу. Так не хотелось с ней расставаться! Учителя поддержали благие намерения, дали мне целевое направление в пединститут и замечательную характеристику-рекомендацию. На льготных условиях предстояло сдавать всего два экзамена вместо четырёх. Здорово! Шансы на поступление увеличились во много раз, осталось только получить пару пятерок.
      Выбор пал на химико-биологический факультет. В этой области я соображала отлично и надеялась на светлые пророчества Галины Николаевны: может, и правда наукой займусь. А не сложится, так без работы не останусь. В верности моих планов усомнилась лишь Нина Александровна. Она недовольно вздыхала и считала, что лучше бы я связала жизнь с журналистикой. Однако таких специалистов в Хабаровске не готовили. Поездка в другой город требовала немалых средств, их в нашей семье и без того не хватало. Оптимальным вариантом была только педагогика.

      Документы в ВУЗ я подала в первые часы работы приёмной комиссии и, как примерная абитуриентка, тут же записалась на подготовительные курсы. Вскоре обнаружилось, что делать там нечего. Уровень знаний у выпускников нашей школы был очень высоким. Я дожидалась экзаменов, как праздника: непременно покажу, на что способна!
      За считанные дни до предполагаемого звёздного выхода декан факультета с неблагозвучной фамилией Дулин придумал собеседование. Не обязательное, просто полуделовой разговор для желающих учиться под его началом. Я поспешила на встречу, совершенно не предполагая крутого разворота приятных событий. В назначенный срок потопталась у оббитого порога, отогнала внезапную робость, да и вошла в просторный кабинет с сияющей улыбкой. Даже о складки ковровой дорожки не споткнулась! Присела скромно у краешка стола, рассказала о былых успехах и нынешних интересах. Сама верила, что призвание нашла, и декана в том убеждала.
      Он слушал меня внимательно, не перебивая, правда, смотрел в сторону и как-то нервозно вертел в руках карандаш. Я бесхитростно надеялась на одобрение своего выбора, но вдруг наткнулась на хмурый взгляд и получила резкое предложение поступать на другой факультет. Физмат, например. Опешив, посмела возразить: "Так это совсем не моё!". А в ответ отчуждённо: "Да какая разница? Вас всё равно примут, там недобор студентов каждый год". Меня окатило жаром, дышать стало трудно, руки затряслись. Собственным ушам не поверила, гадать принялась, чем не угодила.

      Оказывается, "заботливый" руководитель предвидел мои затруднения с летней полевой практикой. Без неё, мол, нельзя полноценно освоить биологию. Но не была я чересчур немощной! Конечно, ходила неэстетично, однако в посторонней помощи не нуждалась. Стоило замаячить конкретному "надо", могла бы в лесу и в поле листочки, цветочки да грибочки собрать – невелик труд. Я ведь наравне со здоровыми детьми училась и тут бы не оплошала. Только мои истинные возможности декан не рассматривал, блестящие знания и амбиции какой-то дэцэпэшницы его совершенно не касались. Спасибо, хоть заявил откровенно: "На мой факультет не поступите! Даже не пытайтесь". Окончательный вердикт меня ошарашил...
      Едва вернулась способность думать, я легко разузнала, что выездные занятия по ботанике часто проводятся в дендрарии, удобно обустроенном в черте города. Исключения предусматривались для беременных женщин и студентов с ослабленным здоровьем. Но почему-то не для меня. Взрослый умный человек (педагог!) не желал видеть нездоровую абитуриентку, тем более учить.
      Инвалидность стала настоящим приговором, который не обжаловать. Мою душу раздирал дикий протест, колючие эмоции заполонили сознание и впились в тело бессчётными шипами. Разбитая горем, я долго бродила по тихим унылым дворам и придумывала, как смягчить для мамы непредвиденный удар. Она и так из-за меня настрадалась, не добавлять же боли. Мысли катастрофично помрачнели, казалось, вся жизнь рушится. Дождя я не замечала, под ноги не смотрела, без конца оступалась, вздрагивала от автомобильных сигналов и собачьего лая. Редкие встречные прохожие торопливо отводили взгляды от моего заплаканного лица и, прикрываясь пёстрыми зонтами, молча шли мимо. Чужая беда их не волновала.

      Утро, как положено, было вечера мудренее, и я решила не поступать в педагогический институт. Альтернативные факультеты даже не рассматривала. Злая обида пленила разум, мечты и желания погибли. Потеряв над собой контроль, я стала равнодушной и безучастной, рано засыпала, поздно просыпалась, что-то ела, пила, не ощущая вкуса. Дышала и двигалась по инерции, учебники забросила.  Опасаясь быть в тягость маме, устроилась на работу. Вакансии не перебирала, согласилась на первую попавшуюся должность няни в ближайшем Доме ребёнка.
      Разная уборка меня не слишком затрудняла, а уход за маленькими детьми с непривычки стал большой нагрузкой. Я настроилась её выдержать, скопить деньги и через год уехать во Владивосток, там получить специальность журналиста. Но это потом. В ближайших планах был труд и снова труд. Хлопотливые обязанности забирали силы, время и отвлекали от дурных дум. С утра до вечера я приглядывала за брошенными малышами, ласковыми и отзывчивыми на доброту. Кормила их, умывала, переодевала, укладывала спать, поочерёдно обняв каждого. В минуты затишья мыла горшки, пол и посуду. В общем, всюду была нужной. Трудилась по десять часов в сутки до нудных болей в спине и ломоты в мышцах. На усталость не жаловалась, терпела. К распорядку дня привыкла быстро, с ребятишкам и сотрудниками ладила. Коллеги знали о моей неудаче, сочувствовали. 
 
      Мама понимала, что физическая занятость - лучшее лекарство от хандры, но работу на износ не одобряла. Она хотела, чтобы я подумала о мединституте, пока срок подачи документов не истёк. Ещё бы, самый престижный ВУЗ нашего города! Мечта любого здравомыслящего родителя. В те времена профессия врача пользовалась спросом и была в почёте, её выбирала третья часть выпускников школ. Абитуриенты сдавали экзамены по четырём предметам: письменно - литературу, устно - физику, химию и биологию. К сожалению, магическая сила целевого направления на медицинскую отрасль не распространялась. В случайный успех верилось слабо, однако попытка - не пытка, можно было рискнуть. Зря, что ли, я хорошо училась десять лет? 
      Одноклассница Жанна обрадовалась моему отрыву от вожделенного учительства и уговорила вместе осваивать врачевание. Она целый год ходила на подготовительные курсы, читала медицинские книжки и уверенно обещала, что учиться будет интересно. В общем, в угоду маме и подруге я понесла заявление о поступлении в другую приёмную комиссию. В последний день и час её работы секретарь торопливо принял документы, сунул их в серую картонную папку, а мою хромоту оставил без внимания. 
      

      Фото из сети Интернет.
      Хабаровский педагогический институт, ныне университет.
      Продолжение следует - http://www.proza.ru/2017/01/16/261