4. Не на того нарвались!

Виктор Гранин
               
 "Вхождение в общую геодинамику мужчины,перезревшего во всех оношениях"
         Продолжение от 1. http://www.proza.ru/2016/12/30/233
                2.  http://www.proza.ru/2016/12/30/249
                3.  http://www.proza.ru/2016/12/28/1609

               
         А не ударить ли мне тогда по неосторожным мозгам чем-нибудь этаким таким разэтаким.  Некоей свежестью определений застарелых понятий  взбодрить невольника-книгочея, имея целью отнюдь не навредить кому-либо, но обратить внимание на новые грани - подъистертого от множественных бессознательных употреблений - кристалла затверженных тайн.
К примеру, вот это…
        Геодинамика - тема, на след которой я набрел однажды, без всякой цели выгуливая себя вокруг да около. Но дела, более актуальные в то время, заставили забросить мои там блуждания; тем более что и намерения следовать фарватером научно формализованного определения существа заявленной темы как не было тогда, так нет и сейчас.
-Ну и?.. - Вправе спросить много мной уважаемый обыватель, если найдётся такой, кто клюнул на прихотливо расставленные тут и там мои приманки.
Насколько это возможно - попытаюсь ответить. Самому себе, прежде всего. Легко бы молвить просто: - "Хулиганство"; но что-то не вписываются  мои изощрённые поползновения в рамки  этого  определения подпадающего, кстати, под  соответствующую статью  известного законодательства.

           Оставим сугубым специалистам в областях специальных сфер деятельности обязанность скрупулёзно  следовать принятым научным сообществом правилам фиксирования - на всех доступных  носителях - крупиц  добытого знания;  пусть они спокойно покурят в стороне; себе же оставим произвол скакать с одного бугорка безответственных откровений до другого, нимало не заботясь о том, что же скажут люди, обнаружив в своей добропорядочной среде такие твои выкрутасы.
Значительно раньше меня нечто подобным начал заниматься Платон. Но в отличие от меня он был человеком с весьма существенной дисциплиной мышления. Более того его логические  построения актуальны и по сю пору. В частности – его правильные платоновские многогранники.
Забавное продолжение эта древняя находка получила в наши дни. Некий умный мыслитель Эдуард установил, что «короткоживущие подкоровые локальные возмущения генетически связаны с так называемыми кольцевыми структурами на поверхности Земли (а это - гигантские горные хребты планетарного масштаба, наземные и подводные, впадины, разломы и т.д. [и планетарного масштаба океанические течения? – спросил бы я ]) Выяснилось, что их радиальный компонент имеет отнюдь не произвольные размеры, его значения подчиняются некоему порядку».
      Порядок это удерживает от произвола силы таких сфер, что взгляд обывателя скоро теряет свою остроту восприятия и норовит погрузиться в дремоту.
      С пониманием отнесёмся к этой нашей всеобщей обывательской  особенности и свернём  на тропу, ведущую  из чащи непролазных истин на полянку где солнышко, цветочки да избушка.
Присядем на завалинку да помечтаем о жизни.

            Вот, например, - непривлекательного вида членистоногий трилобит. Отпечаток его я вижу в родной  мне земельке иркутского амфитеатра. Ну так что же? А то, что этому моему земляку пятьсот миллионов лет. Тогда здесь было жарко и сыро, мелководья древнего океана щедро дарили свою благодать. Не было нужды ни в шубе, ни в валенках, ни в каком-либо отоплении, освещении и канализации; правда не было телевидения и сотовые не работали. Но местные жители кембрия как-то обходились без них, отнюдь не страдая о т этого, а, напротив, активно размножались и передавали свою землю из поколения в поколение для формирования запасов углеводородного сырья для поколений грядущих времён.
          Кем был этот вот трилобит, сохранивший себя в отпечатке миллионы лет? Может быть он был выдающийся полководец, справедливый ли судья, или талантливый писатель, а, может, знатный хлебороб или даже мудрый правитель?
        За какие заслуги мироздание, этот всеобщий  Universum,  сохранило тебя во времени?
       А ведь в нём много чего было такого, от чего оторопь берёт. Ни с того, ни с сего вдруг случится взрыв численности не только какой-то хитроумной популяции, а множества видов, некоторый кембрийский взрыв произойдёт. А то, напротив, происходит глобальное вымирание. И так – не раз и не два. Трагично? В масштабе мироздания  – вряд ли.
        Что бы что?
        Что бы мой современник, глядя на тебя, мог обеспокоенно вопросить: " И я тоже!?" 
       Да есть ли у тебя, мой современник, иногда называющий себя венцом природы какие-нибудь основания обособить себя, если уж в не поколениях, то хоть в памяти природных образований на времена, соизмеримые с трилобитовыми?
      Ответ напрашивается я не вполне лицеприятный.
       А дальше то что?
      А вот тут-то и начинается самое интересное.

     Дело в том, что вот этот мой  первый встречный современник - он не трилобит, не рептилия и даже не динозавр, а он  - самый что ни есть высший - примат; ему подобные особи каждый в отдельности  и все  вместе за самое короткое время много разного натворили на земле,  много чего создали такого, до чего природа не додумалась за миллиарды своих лет, занятая невразумительной для нас своей работой двигать континенты, гонять туда-сюда океаны и воздымать горные системы, их стирать в порошок и создавать на этом месте новые моря  или горы; а вот слепить тот же фонарик светодиодный - ей слабо (хотя, даже заурядному жителю многонаселённой Поднебесной это доступно легко, не говоря уж о талантливом и высокодуховном  выходцу из среднерусской возвышенности).
     И вот этот, мной произвольно выбранный для примера, современник и даже соотечественник, чем он озабочен?
     О, много  чего высокого может составлять его заботу:
- во-первых, он думает о том, чтобы не было болезни, и чтобы жизнь таким образом продлилась как можно далее даже биологически обозначенных пределов (но вот о том, что тогда наша с ним общая популяция будет представлена преимущественно стариками, и утвердиться  главная проблема молодых - как бы от этого старья да ловко избавиться - о том он пока  додумался не вполне);
-во- вторых он думает о том, как - не дожидаясь безболезненной старости - стать богатым, и как бы избавиться от конкурентов в этом деле;
- тогда, в-третьих, как бы создать сверхэффективный способ массовой и эффективной нейтрализации конкурентов этих нехороших.
       А так как окружающая этого мыслителя среда что-то уж резко ухудшается, причём, без заметного  вмешательства природных сил и в масштабе реально ощутимого времени, то неплохо бы найти в бескрайних космических просторах подходящую планету, чтобы в случае обнаружения в том нужды - моментально туда слинять.
      Но вот до такого простого вопроса: - А дадут ли гипотетические те инопланетяне нам воспользоваться таковой возможностью? - мои соплеменники-гуманоиды  тоже как бы не додумались.
      Не шибко-то и я этим, последним, озабочен. Прежде всего потому, что уверен  - не дадут.
     А это  ведь хорошо! Ведь в данном случае право и справедливость на их, инопланетной, стороне;  нам же, вселенским засранцам, ничего другого не остаётся как, динамить здесь, на земле, называемой по научному Гео. Таким вот прихотливым образом и формируется предмет моего интереса - пресловутая моя геодинамика - как процесс планетарных изменений, включая в их число и творимые нами сумасбродства, в не зависимости от величины энергозатрат на эти дела и масштабов  реализованных свершений.
   В самом деле, образование горных систем, или даже формирование устойчивых океанских течений мало занимает отдельно взятого человека, действительно озабоченного вопросом - куда же его занесло с бодуна ли, или по другой какой опрометчивости? в результате которой приходят в возбуждённое состояние  массы народов, населяющих пространства континентов - а уж они-то куда  как более обширны, чем самая большая горная система.

    Геодинамика, тема эта (только что мной - для себя прежде всего  -  сформулированная), она, оказывается, не дремала  во всё  время моей её во мне консервации, а исподволь  - самовольно и тайно - напитывала себя соком впечатлений, доставленных  взором, вооружённым возможностями аэрокосмических сил мира людей планеты. Пусть они разобщены, те люди; это так; но это уж их собственные проблемы - мне же достаточно и того, что структурам, которые я наблюдаю, не подвластны даже самые изощрённые режимы границ.
    Действительно, играют ли таможенные процедуры и действия самых бдительных погранзастав сколько либо значительную роль, например, в построении мантийного комплекса  офиолитовых террейнов внутренних зон аккреционных орогенов? А ведь известно же нам из  весьма авторитетных источников, что в одном только тихоокеанском складчатом поясе
 «примерами офиолитов  одного только лерцолитового типа являются массивы Тринити в Калифорнии,  Хороман в Японии, восточное Сулавеси в Индонезии,  Тиебаги в Новой Каледонии.  В северо-западном  же звене тихоокеанского пояса – корякско-камчатском орогене, во внутренней  западно-корякской зоне  локализованы лерцолитовые офиолитовые массивы Усть-бельский, Эльденыр, Гребень.  Вместе с тем во внешней корякской тектонической зоне того же орогена, в складчатой системе ранних кайнозоид, характеризующихся в целом широким развитием истощённых гарцбургитовых ассоциаций, локализован крупный массив
                Тамватней – экзотический для этой зоны террейн,
парадоксальным образом сложенный офиолитами лерцолитового типа. Массив представляет собой вытянутое в широтном направлении горстовое поднятие, площадью более 250 км, приуроченное к тектонической границе майницкого и алганского террейнов. Продольными разломами массив разбит на линейные блоки, смещённые сдвиго-взбросовыми деформациями. Большая часть обнажённой площади офиолитов (около 200 км2) сложена  лерцолитами и диопсидовыми гарцбургитами.»
      Ну, сложена и сложена - да что из того? Если есть охота, то и сами лерцолиты и гарцбургиты, даже и самые истощённые можно бесконечно изучать - если найдётся до того охотник. Нам-то зачем это надо?

     Действительно, стремления углубляться в тонкости изучения земного вещества у меня нет. Мне уже достаточно  знать, что этот мир не только он есть такой, каким бы мы его видели, если бы те, уже упомянутые аэрокосмические устройства, стали бы частью твоих природных органов чувств, которым мы все-таки доверяем больше чем кому-то, считающемуся в этом деле авторитетом. Разумеется, упомянутые здесь авторитеты названы здесь не в уничижительном смысле.
         Тем более что авторитеты эти уважаемые уже начинают нам подшёптывать, что время геодинамически значимых гуманоидов на исходе, что грядёт время, когда природный гуманоид в массе своей будет представлять собой  бездельника, проводящего свои вековые дни без забот, потому что производством благ займутся биороботы, создаваемые в кратчайший срок для решения сиюминутной задачи. Этакие производители целесообразно будет легко утилизировать тотчас же, как только задача будет решена. Материалы же утилизации могут быть использованы  для создания биороботами биороботов же новых, для новых нужд. Таким вот образом бичей колымских и прочих советских медвежьих углов эволюция заменит бичами высокотехнологичными и тогда каждый человек  безболезненно для экономики может посвятить себя безбрежному дауншифтингу. Исключением весьма немногочисленным  предстанет особая группа гуманоидов посвятивших себя делу контролируемой эволюции общества в направлении гуманизма.  И «всё во имя человека, всё на благо человека» как это и начертано в моральном кодексе строителя коммунизма.
А вы говорите!..
      Это произойдет завтра?
      Отнюдь!
     А пока есть ещё время до начала эпохи всеобщей безработной беззаботности, всякий человек, кто хоть сколько-либо успешно пользуется, даром дарованным даром продуктивно мыслить и творить, вызывает у меня реакцию интереса, с моей стороны бескорыстного - как в смысле намерения воспользоваться плодами чужого труда без какого-либо его вознаграждения, так и в смысле ничего и не требовать в ответ этой своей благосклонности.
     При таком раскладе  легко можно обратить в свои собеседники любого, кто  разбросал зёрна своей мыслительной активности на носители информации, нами же расставленные на пространствах  природы, далеко не безучастной к нашим сумасбродствам.

    Частенько пребывая  в положении этакого соучастника разрозненных блужданий в зарослях материализованных знаков плодотворного разума, я и столкнулся однажды  с интересным для себя человеком, точнее его виртуальным  воплощением  в информационном пространстве нашего времени.
     До той поры я даже и не подозревал о его существовании, а теперь с удивлением  обнаружил поразительно много общего в нашем - до той поры казалось бы броуновском - блуждании на обширных пространствах жизни и судьбы.
    Не вдаваясь здесь в детали нашей общности, я намерен теперь сделать этого достойного человека себе собеседником не из корыстных (ещё раз повторю), а когнитивных побуждений. А, коль скоро  познавательная деятельность представляется определяющей в утверждении высокого нашего предназначения в среде обитания живых, ещё  не роботизированных организмов, то и всякая этим мной объясняемая бестактность вряд ли будет подвергнута порицанию.
    Я так думаю.

     (Продолжение следует http://www.proza.ru/2017/01/08/1296 )