Глава 2. Перемотка двигателя

Михаил Бортников
Глава 2. Перемотка двигателя.

Надо меньше пить. Надо меньше пить, - повторял себе Валера, перечитывая свои вчерашние каракули, написанные, увы, не мелким, а крайне неровным почерком. Вчера, в шесть вечера, он вернулся в каюту Рудольфа с твёрдым намерением отправиться к себе на пароход засветло.

Но новые друзья так дружно  просили его не портить компанию, что он сдался, решив только виски больше не пить. В конце концов, куда было спешить? Дело он сделал, достал все необходимые  материалы, и нужно было быть неблагодарной свиньёй, чтобы ответить добрым людям хамством.

Так вот и посидели ещё часок. Обе бутылки виски опустели, Валера же отдал должное панамскому пиву. На прощание обнялись, и Рудольф твёрдо пообещал зайти в гости в воскресенье, чтобы помочь Валерке практически. А по пути домой Колины вопросы о Викторе всколыхнули воспоминания детства, и он уже сам позвал четвёртого в каюту на кофе, достал последний свой шкалик коньяка. Ему захотелось выговориться, и проводив задремавшего в кресле Николая, он взялся за письмо.

Нет, конечно, он не собирался писать Ленке, тем более таких писем.  А уж про письмо в бутылке... Восемнадцатый век. Письма в бутылках, парусный флот, гнущиеся от шторма мачты, ром, солонина, женщины, смуглые, как ананасы, верхом на дельфинах. Бедная голова, сколько же он выпил вчера, что до такого додумался?

Валера перечитал письмо от начала до конца. Странно, всё вполне связно. Такое письмо он мог бы написать и трезвым. Алкоголь просто снял все тормоза. Неужели Ленка до сих пор сидит в его сердце занозой?

Ладно, пора идти на завтрак, а потом в машину. Обещал ведь стармеху хотя бы начать разборку. А голова пройдёт, куда она денется.

К обеду Валера с помощью вахтенного моториста разобрал двигатель и попробовал вытаскивать провода обмотки статора. Изоляция проводов была почти целая, провода в пазах сидели крепко. Поэтому пришлось устроить на палубе маленький костёр, чтобы нагреть корпус статора и выжечь лак проводов для облегчения разборки. К вечеру он вытянул весь провод из пазов. Новороссийцы не пришли, как обещали, и Валерка раньше обычного улёгся в постель. Замахался.

Наутро, доложив старшему механику о ходе работы, он зачистил до блеска пазы статора  и продул их воздухом. Поднявшись в десять утра на кофе, он обнаружил в кают-компании Рудольфа, с чашкой кофе в руках, Марию и Николая.

- Валера, прости, что я вчера не пришёл, - начал Рудик, - болел. И потом подумал, какая от меня польза вечером? Лучше отдохнуть и прийти с трезвой головой, чтобы, действительно, помочь. Стармех меня отпустил, я ему объяснил ситуацию. Кофе попьём, и в четыре руки до вечера и положим провод. Заодно и погутарим о нашем, об электрическом. У тебя ведь в электромастерской тихо?

- Тихо. Очень рад, Рудик. Конечно, в рабочее время намного удобнее. А то, что не пришёл вчера, даже хорошо. Я тоже себя неважно чувствовал. Но провод вытащил. А Виктор с тобой не пришёл?
- Нет. Он же на вахте до двенадцати. И у них там свои проблемы, капитан ему сказал проложить курс на Сиэттл.

В четыре руки дело, действительно, пошло веселее. И пока Валера делал шаблон для провода, Рудольф быстро и споро смастерил трамбовку - инструмент для уплотнения проводов в пазах статора.

 - Валера, статор ты хорошо подготовил. Теперь нарезай гильзы из импортного картона, который  я тебе дал. Ты витки считал, когда выдёргивал провод?
- Конечно, считал и записал. И провод проверил, диаметр точно такой же.
- Идеальный вариант. Можно в таких случаях и немного другой положить, но это сложней, всё пересчитывать приходится. И после перемотки проблемы могут быть, будет греться, например, а если перегреется, расплавится лак, вот тебе и короткое, или межвитковое. А провод нужно укладывать плотно, иначе весь не зайдёт. Без такой вот трамбовки не обойтись.

- Рудик, а что за лак ты мне дал, хороший?
- Отличный лак, я проверял. Он не только изоляцию даёт надёжную, но ещё и сохнет при комнатной температуре, а это важно. У тебя ведь печи нет.
- Ну, что? Приступим к намотке провода на шаблон?
- Ставь станок в тиски, и начнём, благословясь.

К шести часам вечера весь провод был аккуратно уложен, выводы подвязаны и подключены "треугольником", по той же схеме, что и старые. Ещё час работы, и покрытый изоляционным лаком статор был полностью готов.

- Рудик, спасибо. Без тебя я бы, наверное, и завтра не закончил.
- Так закончил бы послезавтра. Тебе что, горит?
- Да нет. Может и лучше было бы подольше провозиться, чтобы не думали, что это так легко.
- Совершенно согласен. Вообще советую в серьёзных вещах не спешить. Гарантия качества должна быть на первом месте. Пойдём чаю попьём.

В кают-компании ребят ждала новость, которую обсуждали стармех с капитаном. Компания окончательно  договорилась о доковании судна на судоремонтном заводе в Кальяо через две недели. Уже завтра будут замерять остаточные толщины обшивки корпуса, составлять карту толщин, приедут и специалисты обсуждать ремонтную ведомость. И если бы Валерка не поторопился с перемоткой мотора, можно было бы сдать его в электроцех.

- Всё равно молодец. Соберёшь двигатель, будет время проверить, и если что-то не так, сдадим перуанцам.
- Вряд ли у них лучше получится,- обиделся Валера, - всё будет нормально. А что ещё по электрочасти мы дадим заводу?
- ГРЩ - главный распределительный щит. Обесточимся полностью, и  бригада его почистит, просмотрит, подтянет соединения, сделает профилактику главным автоматам генераторов.

- И всё?
- А что ты хотел? Судно будет почти месяц стоять. За это время ты и сам пол-парохода переберёшь. Но если есть конкретные предложения, системы и механизмы, особенно Регистровые, которые сам не потянешь, завтра напиши мне список. Только будь скромнее. Денег у компании мало.
- Окей. Я подумаю, и с Рудиком вот посоветуюсь. - Рудольфа Дед уже видел в процессе работы.

 * Продолжение следует - http://www.proza.ru/2016/12/18/1370