Петропавловка старейшее село района

Юрий Тарасов-Камчатский
Спешу поздравить жителей одного из старёйших населённых пунктов нашего района – Петропавловки со 155-летним юбилеем!

- О чём это он? – предвижу недоуменное восклицание читателей. Ведь каждому знакомому с историей района известно, что Петропавловка была основана в 1878 году, а значит сейчас ей исполнилось только 138 лет.

Действительно, в официальном, ещё советском, справочнике «Амурская область. Опыт энциклопедического словаря» за 1989 год указана именно эта дата рождения Петропавловки. С тех пор она прочно укоренилась в головах всех кто когда-либо интересовался историей нашего края. И тем не менее, она совершенно неверна.

Известный советский историк В.М.Кабузан, опираясь на отчёты первых Амурских губернаторов, ещё в 1976 году указал настоящую дату появления этого села. Оно было основано в 1861 году (В.М.Кабузан. Как заселялся Дальний Восток. Хабаровск, 1976. С. 55), то есть ровно 155 лет назад. Подтверждает эту дату и Географическо-статистическй словарь Амурской и Приморской областей, изданный в Благовещенске в 1894 году (С. 319).

Но откуда же взялся 1878 год? Кому понадобилось омолаживать историю Петропавловки на целых 17 лет?

Трудно сказать, когда впервые дата её рождения была официально искажена. В Статистических таблицах населённых пунктов Амурского казачьего войска на 1 января 1912 года уже значится 1879 год. В Списке селений Амурской области за 1917 год появляется дата 1876 год. Даже если предположить, что последнюю составители Списка, возможно, просто спутали с датой основания другой Петропавловки, существующей сейчас в Ивановском районе Амурской области, то чем объяснить 1879 год? Смены населения на тот момент в селе не произошло, иначе это было бы известно составителю Географическо-статистического словаря А.Кириллову. А может быть всё дело в самом этом населении? Посмотрим, что пишет о нём тот же Кириллов:
«Жители по вере принадлежат к секте «субботников», которые в Амурской области, за исключением Благовещенска, в других местах не встречаются» (Географическо-статистическй словарь Амурской и Приморской областей. Благовещенск, 1894. С. 319).

Секта «субботников», ставшая известной в России с конца 18-го века, в 1825 году была признана вредной для православия (а значит и для государства) и подверглась гонениям, а её лидеры подлежали сдаче «в солдаты» или выселению вместе с семьями на слабо заселённые окраины страны. Только во времена «царя-освободителя» Александра 2-го (в 60-е годы) российские власти прекратили репрессии в отношение «субботников», а в 1905 году и вовсе официально предоставили им те же права, что и остальному населению.

Таким образом, забвение подлинной даты основания Петропавловки могло быть связано с желанием властей не афишировать участие этой гонимой государством секты в основании первых населённых пунктов на Амуре. Произойти данное «забвение» могло только в промежутке между 1894 (год издания Словаря Кириллова) и 1905 годами.

Возможно, по той же причине Петропавловка не была включена в ближайшую Амуро-Зейскую волость, а числилась в составе Кумарского станичного округа, то есть была изолирована от других крестьянских селений области,  оставаясь под присмотром казаков. Позже, уже при советской власти, политика замалчивания роли субботников в истории области будет продолжена, видимо из соображений борьбы с религиозным сектантством.

Но кто же такие «субботники» и почему так нетерпимо относилась к ним долгое время царская власть? Основной отличительной чертой вероучения этой секты было признание главной священной книгой не Евангелия, а Ветхого завета, что сильно сближало его с иудаизмом. Соответственно еженедельным праздником (и выходным днём) они считали не воскресенье, а субботу. Отсюда и их название. Итогом постепенной эволюции этого религиозного учения к началу 20-го века стало почти полное слияние с иудаизмом и отождествление его последователями себя с евреями.

Согласно Словарю Кириллова, Петропавловка была основана переселенцами из Саратовской губернии. Однако, по данным В.Н.Кабузана, никаких переселений из этой губернии на Амур до 1889 года не было. Подсказку для решения данного противоречия даёт свидетельство И.Неймана, писавшего в 1915 году, что «на Амуре в Благовещенске и в соседней деревне Петропавловке образовалась община субботников, включившая в себя как ссыльных, так и переселившихся «по своей воле», поддерживающая тесные связи с местными евреями» (Нейман И. О субботниках на Амуре // Еврейская старина. Т. 8. 1915. С. 183-185).

Таким образом, первооснователи д. Петропавловки полностью или частично были ссыльными крестьянами. Поскольку переселенцев из Саратовского губернии на Амур в те годы не было, обратим внимание на выходцев из других губерний и областей.

Согласно В.Н.Кабузану, в 1860-1861 году сюда прибывали переселенцы только из Полтавской и Енисейской губерний и Забайкальской области. Полтавщину сразу исключаем, поскольку субботников в то время там ещё не было зафиксировано. Отпадает и Забайкалье, так как основным местом ссылки для них в Сибири в период правления Николая 1-го были Енисейская и  Иркутская губернии.

Среди приехавших на Амур между 1860 и 1865 гг. енисейцев значатся две семьи из деревни Иудино Минусинского округа Шушинской волости (Аргудяева Ю.В. Этническая и этнокультурная история русских на юге Дальнего Востока России (вторая половина 19-го – начало 20-го в.). Книга 1. Крестьяне. Владивосток, 2006. С. 265-266). Эта деревня являлась основным местом поселения субботников в Енисейской губернии. Основана она была, в свою очередь, ссыльными крестьянами-субботниками именно из Саратовской губернии (и некоторых других) в 1830 (по иным данным – в 1838) году. Вряд ли можно сомневаться, что эти две семьи и стали основателями д. Петропавловки на Амуре. Возможно, к ним присоединилась одна из семей, прибывших из д. Завязино той же губернии, округа и волости. Глава семьи имел характерные для субботников библейские имя и отчество – Савва Моисеев (Там же. С. 266).

По утверждениям практически всех свидетелей и очевидцев жизни общин крестьян-субботников, они были очень рачительными хозяевами. У них запрещалось употребление алкогольных напитков, поэтому почти не было как правило связанных с пьянством бытовых преступлений и пороков. Отличались от других крестьян они и более высокой грамотностью. Всё это вместе взятое способствовало обычной зажиточности их общин.

По свидетельству А.Кириллова, к 1 января 1891 года в д. Петропавловке (то есть через 30 лет после основания) на 6 дворов (49 жителей) числилось 34 десятины пашни и 87 голов лошадей и рогатого скота, то есть примерно по 5-6 десятин пашни (что для лесной зоны было показателем достатка) и по 14-15 голов лошадей и рогатого скота на семью (или почти по две на каждого жителя, включая детей). К 1 января 1912 года в деревне было уже 140 десятин посева, 58 лошадей и 57 голов рогатого скота на 7 дворов (45 жителей). Факт значительного роста зажиточности налицо. Полное же отсутствие свиней говорит о том, что вероисповедание жителей оставалось прежним.

Почему за эти 20 лет население деревни уменьшилось, а не увеличилось – пока точно не известно. Возможно, часть населения к тому времени эмигрировала в Палестину. Один из исследователей, посетивший Благовещенск в самом начале 20-го века писал, что там в среде субботников и евреев уже широко обсуждались идеи сионизма (Л-ъ Л. Евреи на Дальнем Востоке в пределах Росийской империи и Манчжурии // Восход. СПб, 1904. Стлб. 38-43).

Уже упоминавшийся выше И.Нейман отмечал, что «…неподалеку от Благовещенска в с. Петропавловск проживают девять субботнических семей в составе 67 душ. Имеют миньян (кворум не менее чем из десяти человек, необходимый для общественного богослужения в иудаизме), молятся на «лошон койдеш» (древне-еврейский язык, иврит), носят сугубо библейские имена – Илья, Авраам, Яков, Азаф, Давид. Занимаются жители деревни хлебопашеством и скотоводством» (Нейман И. Там же.).

Хотя сведения, изложенные Нейманом, опубликованы были в 1915 году, относятся они явно к значительно более раннему времени, поскольку всего за 3 года, прошедших с января 1912 года население деревни не могло увеличится в полтора раза. Скорее всего, это - данные примерно на середину 1-го десятилетия 20-го века. По-видимому, к 1912 году наиболее сионистски настроенные жители деревни уже выехали на «Землю обетованную».

Небольшое количество дворов в первые 50 лет истории села – свидетельство отсутствия в это время притока новых переселенцев.

Надо сказать, что располагалась тогда Петропавловка не там, где она находится сейчас. Судя по современной карте, село растянуто вдоль берега Амура. Первоначальная же деревня была создана в 3-х верстах от реки, на берегу озера (Географическо-статистическй словарь Амурской и Приморской областей. С. 319). Видимо имеется в виду ближайшее к нынешнему селу озеро, которое так и называется – «Ближнее». Когда Петропавловка переместилась на своё нынешнее место, пока не ясно. Судя по Статистическим таблицам населённых пунктов Амурского казачьего войска, к 1 января 1912 года она всё ещё числилась «на озере» (Екатерининский станичный округ. С. 1).

А теперь подведём итог нашим рассуждениям:

Село Петропавловка было основано в 1861 году ссыльными крестьянами-субботниками Саратовской губернии, которые перед поселением на Амуре осваивали таёжные и степные просторы на Енисее. Таким образом, Петропавловка является старейшим из крестьянских селений Свободненского района. Старше её только бывшие казачьи поселения Сухотино и Буссе.


(Сведения об истории субботников взяты из различных сайтов интернета, большей частью из главы «Село Иудино» книги Савелия Дудакова «Парадоксы и причуды филосемитизма и антисемитизма в России».)